В Воронеже и области при поддержке общественной организации «Гражданское собрание «Лидер», в сотрудничестве с Институтом практической психологии «Терра» и компанией «Ангстрем», организован проект «Большая игра»

0

Не секрет, что необходимость оказания помощи старшеклассниками при выборе профессии в последние годы стала всё более и более ощутимой. Проблему объяснили психологи после проведения тестов – оказалось, что в большинстве случаев неудачи на профессиональном поприще объяснялись тем, что профессия просто не подходит человеку. Вот почему важно своевременно определить «свою» сферу деятельности уже в старших классах школы, когда нужно впервые серьезно ответить на вопрос: «Кем я хочу стать?».

eafa8748aa47ac37f54640efa7ea7e0e

Профориентация развивалась в России с переменным успехом. Лишь в начале 1920-х стали изучать профессии с точки зрения психологии, впервые обратив внимание на проблему выбора призвания и готовности молодых работников к трудовым будням.

С тех пор профориентационная деятельность переживала взлёты и падения, с периодами активных исследований и разработок и временами полной немилости и забвения. В последние же годы она вновь стала набирать обороты. Ученики старших классов российских школ сегодня имеют возможность выбрать профессию не только по критерию престижности, как часто бывало раньше (в частности, речь идет о ситуации, когда на рынке труда появилось огромное количество экономистов и юристов при дефиците специалистов в других областях). Профориентационная работа помогает подойти к выбору призвания осознанно и ограждает от многих рисков. Один из них – столкновение с повседневной реальностью профессии, которая совсем не совпадает с идеализированным представлением о ней. Или внезапно приходящее понимание, что выбранная профессия, на изучение которой было потрачено 5-6 лучших лет жизни, идет вразрез с природными способностями и склонностями.

Сейчас профориентационные методики в России интенсивно развиваются во всех направлениях. Они уже решают такие важные задачи как ознакомление учащихся с различными сферами деятельности и спецификой работы в каждой из них. Кроме того, современные методики призваны информировать будущих студентов о востребованности определённых профессий на рынке труда в данный момент. Другой важной частью профориентации является изучение личности и характера учащихся, чтобы подобрать наиболее подходящий род деятельности. Таким образом, профориентация не только предотвращает кадровые «дыры» на рынке труда, но и помогает школьникам сделать правильный выбор профессии. Это важнейшее решение подростку приходится принимать в достаточно раннем возрасте, и ему необходимо располагать той информацией, которую даёт только качественная профориентационная работа.

В разных странах существуют свои методики профориентации. Например, во Франции детей начинают готовить к выбору профессии с начальной школы – с того момента, как у педагогов появляется возможность наблюдать за их способностями. Затем ребят знакомят с актуальными на данный момент профессиями, формируя представление о специфике каждой. При возникновении каких-либо сомнений, связанных с выбором призвания, с учеником и его родителями будет работать психолог.

В Канаде действуют «центры выбора», ориентированные на выпускников вузов. Там, кроме всего прочего, также консультируют по существующим в данный момент вакансиям и дают возможность вчерашним студентам пройти стажировку в приоритетных профессиональных сферах.

В Японии существует уникальная система профессиональной ориентации школьников, которая базируется на трёх основных факторах выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Благодаря этой системе, ученики 7-9 классов знакомятся с 48 профессиями, не только получая необходимую информацию, но и приобретая практические навыки. После этого сами учащиеся оценивает свои возможности в каждой из опробованных профессий с помощью специально разработанного теста. Затем профориентационный анализ проводится педагогами и психологами.

Профориентационная методика, разработанная Институтом «Терра», помогает, в первую очередь, определить профиль, подходящий данному ученику: «человек-человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Это можно распознать на первом этапе проекта – психологическом тестировании. Выделяются соответствующие профессии, наиболее подходящие каждому учащемуся.

Следующий этап – игры. В них участникам, например, предлагается представить и «прожить» рабочий день специалиста того или иного профиля. Это помогает понять, какими могут быть ежедневные обязанности сотрудника.

В одной из игр ученики организовывали компанию, для полноценной работы которой нужны специалисты – от управленцев до психологов, HR-менеджеров и PR-агентов. Такого рода игры помогают понять, как функционирует компания в целом и как между собой взаимодействуют различные её отделы. Затем следует дискуссия, в ходе которой участники делятся своими впечатлениями и задают вопросы, а психолог анализирует проделанную ими работу, даёт ответы и помогает разрешить возникшие сомнения. После – обязательное обсуждение результатов игры с родителями и учениками.

Всего в 2015-2016 году планируется провести подобные занятия в выходные дни в 39 школах Воронежа и Нововоронежа. Один из тренингов состоялся в лицее № 1. Как сторонний наблюдатель, я не могла не отметить атмосферу, царящую в актовом зале, когда ученики активно и заинтересованно обсуждали задание и предлагали свои идеи. Благодаря тому, что приходить на тренинги можно исключительно по желанию, была изначально задана правильная мотивация, не было ни намёка на принуждение, обычно присутствующее в той или иной степени на занятиях в школе. В завершение занятий многие школьники поблагодарили психологов за необычный и полезный опыт. Одна из учениц поделилась своими впечатлениями: «Раньше я не понимала, что именно мне подходит. Было очень много вариантов, кем быть, что делать в жизни – в таком случае сложно определиться. Теперь я знаю, в какой сфере могу быть наиболее успешной, какая профессия мне ближе всего».

Об авторе

Оставить комментарий