Многие думают, что это не так сложно – прививать зрительскую культуру с детского возраста, приобщать к театру с младых ногтей. Можно, конечно, включать музыку Баха и Моцарта еще во время беременности, а двухмесячной крохе читать отрывки из Шиллера или Шекспира и пребывать в уверенности, что вскоре малыш сможет писать печатными буквами рецензии на диснеевские мультфильмы. Вполне вероятно, что все так и получится. Но нас в данном случае волнует другой вопрос: а многие ли родители готовы уделять значительное время духовному развитию ребенка в ущерб бытовому комфорту? Есть ли у них вообще физические возможности для этого? Ответ, как показывает реальность, не столь оптимистичен: есть, но далеко не у всех. И тут на помощь приходят детские сады, чему родители очень рады – вот уж там-то из их отпрысков сделают людей высокой культуры! На примере воронежского сада № 198 мы убедились, что такие родительские надежды иногда оказываются целиком и полностью оправданными.
– Когда-то давно я тоже думала: чем раньше мы начнем, тем лучше, – начинает беседу заведующая садом, заслуженный учитель РФ Татьяна Меньших, которая здесь работает с момента его открытия. – Играют дети – мы им классическую музыку включаем, на занятиях – тоже. Мы мечтали тогда: вот бы нам взять детей в сад, закрыв дверь от пап и мам, – и мы таких людей из них вырастим!.. Но прошло 20 лет, и я поняла: ребенок – это не самостоятельная единица. Это родители плюс дети. И никак иначе.
Все, что удается «вылепить» в садике из мягкого материала детских душ, отдается родителям. Воспитатель только направляет, а не диктует, ведущие роли в культурном воспитании, как ни крути, принадлежит мамам и папам.
Однако сотрудникам детского сада нередко приходится направлять не только детей, но и самих мам и пап. Так, когда началось бурное развитие техники и у всех появились фотоаппараты, видеокамеры или просто мобильные телефоны, то на праздниках вместо сияющих гордостью родительских глаз ребенок, выступающий на сцене, видел в зале только черные «глаза» камер.
– Мне пришлось специально собрать родителей и объяснить: ребенок хочет, чтобы вы ему сочувствовали, переживали, радовались за него! – делится Татьяна Сергеевна. – А вы сидите с камерами, и он вас совсем не видит!
Раньше бывало, что мамы приходили в пальто, накинутых на домашние халаты, – и тогда мудрые воспитатели отправляли их домой, дабы те пришли на выступление к любимому чаду нарядными и красивыми. Бабушка одной из подопечных детского сада призналась:
– Как я посещала когда-то утренники своих детей? Приду, шубу перекину через руку, шапку спрячу в сумку – и сижу в актовом зале. А недавно пришла на праздник в этот садик к внучке – и оказалось, что с собой нужно брать сменную обувь! Мне выдали бахилы, и я закомплексовала, поняла, что не соответствую уровню!
Билетики в жизнь
Позиция сада № 198 – не ограничиваться рамками его разноцветного забора. Хотя участие в мероприятиях для садика совсем не обязательно, педагоги стараются не пропустить ни одного конкурса, где могут блеснуть маленькие звезды. Танцы, спектакли, рисунки – все творчество выходит за пределы сада, что позволяет малышам расширить кругозор и главное – понять, для чего они это делают. На конкурсах они также учатся умению достойно проигрывать конкурентам – и это тоже школа жизни.
Множество мероприятий проходит и внутри сада. Воспитатели убеждены, что участвовать должны все: есть «готовые», раскрепощенные дети, а есть такие, которые расцветают, раскрываются только благодаря творчеству.
В саду существует свой фольклорный ансамбль «Берегиня». Он начинался двумя коллективами – взрослым и детским, потом взрослый состав распался, а детский работает и поныне, побеждая в городских конкурсах. Эскизы костюмов для ансамбля создавал воронежский художник Пономарев вместе с руководителем «Узорочья» Татьяной Перминовой, основателем коллектива была солистка Воронежского народного хора – отсюда и мастерство. Одна из выпускниц «Берегини» окончила хореографическое училище, была солисткой Театра оперы и балета, а 5 лет назад бывшие участники ансамбля устроили целый концерт в честь 15-летия любимого сада.
Работает здесь даже собственный литературный музей. История его необычна: как-то раз воспитанники были на экскурсии и случайно увидели запыленную скульптуру – оказалось, это бюст сказительницы Анны Корольковой, которая жила на Ленинском проспекте.
– Мы попросили взять бюст себе на хранение – нам не отказали, – рассказывает Татьяна Сергеевна. – С этой скульптуры и начался наш музей.
После этого ребята встречались с дочерьми Анны Корольковой, и те настолько поверили в идею о музее, что подарили детскому саду награды знаменитой сказительницы, аудиозапись с голосом Корольковой, ее платье, платок, салфетки. Постепенно музей стал собирать произведения и других воронежских писателей, поэтов, приглашать их на творческие встречи. Еще чуть позже появилась комната сказок, для которой мастер по изготовлению кукол из театра «Шут» вылепила сказочных героев, а художники создали почти настоящую печь.
В музее изобразительного искусства им. Крамского экскурсию для детсадовцев проводил в свое время сам Василий Криворучко, и его тогда предупредили: не обращайте внимания, если во время рассказа кто-то будет ходить по залу или приляжет на банкетку – это нормально! У ребенка есть определенный запас внимания – 5, 7, ну, 10 минут, – и после этого заставить его слушать или смотреть невозможно. И неважно, насколько талантливый и известный человек стоит перед ними – на малышей не действует сила авторитета, как во взрослом мире. Важно то, что встречи с людьми искусства, экскурсии в музеи, зоопарки не пройдут для детей бесследно, а станут основой их культуры на всю будущую жизнь.
После поездок на спектакли в Театр кукол «Шут» ребята обсуждали увиденное – какие герои им понравились, какими чертами наделены персонажи. И всегда оказывалось, что для них все герои – хорошие! Даже если какой-нибудь поросенок неправильно себя ведет – он все равно нравится детям, таково детское восприятие. Жаль, что с годами оно меняется.
Однажды садик был в гостях у программы «Монпасье», и ее ведущая Лариса Дьякова задала вопрос:
– Татьяна Сергеевна, вот вы учите детей хорошему. Но выпускаете-то их в действительность, где может быть и плохое!
– Мы просто учим их правильно реагировать на плохое, – ответила Татьяна Сергеевна.
Все лучшие – детям
– Мы приглашаем к себе только тех людей, которых считаем знатоками своего дела, – открывает секрет успехов заведующая.
Так, хореографию в садике вела солистка Оперного театра, бывшие педагоги по рисованию сейчас преподают во ВГАСУ или трудятся за границей, в компьютерном классе работал профессиональный программист, создавший чудесные программы по английскому языку, математике, обучению грамоте…
– Только незаурядные, талантливые люди должны работать с детьми. С ними не всегда просто, но результаты – поразительные! – считает Татьяна Сергеевна. – Думаю, климат, который изначально здесь сформировался, притягивает таких людей. Я искренне горжусь своим коллективом.
Сейчас садик выступает в качестве площадки «Центра педагогического мастерства» по направлению «Музейная педагогика», а еще служит стажерской площадкой для института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Однако больным местом остается «детская» зарплата сотрудников – садик теряет из-за этого бесценные кадры. Но есть здесь и те, кто никогда не изменит своей профессии: энергию жизни, ее смысл эти люди находят только в работе с детьми. Хорошим знаком заведующая садом № 198 считает приток молодых сотрудниц, который наблюдается в последние годы: «Наши барышни уже ходят по очереди в декрет», – смеется она.
Несмотря на многочисленные награды, детский сад № 198 подчеркивает: мы – вполне обычный детский сад. Так может быть, культура начинается именно с этого: убежденности в том, что твои заслуги и достижения – не что-то из ряда вон выходящее, а норма жизни?
Алена Захарова
Фото Ольга Табацкая