«Джазовая провинция-2015»: оркестр Олега Лундстрема, Сергей Манукян и другие известные имена | «Время культуры»

«Джазовая провинция-2015»: оркестр Олега Лундстрема, Сергей Манукян и другие известные имена

1

Полная программа международного фестиваля, который пройдёт в Воронеже с 1 по 6 ноября.

jazz 2015 november
Международный фестиваль «Джазовая провинция», который в этом году отмечает 20-летие, пройдёт в 2 этапа в 11 городах России. Наш город включён во второй, встречая привычный фестиваль уже в 13 раз.

На днях стартовала продажа билетов, их можно купить на сайте ticketok.ru, radario.ru, в кассах филармонии, в ТЦ «Галерея Чижова» и по телефону 230-0-230 (заказать с доставкой).

Расписание (возможны изменения, следите за новостями на нашем сайте):

01 ноября. Книжный клуб Петровский, 19:00

Дуэт Вагифа Садыхова (фортепиано) и Игоря Золотухина (гитара) (Москва)

В течение долгих лет ценители джаза восхищаются неповторимой эмоциональной манерой исполнения, прекрасным свингом и блестящей виртуозностью Вагифа Садыхова. Играть джаз он начал в 12 лет, потом окончил Азербайджанскую консерваторию по специальности «фортепиано». В первой половине 60-х Садыхов переехал в Москву, работал в оркестре Олега Лундстрема, потом — снова в Азербайджане, в Государственном эстрадно-симфоническом оркестре. Позднее получил предложение играть в оркестре студии грамзаписи «Мелодия», где, являясь клавишником, смог реализовать себя и как композитор. На его счету — сотрудничество с российскими и мировыми звёздами джаза и участие в крупных джазовых фестивалях.

Игорь Золотухин (гитара) увлекся джазом в середине 1970-х. После окончания в 1987 году Государственного музыкального училища им. Гнесиных по классу «джазовая гитара» несколько лет работал в оркестре под управлением Анатолия Кролла «Современник». С начала 90-х десять лет работал солистом в Государственном камерном оркестре джазовой музыки под управлением Олега Лундстрема. Выступал с саксофонистами Николаем Пановым, Станиславом Григорьевым и Анатолием Герасимовым, гитаристом Алексеем Кузнецовым, бас-гитаристом Алексеем Ростоцким и другими музыкантами, принимал участие в записях пластинок у отечественных поп-звезд, музыки к кино и мюзиклов, участвовал во множестве российских и зарубежных фестивалей.

Вместе эти музыканты играют как в дуэте, так и в квартете Вагифа Садыхова.

02 ноября. Книжный клуб Петровский, 18:00

Джазовая студия И. Файнбойма

Игорь Файнбойм — один из «старейшин» отечественного джаза, постоянный участник фестивалей 60-90 гг., участник фестиваля «Джазовая провинция» и первое джазовое лицо в отдельно взятом Воронеже. Имя пианиста вошло в энциклопедию «Джаз. 20 век». И если в этом самом городе сохранились островки джазовой культуры, то заслуга не в последнюю очередь именно Игоря Михайловича. Организатор регулярного джазового абонемента в воронежской филармонии, а также многочисленных клубных программ. Гастролировал в Японии, США, Франции, ЮАР. Работал с Давидом Голощёкиным, Юрием Голубевым, Томашом Шукальским (Польша), Александром Старостенко и другими. Лауреат многих конкурсов, начиная с 60-х годов и заканчивая 1990-м. В 2007 году отметил 60-летие.

Услышать джазовую студию Игоря Файнбойма воронежцам удавалось не раз, например, на фестивале «Усадьба Jazz», на Первом открытом городском молодёжном фестивале джаза (2014) и так далее.

03 ноября. Филармония, 19:00

Оркестр О. Лундстрема(Россия) и Анна Бутурлина (вокал)

Самый «долгоиграющий» биг-бенд в мире, что зафиксировано в российской книге рекордов Гиннеса. Оркестр был основан в 1934 году Олегом Лундстремом. 17-летний Лундстрем случайно наткнулся на пластинку малоизвестного в то время за пределами США и Европы оркестра Дюка Эллингтона «Дорогой старый юг» (Dear Old Southland), и с этого момента началось его увлечение джазом. В следующем году вместе с друзьями Лундстрем принимает решение создать джаз-оркестр, а уже в 1936 у оркестра появляется первый профессиональный контракт.

За свою 70-летнюю историю оркестр гастролировал с концертами более чем в 9000 городах бывшего СССР и более чем в 1000 городах дальнего зарубежья, сотрудничал с мировыми звездами. Среди российских исполнителей осуществляется постоянное сотрудничество с Денисом Мацуевым (фортепиано), Борисом Андриановым (виолончель), Надеждой Токаревой (скрипка). За долгие годы было выпущено более 50 альбомов с аранжировками как популярной так и национальной музыки, а так же оригинальными произведениями.

Сегодня Государственным камерным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема руководит композитор, дирижер и пианист Борис Фрумкин, которого отличает интеллигентное, бережное отношение к джазовому наследию коллектива и наряду с этим стремление создавать новые, оригинальные программы. В репертуаре оркестра джазовые пьесы многих известных композиторов: А.Эшпая, Г.Гараняна, О.Лундстрема, И.Дунаевского, Д.Эллингтона, К.Бэйси, Г.Миллера, Ч.Паркера, Д.Гершвина и многих других. Оркестр успешно продолжает концертно-гастрольную деятельность по России ближнему зарубежью и миру.

Анна Бутурлина — джазовая певица, аранжировщик, актриса театра Стаса Намина. Одна из самых востребованных джазовых певиц России ставшая первой женщиной, чьё лицо появилось на обложке журнала «Джаз.Ру». Уже в 19 лет дебютировала в одном из лучших джазовых оркестров страны, МКС биг-бэнде Анатолия Кролла; следующим шагом было участие в оркестре Олега Лундстрема и сотрудничество с основной массой ключевых лидеров российского джаза, среди которых Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Игорь Бутман и многие другие. Сейчас Анна Бутурлина является солисткой биг-бэнда “Орфей” под управлением Игоря Кантюкова. Записала два сольных диска «BLACK COFFEE» (2002) и «MY FAVORITE SONGS» (2006).

Apple Tea (Беларусь)

Состав: Игорь Сацевич – художественный руководитель, композитор, бас-гитара; Александр Сапега — барабаны; Константин Горячий — клавишные; Игорь Лютый — альт-саксофон; Виталий Ямутеев — тенор-саксофон, кларнет; Михаил Филипеня – гитара

«Яблочный чай» (в переводе с англ.) — визитная карточка современного белорусского джаза, часто именуемая «лучшим белорусским джазовым экспортом». В основу репертуара коллектива, созданного в 1994 году, легла музыка лидера группы Игоря Сацевича, включающая в себя элементы всех современных джазовых стилей.

Apple Tea первой из белорусских групп издала альбом в России (1997), с 1992 по 1998 музыканты работали как малый состав Государственного концертного оркестра Белоруссии, а в 2012 году коллектив стал обладателем Национальной музыкальной премии Беларуси в категории «Лучший джаз-исполнитель (коллектив)». Кроме того, музыканты участвовали в крупнейших джазовых фестивалях, таких как Jazz Jamboree, Джаз-Коктебель, «Упоение джазом» и многих других и записали 7 авторских джазовых альбомов, популярных в Белоруссии и за её пределами.

04 ноября. Книжный клуб Петровский, 19:00

Happy55 (Россия)

Состав: Ярослав Борисов, фортепиано; Александр Битюцких, ударные; Геннадий Чухлов, кларнет

Проект Happy55 – зрелый и яркий экспериментальный коллектив, один из любимцев отечественной авангардной сцены (выступали на «Усадьбе Jazz» в Воронеже и других известных фестивалях). Аналогов творчеству группы нет ни на российской, ни на мировой сцене. Happy55 исполняет собственные произведения, которые весьма трудно квалифицировать на предмет соответствия тем или иным формальным рамкам. Их музыка необычна, умна, глубока, порой иронична, порой весьма прочувствована – и свободна.

В разные годы Happy55 представали перед слушателями как трио, квартет и квинтет. Основатели группы не исключают возможности того, что состав группы может меняться – в зависимости от необходимости к группе могут подключаться дополнительные музыкальные «модули», тем самым дополняя звучание. На протяжение последних 4 лет коллектив выступает в трио с кларнетистом Геннадием Чухловым, полноправно присоединившимся к дуэту в 2007 году. В таком составе группа и выступит на фестивале «Джазовая провинция».

Johannes Maas Trio (Германия)

Состав: Йоханнес Маас (Johannes Maas) — гитара; Файт Штайнманн (Veit Steinmann) — виолончель; Филипп Клан (Philipp Klahn) — ударные

Не так давно у гитариста Йоханесса Мааса появилась идея создать камерное трио, чтобы воплощать в жизнь идеи собственных произведений. Тогда музыкант пригласил к сотрудничеству двух опытных и чрезвычайно талантливых музыкантов: одного из немногих джазовых виолончелистов Файта Стейнманна и Филиппа Клана, играющего на барабанах и перкуссии. В Johannes Maas Trio музыканты находятся в беспокойном творческом движении между лиризмом и энергией, музыкальной структурой и свободой, коллективным и индивидуальным звуком.

Йоханнес Маас (гитара) — универсальный музыкант, играющий в различных составах – от дуэта до биг-бэнда. Создает свою музыку под влиянием джаза, грува, этнической и классической музыки. Изучал джазовую гитару и гитару в поп-музыке в Нидерландах, сейчас обучается джазовой композиции в Кёльне (Германия). Играл в составе Youth Jazz Orchestra — биг-бэнда для талантливых музыкантов из North Rhein Westfalia, с которым выступал в разных странах (Израиль, Китай, Сенегал, Мальта и др). Йоханнес — победитель конкурса Jugend-Jazz для молодых джазовых музыкантов, обладатель награды Sparda Jazz Award конкурса Düsseldorfer Jazz-Rally.

05 ноября. Филармония, 19:00

Duet Busch — Van Kemenade (Голландия)

Состав: Пауль ван Кеменаде – саксофон; Стевко Буш — фортепиано

Они знакомы с 1995 года: Стевко Буш, победитель конкурса Jazz Art Award в Германии, и автор “Close Enough” — альбома, названного американским журналом “DownBeat” лучшим CD 2011 года, — Пауль ван Кеменаде, обладатель Boy-Edgar-Prize, одной из самых престижных наград на джазовой сцене. Впервые они встретились в коллективе “Сontraband”, основанном Виллемом ван Манненом, голландским тромбонистом и соучредителем концертного зала джазовой и импровизационной музыки в Амстердаме «Бимхейз». С той поры музыканты периодически давали концерты, однако публика желала большего и в итоге, их совместный альбом “Contemplation” получил множество восторженных отзывов по всему миру.

В этой музыке можно услышать влияние и южноамериканских, и древнерусских мотивов, создающих спокойную и в то же время проникновенную атмосферу созерцания, порой окрашенного печалью. В ней есть и незамысловатые фрагменты, похожие на песню, ошеломляющие своей простотой, а также динамичный ритм и глубоко впечатляющая импровизация».

Напомним, что вы уже могли слышать этот дуэт на «Джазовой провинции» в Воронеже в 2013 году.

VINTSKEVICH & JAZZ ART (Россия-Англия-Эстония)

Состав: Леонид Винцкевич — фортепиано, Джоэл Тейлор (Joel Taylor) — ударные, Николай Винцкевич — саксофоны, Кип Рид (Kip Reed) — бас

Леонид Винцкевич — Заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России. С 1996 года — бессменный арт-директор единственного в Европе передвижного международного фестиваля «Джазовая провинция» (Курск). Виртуозный, изобретательный пианист и композитор, чья музыка пронизана и русским фольклором, и европейскими джазовыми традициями. Его изобретательность, мощная игра и эмоциональность получили самую высочайшую оценку ведущего джазового журнала «Down Beat»: «прекрасный, не замкнутый в себе, русский авангард…». Участвует в самых известных фестивалях джазовой музыки Европы, России, Америки, Скандинавии.

Николай Винцкевич окончил джазовый факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. В 1998 году стал лауреатом премии Московской ассоциации джазовых журналистов «Джаз Ухо» в номинации «Музыкант, заслуживающий более широкого признания». Хотя с раннего детства слушал классическую музыку, дебютировал в звукозаписи с эйсид-джазовым проектом VF (диск фирмы Богема), гастролировал во многих странах, в том числе в городе Москоу, штат Айдахо (где играл в оркестре Лайонела Хэмптона — покровителя местного джаз-фестиваля). Играл с известными музыкантами и выступал на различных джазовых фестивалях. За последние пять лет Николай ярко проявил себя как композитор. В 2011 году вышел новый альбом Николая Винцкевича «Vive L`Аmour», в записи которого приняли участие известные музыканты – американские и российские. Большинство из них в разные годы участвовали в фестивале «Джазовая провинция».

Об остальных музыкантах читайте на сайте «Джазовой провинции» в Воронеже.

THREE HORNS AND A BASS (Голландия)

Состав: Пауль ван Кеменаде (Paul van Kemenade) — альт-саксофон; Ангело Верплуген (Angelo Verploegen) — флюгельгорн; Лаук Будестейн (Louk Boudesteijn) — тромбон; Виро Махиу (Wiro Mahieu) – контрабас

Голландский альт-саксофонист и композитор Пауль Ван Кеменаде в 2010 году основал свой уникальный ансамбль, отличающийся от групп с традиционной ритм-секцией. Музыкальные эксперименты в этом направлении он воплотил в жизнь в альбоме Close Enough, а в этом году коллектив выпустил альбом In a certain mood («В определенном настроении»), который также был принят на «ура» музыкальными критиками.

Sergio Bastos (Бразилия)

Легендарного бразильского гитариста и вокалиста Сергио Бастоса давно окрестили «одним из красивейших бразильских голосов Европы». Исполнение Сергио Бастоса – это уникальное соединение классической боссановы с различным сплавом бразильских ритмов, джазом и этническими мелодиями различных направлений.

Как композитор и исполнитель Сергио записал около 50 пластинок в самых разных музыкальных стилях: поп, босса, самба, джаз-рок, фьюжн. Работает с финской поп-группой AIKA KONE и финско-бразильским составом Caipirinha. Как гитарист и бэк-вокалист выступал вместе с легендарным Serqio Dias Baptista, участником бразильской группы MUTANTES. Сотрудничал с Bebel Gilberto (дочерью Жоао Жилберто) в Bossa-Nova Diva.

06 ноября. Филармония, 19:00

Espen Erikson Trio (Норвегия)

Состав: Эспен Эриксен (Espen Eriksen) — фортепиано; Ларс Тормод Дженсет (Lars Tormod Jenset) — контрабас; Андреас Бай (Andreas Bye) — (ударные)

Трио исполняет чрезвычайно лиричные инструментальные композиции с элементами скандинавского фолка. Это одно из самых мелодичных фортепианных трио, их первый альбом You Had Me At Goody (2010) продемонстрировал «обновление традиций фортепианного трио» (All About Jazz). После выхода второго альбома What Took You So Long (2012) трио укрепило свои позиции, «быстро отбросив все подозрения в том, что они лишь еще одно европейское трио, работающее с мягкими мелодичными формами» (Jazz Wrap). По мнению BBC, What Took You So Long — это «удивительная джазовая пластинка, нашедшая давно потерянное искусство мелодического минимализма – прекрасного своей наготой. Никакой пыли в глаза, лишь грациозная химия супер-музыкантов на вершине карьеры». Третий альбом Espen Eriksen Trio Never Ending January вышел 4 сентября 2015 года в Propeller Studio (Осло).

Коллектив принимал участие в крупных джазовых фестивалях Норвегии, Дании, Германии, Швейцарии, Англии, России, Южной Кореи, Малайзии, Индонезии. Их музыка звучит на радиостанциях Европы, США, Азии, Южной Америки и Австралии, в том числе BBC.

Rita Edmond – вокал (США) и Роберт Анчиполовский (Израиль)

Влиятельный JazzTimes назвал джазовую певицу Риту Эдмонд джазовым открытием. Выпускница всемирно известного Berklee College of Music Рита Эдмонд одинаково искусно поет джаз, блюз, соул и госпел. Кроме того, она получила первое место на вокальном конкурсе имени Билли Холлидей, стала хедлайнером джаз-фестиваля Дюка Эллингтона, трижды участвовала в Cape May Jazz Festival, а также стала обладательницей Золотой медали музыкального фестиваля American Traditions Competition. После одного из ее фестивальных выступлений джазовый критик JazzTimes восхищенно написал: «Эдмонд не только вызывает в голове воспоминания о божественной Саре Воэн, она воздает этим воспоминаниям должное».

Роберт Анчиполовский – выдающийся израильский саксофонист, один из тех джазменов-выходцев из бывшего СССР, кто смог добиться большой известности за рубежом. Роберт получил образование в американском музыкальном колледже New School, где его учителем стал легендарный Фил Вудс (Phil Woods). В 2004 году Анчиполовский получил первую премию на престижном конкурсе саксофонистов в Италии и заключил контракт с фирмой грамзаписи Philology Records. Впоследствии Роберт стал лауреатом таких престижных международных фестивалей, как Wichita Jazz Festival, Paris International Jazz Festival, Umbria Winter Jazz Festival, Фестиваль Израиля в Иерусалиме, Эйлатский джазовый фестиваль на Красном море. С 2006 успешно Роберт гастролирует в России с сольным проектом Bird with Strings, а также тесно сотрудничает с пианистом Даниилом Крамером.

Made in France (Франция)

Услышать этот коллектив в нашем городе вам, возможно, посчастливилось на «Джазовой провинции» в 2012 году (тогда они выступали с одной из лучших джазовых певиц Европы — Катей Пальмер).

Гитарист и композитор Андрей Боднарчук в 1980-х годах работал в лучших джазовых коллективах Москвы: Владимира Коновальцева и Германа Лукьянова. Сейчас живет во Франции, выступает на известнейших джазовых фестивалях: NorthSeaJazzFestival (Голландия), JazzNice (Франция), джазовом фестиваль в Берлине и других.

Выпускник Кембриджа, британский саксофонист Нэйл Герстенберг уже с 17 лет играл с лучшими джазменами Англии, а в составе разных групп выступал на лучших джазовых фестивалях Франции, Великобритании, Италии, Арабских Эмиратов, Германии, Тайланда.

Великолепный барабанщик, перкуссионист и композитор Феликс Сабаль-Лекко родом из Камеруна, но уже много лет живет и работает во Франции. Он считается одним из оригинальнейших музыкантов Европы: он владеет феноменальным стилем игры на барабанах и перкуссии, его стиль – это взрывная смесь фанка, афро, фьюжна и джаз-грува. На его счету, например, гастроли и концерты с самим Стингом и не только.

Сергей Манукян (Москва)

Сергея Манукяна воронежцы и гости города уже успели услышать на прошедшей в июле «Усадьбе Jazz».

Вокалист, инструменталист, композитор, аранжировщик, исполнитель на клавишных и ударных инструментах, он – настоящая легенда отечественного джаза. Его называют одним из лучших соул-исполнителей нашей страны и все без исключения признают, что каждое выступление музыканта — это особая магия, рожденная оригинальным, не имеющим аналогов стилем исполнения.

Сергей Манукян — обладатель множества престижных премий, в числе которых «Лучший джазовый музыкант года» и премия «Овация», участник множества российских и зарубежных фестивалей. Кроме того, он активно занимается развитием джазового искусства благодаря своему Фонду, который он основал 10 лет назад.

Финальный джем-сейшн!

 

О том, как проходил любимый джазовый фестиваль нашего (и не только) города, читайте в нашей подборке:

«Джаз в большом городе» (2012)

«Сезонная Jazz-терапия. Инструкция по применению музыкального антидепрессанта» (2013)

«Это просто джаз какой-то!» + краткие обзоры нескольких дней фестиваля: первый, второй, третий (2014)

И небольшой текст о ситуации с джазовой музыкой в Воронеже — «Послезавтра будет джаз: Воронеж до и после «Джазовой провинции».

 

Об авторе

1 комментарий

Оставить комментарий