Академический театр Драмы имени Кольцова: Начало Петровской эпохи | «Время культуры»

Академический театр Драмы имени Кольцова: Начало Петровской эпохи

0

Субъективный обзор воронежских театров. Часть 1.

Полный обзор см. на странице…

Экскурсии в театре

Художественному руководителю воронежской Драмы Владимиру Петрову был  уготован нелёгкий путь.  Он пришёл на  смену скоропостижно скончавшемуся прежнему хозяину театра Анатолию Иванову  в сложное время. Нужно было  одновременно заниматься реконструкцией исторического здания театра, ставить плановые спектакли в нынешнем Концертном зале  (что  на  Советской площади, где ранее драмтеатр дислоцировался) и параллельно налаживать отношения со своенравной кольцовской труппой. В общем, несколько плохо  гармонирующих между собой  удовольствий в одном флаконе.

Психологический климат в театре был  напряжённый, что  неудивительно: за 20  лет  руководства театра Ивановым артисты привыкли к определённому укладу творческой жизни, вросли в него  корнями и даже любые  бытовые отклонения воспринимали как угрозу личной безопасности, а уж появление нового начальника-варяга (до Воронежа Петров ставил спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Омске, Киеве, Севастополе – прим  ред.) ознаменовалось панической враждебностью. Впрочем, это тоже  логически объяснялось естественным устройством человеческой психики: когда, допустим, умер  генсек Брежнев, не было, кажется, в Советском Союзе человека, который бы не подвергся панике и не начал думать, что  теперь неизбежно начнется ядерная война со Штатами.

Но самой серьезной проблемой творческого порядка для Петрова всё-таки стало отсутствие молодёжи в театре: кольцовская труппа была достаточно возрастной, актёров моложе сорока на тот момент не  наблюдалось, и это  обстоятельство связывало руки Петрову – о спектаклях с молодыми главными героями, вроде «Ромео и Джульетты», мечтать не  приходилось. Любой,  даже лёгкий намёк на  разговор о молодом пополнении нервировал труппу, которая вела  себя  в точности, как  в булгаковском «Театральном романе»:

«…группа  старейшин рассуждала так:  мы ищем, жаждем ролей, мы, основоположники, рады были бы показать все наше мастерство в современной пьесе  и… здравствуйте, пожалуйста! Приходит серый костюм и приносит пьесу,  в которой действуют мальчишки! Значит, играть мы её не можем?! …основоположники, значит, будут  сидеть и растерянно улыбаться, – значит, мол,  мы не нужны уже?  Значит, нас  уж, может, в богадельню?»

Положение усугублялось тем,  что  в штатном расписании было  достаточное количество вакантных мест,  чтобы иметь возможность пригласить целую группу молодых артистов, но решиться на  такой шаг мог лишь самоубийца. Дело  в том, что  до сего момента деньги, выделяемые для  обеспечения свободных ставок, распределялись между работающими актёрами, что  давало им  весьма существенное материальное подспорье. Лишить их дополнительного дохода  – это своими руками создать коллектив сплочённых врагов у себя  же в доме.  Но другого выхода Петрову не оставалось, ибо – в силу  своей  порядочности и немалого  опыта – радикальных действий вроде  тотальной кадровой чистки он предпринимать категорически не хотел,  хотя  и обладал на  тот момент неограниченным  кредитом доверия губернаторского верха. Петров твердо намеревался сохранить основную труппу, тем более  у него  перед глазами был  печальный опыт  реформирования многих театров с крепкими традициями  (начиная с той  же Таганки), и чем  заканчивались подобные опыты, он тоже  знал превосходно.

Худрук всё же решился на непопулярный шаг,  взял в театр молодёжь на свободные ставки – заработки труппы естественным образом понизились (вернее, они просто стали соответствовать действующим окладам),  а ожидаемый конфликт не замедлил себя  ждать.

Страшен творческий человек, когда посягают на его кошелёк! В чём  только не обвиняли Петрова некоторые старейшины, куда  только не писали жалобы и в какие присутственные места с этими самыми жалобами не ходили! Владимир Сергеевич перенёс все эти дрязги с твердостью стоика, на провокации не поддался и продолжил гнуть свою линию, смысл которой лучше всего  сформулирован в известной русской поговорке:  терпение и труд  все перетрут. Результаты труда во время этапа притирки худрука с труппой тоже были неоднозначными – да другими они  и быть  не могли, чего  тут лукавить! Сутью  репертуарной политики являлся компромисс: чтобы умаслить народных да заслуженных, приходилось ставить пьесы, от которых  отчётливо пахло антиквариатом, а ради компенсации репутационных потерь (в глазах прогрессивной публики, жаждущей Ивана Вырыпаева) со штыками наперевес бросили драмовский молодняк под предводительством режиссёра Никиты Рака. По афише легко угадывалась неоднородность репертуарной политики, и искушенный зритель догадывался, что  в театре продолжается подковёрный шухер.

Вслед  за трудом наконец-то сыграло и Петровское терпение. Нужно заметить, что  кольцовские актёры со стажем – это очень хорошие актёры. Да, эмоциональные и легкоранимые, да, иногда не в меру склочные, но где вы вообще видели актёров всегда белых  и пушистых? А важнейшее качество старожилов воронежской Драмы (при всём  многообразии противоречий и эмоций) заключается в том, что  они – настоящие профессионалы своего  дела.  Поэтому когда пора  скандалов, вызванных ощущением неопределенности, миновала, на  переднем плане сохранилось главное – преданность собственному театру. Как-то сразу стало понятно, и что  худрук переживает за судьбу  воронежской Драмы, бьётся за неё  – в том числе в кабинетах местного департамента культуры, и что  режиссёр он весьма и весьма даровитый. Исчез и некий холодок по отношению к молодому пополнению,  вчерашние дебютанты это тоже  почувствовали, перестали пугливо дичиться основоположников. Настроения в труппе приобрели некую общую  гармоничность, наконец-то возникло ощущение ансамбля.

И тут-то Драму, что  называется, попёрло! Творческая энергия, долгое  время не находившая выхода, сдетонировала не только на  сцене родного театра, но и выплеснулась на  воронежские улицы.

Расскажу, что происходило в период с нынешней весны, хоть и придётся временно сбиться на стиль пресс-релиза. Был  День открытых дверей на старте сезона, который совпал с Днём города. Для  воронежцев устроили экскурсию по театру, знакомили  с искусством Юрия Купера – художника, спроектировавшего новое  здание Драмы. Чуть позже придумали эффектный флешмоб на 50-ый показ спектакля «Как я стал».  Зрители поздравляли актёров, атмосфера сложилась теплая и, слава богу, не камерная. Показали спектакль «Ворон»  в концертном варианте 9 мая на сцене у «Утюжка», а 21  июня в Зелёном театре. Актёры тогда  возложили венки у братской могилы в Центральном парке вместе с горожанами. Придумали совершенно уникальный набор флеш-акций: на вокзале, в ЗАГСах  с подарочными сертификатами молодожёнам, фото  с горожанами в Кольцовском сквере и на улице возле  театра – всё это в поддержку спектакля  «С любимыми не расставайтесь». Кстати, сумели снять документальный фильм с участием воронежцев специально ко Дню  семьи, его тоже  показывали перед этим спектаклем. Более того: пригласили в театр почётных гостей – семейную пару, прожившую в браке более  55  лет, которая вместе с остальными зрителями и специально приглашёнными по этому  случаю священнослужителями провела содержательный диспут на тему  семейной жизни. А чего  стоит большая программа на нескольких сценических площадках во время всероссийской акции «Ночь в театре»? Ведь Драму тогда  бесплатно посетили почти 1500 человек, артисты  работали до четырех часов утра.  Воплотили в жизнь акцию СИТО  (современное исследование театральных объектов) «Иван Вырыпаев. Избранное». Получили эксклюзивное разрешение на прочтение «Солнечной линии» от Ивана (права на пьесу  принадлежат театру «Современник») – особый подарок для воронежцев. Каждая пьеса заканчивалась обсуждением и зрительским голосованием. В рамках СИТО  зрителям показали фильм Kislorod – акцию приурочили к Году российского кино. Что  ещё?  Ах да, именно театр Драмы выступил с инициативой Театрального субботника. Не так  давно актёры воронежских театров, журналисты и краеведы собирались на уборку территории вокруг старинного особняка, памятника архитектуры на улице Сакко  и Ванцетти. Навели порядок вокруг, заодно почистили и вымыли фасад. Здорово?

Что  ещё?  Конечно же, многочисленные читки в кафе-партнёрах театра. Это уже  постоянная инициатива молодёжи при  активной поддержке театра. А открытие театрального сезона в этом  году?  Когда более  300 зрителей собрались во внутреннем дворе, где был  показан актёрский капустник. Пришли и участники труппы, и директор с худруком, а потом устроили танцевальную вечеринку, причём, чтобы не беспокоить жителей близлежащих домов,  музыка для танцующих шла в наушниках их мобильных телефонов… Да  блеск!

Для  чего я всё это рассказываю? Чтобы подчеркнуть: ещё  никогда театр Драмы не был  так  активен, так  разнообразен в своих  действиях по привлечению зрителя, как  сейчас, и делают это кольцовцы с удовольствием, максимально открыто и дружелюбно. Поэтому и результаты очевидны и впечатляющи.  А если  говорить о внутренних достижениях, то блестящая недавняя премьера «Вишневого сада»,  в которой и основоположники и молодёжь показали себя  абсолютно гармоничным ансамблем, дала окончательный ответ:  недавние проблемы ушли в прошлое, театр наконец-то на  подъёме – и начинается его новейшая история, за развитием которой следить будет чрезвычайно интересно.

 

 

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий