Запредельное в пределах

0

В галерее ХЛАМ состоялась выставка «Пределы адекватности». На ней представлены крупноформатные работы Кирилла Гаршина. Содержание и названия картин провокационны и вызывают вопросы у каждого. Автор заявляет: «Меня интересует сочетание двух миров: мира Библии и мира шизофрении. Диким может показаться сочетание. Что из этого вышло? Судите сами».

Кириллу Гаршину 21 год. Он недавно окончил художественное училище. И не примкнул к профессиональной армии рисовальщиков букетов и снопов сена. Выбрал путь актуального искусства. Оно привлекает его свободой выражения мысли и возможностью «высказаться» нетрадиционно.

Автор уже несколько лет сотрудничает с галереей ХЛАМ. Недавно работы Гаршина приобрел серьезный коллекционер из Москвы. Впрочем, на решение директора галереи Алексея Горбунова о персональной выставке факт покупки не оказал влияющего воздействия. И ранее он замечал неординарный талант начинающего живописца: «Видно, молодой человек размышляет и не шутит. К тому же фигуративных, сюжетных, объемных творений сейчас не так уж много».

Все картины написаны на листах картона акрилом. Работы не имеют рам и непосредственно крепятся к стене. Создается иллюзия, что перед нами фреска. Вдохновение Кирилл «искал» в диспансере Тенистого. Там автор побывал в этом году: лечил нервы и получал отсрочку от армии.

Алексей Горбунов подчеркнул: «Посетители рассматривают по полчаса каждую из вещей. Влекут свет, композиция, образ, неоднозначная идея, символика. Все кажется парадоксальным, интригующим». Творчество призывает к размышлению. А это и является для художника главной целью — соотнесение образного ряда картины с действительностью.

Цикл построен на игре. Она вовлекает каждого зрителя в ситуацию разгадывания. Где пролегают границы между адекватностью и неадекватностью, реальным и вымышленным, бытовым и библейским? Черно-серая палитра выставки создает мрачноватую атмосферу. Но скучающим или пассивным зритель себя не ощущает.
Посетители выставки выдвигали свои версии о смысле работ молодого художника. Рассмотрим самые оригинальные из них.

Картина «Кипяток» одному из посетителей показалась аллюзией к творчеству Ерофеева с его нелицеприятной «Энциклопедией русской души». Цитируем: «Нам вообще ничего не надо. Мы вообще ничего не хотим. Только бы от нас отстали». Или зададим вопрос: «А предлагают ли нам вообще что-то, кроме кипятка?»

В «Чаше» Гаршин разгруппировал библейскую композицию. Вместо божественного универсума – пустой монитор. Мир потерял сакральный смысл.

В картине «Прогулка в девятом часу» ценители живописи замечают сходство облупившегося фасада Тенистого с нашими собственными дворами.

Дважды автор выводит в своих работах себя. Например, в «Традиции» Кирилл стоит перед дверью, запертой на табуретку. Снимешь ее и выйдешь на свободу. На самом деле это невозможно, потому что дверь закрыта и на ключ, который спрятан у персонала. Об этом прекрасно знают, и никто не пытается убежать. А табуретка каждую ночь появляется в положенном месте.

Так же и смысл картин неочевиден. Дело художника – задавать вопросы. Ищите выход сами.

«Чистый лист» — главная работа цикла. Здесь голова героя не показана. Он лежит на койке и читает. Над ним – чистый лист. Настолько реальный и осязаемый, что для проверки, не приклеен ли, я попробовал пальцем. Что со временем появится на странице?

Оценка интерпретации библейских сюжетов неоднозначна. Одни видят в них богохульство, осквернение духовных традиций. Картины полны изображений душевнобольных апостолов, галлюцинаций, кошмаров, а также художник пишет благовещение в туалете. С другой стороны, есть очень много мыслей, которые соответствуют действительности.

Молодой художник не побоялся резко и остро об этих вещах говорить.

P.S. Кирилл Гаршин продолжает работать. Цикл «Натюрморт» почти готов. Автор буквально воспринял и перевел определение – «мертвая природа». Параллельно ведется работа над «Руками праведников». В нем подчеркивается выразительность и образность жестов.

Будем ждать.

Сергей Перцев 

Об авторе

Оставить комментарий