Школьные драмы и комедии

0

Когда-то без драмкружка себя не мыслила никакая школа. «Королей и принцесс наряжали в картон, и под бороды красили паклю…». К счастью, в нынешнюю эпоху тотального мультимедиа и всеобщей КВНизации школьные театры совсем уж не вымерли, но вот насколько они живы? Сколько их сейчас, постоянно действующих коллективов?

Этим вопросом и задались организаторы фестиваля школьных театров «Драма и комедия – 2011». Организационные хлопоты взял на себя воронежский педагогический университет, руководство которого сразу и однозначно одобрило этот проект, потому что никогда не упускает случая встретиться со своими будущими абитуриентами. Подключился и областной Дом молодежи.

Более чем в тысячу школ Воронежской области были отправлены письма-приглашения, в которых, в частности, говорилось: «…если у вас есть школьный театр – присылайте заявку на участие с видеозаписью спектакля. После просмотра лучшие коллективы будут приглашены в ВГПУ и получат возможность показать жюри 15-минутные отрывки…»

Какова же статистика? Заявки прислали 26 школьных театров. Большинство их руководителей – это учителя-энтузиасты, которые в студенческие годы были активистами художественной самодеятельности или вожатыми. Качество постановок, конечно, серьезно разнилось, на некоторых видеозаписях было видно, что тот или иной школьный театр ничем, кроме энтузиазма, похвастаться не может, но наряду с ними оказались и весьма сильные коллективы. Были отобраны девять школьных театров из Воронежа и Воронежской области.

Следует заметить, что некоторые приехали из достаточно удаленных от города районов (например, Россошанского) и привезли с собой серьезные декорации. Все коллективы встретились в актовом зале главного корпуса педагогического университета в феврале на фестивале «Драма и комедия – 2011». Встретились и приятно удивили зрителей неожиданно высоким уровнем игры юных актеров и качеством режиссерских работ.

Так что же? Школьные театры в области есть, их мало. Еще меньше – хороших. Но все же мы имеем десяток коллективов, умеющих удивлять и радовать не только друзей-родственников. Низкий поклон всем без исключения руководителям, отдающих много сил этому нелегкому делу, но получающим взамен такие радости жизни, которые и не снились учителям, живущим без такой «нагрузки».

Словом, театральный праздник для юных удался. Когда на сцену вышел председатель оргкомитета и спросил: «Хотите здесь встретиться через год?» – громовое «Да-а-а!» было ответом. И ребят можно понять.

Большинство из них в своих школах проводили в репетиционных трудах не один месяц, чтобы показать свои скромные шедевры лишь раз – для друзей и родных. Поэтому возможность выступить на таком фестивале – в большом зале, заполненном зрителями, – была для них настоящим счастьем.

Но теперь – самое главное, к чему я клоню. Эти юные участники показали себя на сцене по-разному – и талантливо, и средне и, чего греха таить, даже слабо. Но все они, без исключения, были самыми лучшими и заинтересованными зрителями. Представьте себе на каком-нибудь спектакле пару сотен школьников, которые не хрустят чипсами, не переговариваются, не бегают между кресел, а жадно и заинтересованно смотрят на сцену. Не можете представить? А я это видел в актовом зале педагогического университета.

Так вот у меня вопрос. Почему бы этот праздник для юных театралов не проводить на сцене какого-нибудь воронежского театра? Мы же не устаем повторять, что будущие олимпийские чемпионы начинаются на дворовых спортплощадках и спортивных секциях. Худо или бедно, но для спорта что-то в стране делается.

А каким же образом сеются в душах детей культурные семена, что мы вообще имеем на этой ниве? Школьные «мероприятия» да районные конкурсы, скверно организованные чиновниками от образования? Видел я однажды такой конкурс школьных спектаклей. Облупленный актовый зал бывшего Дома пионеров, в его пустой глубине сидят несколько чопорных теток из районов. И больше – никого. Каждой школе было назначено время для выступления, к которому она и приезжала. В этой гулкой, страшной пустоте дети что-то пытались играть. Не под звуки аплодисментов, а под стук своих каблуков покидали сцену. Потом через некоторое время в школы по почте поступали однотипные официальные уведомления: ваш спектакль занял такое-то место.

А вот руководители ребят, поучаствовавших в «Драме и комедии – 2011», теперь звонят, благодарят за фестиваль и рассказывают, как их подопечные просто рвутся на репетиции.

Я, садясь писать, попросил одну старшеклассницу в качестве эксперимента отправить несколько СМС своим знакомым парням с таким текстом: «Давай сходим с тобой в театр». Из всех ответов ее сверстников могу воспроизвести только один: «Давай лучше в кино». У многих юношей возник вопрос: все ли в порядке у нее с головой? Остальные сообщения – не для печати.

А вот ребята из гимназии имени академика Басова, если честно, довольно средне сыграли «Горе от ума». Но жадно всматривались в других, очень хотели научиться. А еще мне кажется, что они – единственные учащиеся своей гимназии, которые действительно полностью прочитали великую пьесу Грибоедова. И обязательно будут ходить в театр сами, а не строем с классом по принуждению – я уверен в этом.

Один мой знакомый выпускник института культуры по специальности «Режиссер народного театра» работу по профессии не нашел. Но однажды согласился помочь учительнице организовать у нее в лицее №8 вечер театра.

Из каждого класса ему приводили на репетицию по нескольку человек, и он месяц репетировал с ними отрывки из лучших классических пьес. На это мероприятие не собралось и половины актового зала, но сам праздник театра удался и очень всем понравился. Решили его проводить ежегодно. И что же? А вот что: этот режиссер мне рассказывал, что через два года, перед очередным вечером Театра в этой школе, он услышал тираду страшно разгневанной учительницы: «Наприглашали друзей со всей округи, куда я их всех сажать буду?»

Слышала ли она себя в это время? Оказывается, со всей округи школьники рвались в школу. Но не на дискотеку, а посмотреть, как играют Чехова и Шекспира.

Значит, всего можно добиться – в том числе, и в вопросах культурного воспитания нового поколения, если взяться за дело с душой, без фальши.

Недавно я был на спектакле в гимназии им. Кольцова на спектакле театра-студии Сергея Карпова. Конечно, спектакль был замечательным, популярнейший воронежский актёр, настоящий профессионал, не мог сделать иначе, и я искренне отбивал себе ладоши. Но еще больше меня восхитила атмосфера, которая царила там.

Нарядно одетые подростки сидели в зале, много было выпускников гимназии – надо полагать бывших участников студии, но угадывалось немало юношей и девушек, которые явно в этом месте были впервые.
Полный зал и ни одного равнодушного лица.

Почему же востребованный народный артист и депутат находит время, чтобы выращивать и воспитывать юное поколение зрителей для театра? Конечно, есть энтузиасты, что следуют его примеру, но их совсем немного, а школ-то у нас в области почти полторы тысячи.

Я не призываю всех наших профессиональных актеров и режиссеров окунаться с головой в руководство школьными драмкружками. Но какую-то работу вести надо. Контактировать с учителями-энтузиастами, помогать проводить отдельные репетиции, помогать советами, а также костюмами и реквизитом со списанных в театрах спектаклей. В советское время это, кажется, называлось шефской помощью. Шефы обычно помогают материально, но у кого повернется язык сказать, что культурная помощь менее важна.

Каждый из наших театров может организовывать самые разнообразные мероприятия для юных театралов. Представим себе, что школьный театр «Фонарь» россошанского лицея №11 играет свой спектакль на сцене… скажем, академического театра драмы им. А. Кольцова. А в зале – многочисленные ровесники юных актеров, приехавшие поддержать, а в жюри – наши замечательные артисты этого театра во главе с Главным режиссером. Обязательно, обязательно с Главным. И вот уже для пары сотен ребят стены этого театра станут родными, потому что именно здесь у них впервые состоялась встреча с Искусством.

Аксиома педагогики – детей воспитывает не созерцание чего-либо, а собственная кипучая деятельность. Я люблю только то, чему отдаю силы и время. Поэтому можно загонять детей в театры целыми классами и школами, но любви у них к этому виду искусства не прибавится ни на грамм.

Понятно, что работа со зрителем, особенно с будущим зрителем, — дело непростое, хлопотное, не сулящее немедленной отдачи, но все же очень-очень нужное.

И благодарное.

Олег Ласуков 

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий