Театр «Неформат»: История одного альтруиста

0

Субъективный обзор воронежских театров. Часть 5.

Полный обзор см. на странице…

неформат

Вы мне  можете не поверить, но я говорю  совершенно серьезно: артист воронежского театра драмы Антон Тимофеев – сумасшедший.

Долгое время я не подозревал об этом  и думал следующее: ну, актёр и актёр – в меру  симпатичный, в меру  талантливый, в меру  разносторонний – не так  уж мало  таких. Подобное мнение о Тимофееве бытовало, когда он ещё  в ТЮЗе  работал. Но потом он не выдержал тоскливого режиссёрства Латушко и успешно сбежал в драмтеатр, где его с радостью и приняли. После  этого  Антона словно подменили, творческая меланхолия исчезла, словно её и не было никогда. И сразу на  нескольких воронежских сценических подмостках загромыхала кипучая тимофеевская энергия.

Помню, несколько лет  назад было  дело,  забрёл я в Дом  актёра на  капустник, приуроченный ко Дню  театра. Забрёл, скорее, по привычке, не думая увидать там  что-либо интересное. Суть  в том,  что  «капустное» движение в Доме актёра очень быстро сошло на  нет  после того как этим  делом перестали заниматься легендарные народные артисты Анатолий Абдулаев и Александр Тарасенко. Они  в своё  время умели увлечь и объединить своими замыслами актёров и музыкантов со всех  воронежских театров, превратить эти  выступления в настоящие шоу.

После  них  на  протяжении многих лет  в Доме  актёра случались разве что  тошнотворно скучные концерты  «для  галочки», и вина за это лежала вовсе  не на руководстве учреждения. Местные методисты как раз  постоянно проявляли активность, чуть  ли  не за руки ловили заходивших туда  актёров и режиссёров, уговаривая поучаствовать в организации капустников. Актёры нехотя соглашались, но тратить время на  придумывание самостоятельных сценариев и репетиции им  откровенно не хотелось, поэтому вместо капустников клеили сборные концерты из  готовых номеров, которые есть  у каждого творческого исполнителя на  случай оперативно подвернувшейся халтурки.

Так  вот, пришёл я, значит, тогда  в Дом  актёра, открылся занавес, и я глазам своим не поверил. На сцене развернулось совершенно фантастическое действо, в котором участвовали не меньше 40  чело- век  молодёжи из драмы, ТЮЗа и оперного театра. С музыкой, песнями, танцами, эстрадными номерами, объединёнными единым сквозным сюжетом. Классно, современно, с драйвом, всё на  одном дыхании – в общем, пора  просыпаться Дому  актёра и радоваться, ибо если  всё так  пойдет и далее, то, вероятно, здесь скоро  на  капустниках снова будут  аншлаги с овациями, а не тишина и запустение.

Кто  ж, спрашиваю, придумал и организовал такой масштабный театральный праздник? Кто  из наших великих режиссёров сподобился? Не-е-ет, мне  отвечают,  это Антоша Тимофеев…  Он пока ещё  не великий, но обязательно таковым будет!

Через полгода в Доме  актёра состоялось ещё  одно представление, придуманное и срежиссированное Антоном, потом третье… Вы вообще представляете, сколько энергии и личной убедительности надо иметь, чтобы организовать 40 человек из  разных театров, придумать всем интересные роли – да ещё чтобы все эти  40 творческих разбойников согласились репетировать со своим режиссёром Али-Бабой целый месяц по ночам – внимание! – бесплатно?! И ведь  это не было  единичным мероприятием, 3 масштабных шоу-программы говорили о возможности создания, по сути,  нового  эстрадно-драматического театра с условным штатом из нескольких  десятков актёров-альтруистов (кстати, недавний капустник для  открытия театрального сезона в Доме актёра готовил опять же Антон).

Но Тимофеев ведь  сумасшедший. Он попробовал одно,  ему  тут  же хочется заняться чем-то новым, он наполняет свой  день  творческими занятиями – и с тем  же запасом энергии, который половина страны расходует, чтобы от работы отлынивать. Несмотря на серьёзную актёрскую нагрузку, раньше он работал педагогом в театральной студии с детьми, помогал снимать клипы и придумывать сценические действия  для  одного  из воронежских хореографических ансамблей, был  ведущим и режиссёром в нашей телепередаче «Время Культуры», ставил спектакли в антрепризе – и всё это делал весьма неплохо.

Если есть на  свете лечебницы для театралов-трудоголиков, то Антону Тимофееву уготовано там почётное место. Но это, так  сказать, преамбула к основной мысли, ради которой, собственно, я и затеял всю эту писанину. Не так  уж и давно Антон создал свой  театр «Неформат» – и вот об этом  детище Тимофеева следует поговорить более  подробно.

Когда-то в Доме  актёра существовала творческая театральная лаборатория, этакая свободная площадка, куда  каждый артист или начинающий режиссёр мог прийти и попробовать свои  силы на  уровне самостоятельного проекта. Это было  место  проб  и ошибок, восхитительная театральная кузница, где ковались творческие кадры, не ищущие лёгких путей в искусстве,  а определяющие свой  уникальный путь  ночными бдениями над  сценариями и наполненными самоотдачей репетициями. Потом как-то стало не до альтруизма, да и в искусство попадали более  лёгкими способами, поэтому лабораторию забыли, и несколько десятков лет  её сквозная идея не была  востребованной… Вероятно, чтобы в нынешнее время она  пришла в голову сумасшедшему Антону Тимофееву и воплотилась в новом качестве и с новым названием.

«Неформат» – не  просто свободная театральная площадка, это  сцена для экспериментов на  стыке театра, танца, современной музыки и медиа, по сути – здоровая и живая реакция на  академические претензии коммерческого театра. Тимофеев сразу решил, что  формата «культурно-досуговых развлечений» в «Неформате» не будет.  То есть  вообще. Ну что ж, ему  видней, а наше дело  – рассказать, как  устроен «Неформат», с чего  он начинался.

Группа энтузиастов во главе с Антоном взяла в аренду подвальчик в нижней части Дома актёра, совершенно непригодный для  обустройства там  театра. Дорогу осилит идущий, особенно, если  идущих несколько, и у них  не только светлые головы, но и золотые руки. Все в подвальчике ребята сделали сами:  и общий ремонт, и сцену, и нехитрое оборудование – свет, звукорубку. Получился уютный такой театрик со зрительным залом человек на 70  максимум. Билеты недорогие, поскольку демократичность – это тоже  один из принципов существования «Неформата». Театр живет на самоокупаемости, единственный источник дохода  – продажа билетов.

Никаких дотаций нет  и не предвидится. С кассовых сборов  оплачивается аренда помещения, покупка инвентаря и необходимого сценического оборудования, даже небольшие гонорары артистам. Режиссёрам в этом театре платить не полагается. Считается так: коли ты неизвестен, но считаешь, что можешь состояться в этой профессии – пожалуйста. Вот тебе площадка, техника, время – доказывай свою творческую состоятельность, ты ведь ради этого  пришёл, а не подзаработать, верно? Что же касается актёров, то они  люди  зависимые, им компенсацию получать сам бог (и Тимофеев) велел – вдруг  работать с тем или иным режиссёром далеко не сахар, а приходится.

Самобытно, самостоятельно – речь  и о деньгах, конечно же. Справедливости ради следует сказать, что немало было  и остаётся небольших театров в мире, которые в период кризиса финансового или идеологического олицетворяют собой  способность отмежеваться, дабы  работать и творить. Как  оказалось, и воронежский «Неформат» всё это умеет.  И набирать (пусть небольшие) труппы, и выступать, и платить деньги своим актёрам. Эта практика непроста, мало кто отваживается испробовать её на  себе, но тем, кто не остановился в начале пути, всё компенсируется  удивительным пьянящим чувством творческой свободы и независимости. Как  мне  сейчас кажется, Тимофееву интересно мыслить широко, конструктивно. В каждом, кто приходит в «Неформат» со своим личным проектом, он априори видит члена своей команды. Тимофеев тактично не выпячивает свое худручество, не лезет с поучениями и наставлениями. Он ставит одну-единственную задачу: соответствовать определенному художественному уровню, а потом незаметно так,  ненавязчиво следит, чтобы вышеупомянутый результат был  достигнут. А как  ты к этому  результату придёшь – это уж твоё  дело.  Все здесь  понимают, что  возиться с ними никто не будет – либо  ты подхватишь ритм работы, либо  останешься за бортом – в общем, отличная школа, проверка на зрелость. Это подход очень современный, может быть, даже опережающий своё время.

Пусть не обижаются на  меня представители других театральных объединений, собранных по принципу антрепризы, что  я не упомянул их в этом обзоре.  Прекрасно, что  они  есть. Просто с их целями и задачами (в том  числе и коммерческими) всё более-менее понятно, и погоды в воронежском театральном пространстве они  пока не делают. А о «Неформате» я рассказал наряду с государственными театрами потому, что  Тимофеев сотоварищи занимаются тем, что  являет собой  основу  основ  сути  театра как  явления искусства. Всё великое в этом  мире начиналось с альтруистичной одержимости своей  профессией. Поэтому значение «Неформата» в нашем городе,  с моей  точки зрения, гораздо масштабнее и серьёзнее, нежели тот подвальчик, в котором он обитает.

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий