Театр, который живет на экране | «Время культуры»

Театр, который живет на экране

0

Всем известны кадры из фильмов, на которых светские богачи просят доставить им личный самолет лишь для того, чтобы отправиться в другую страну на пару часов. Облачившись в свои лучшие смокинги и платья, они проводят вечер на другом конце континента за просмотром спектакля одного из лучших театров мира. Возможность вживую познакомиться с самыми культовыми постановками – бесценна. Однако сейчас эти спектакли можно увидеть, не выезжая за пределы собственного города.

Illyustratsia_Teatr_v_kino_2

Летний театральный фестиваль проходит в России второй год подряд. В период с июня по сентябрь кинотеатр «Спартак» совместно с объединением CoolConnection начинает показы самых популярных (в течение всего сезона) спектаклей, собранных на лучших сценах мира. На большой экран вновь выходят видео-версии постановок Лондонского Королевского национального театра, Метрополитен-оперы, Шекспировской национальной компании, Большого театра и не так давно присоединившегося к программе театра «Глобус». Зритель получает нечто вроде киноварианта спектакля.

 

Абсолютная энергия английского юмора

Сцена для шоу «Монти Пайтон живьем (почти)» казалась совсем крошечной на фоне окружавших ее величественных трибун. Зрителей собралось настолько много, что их количество, пожалуй, можно было считать сразу тысячами или даже десятками тысяч. Из-за кулис словно бы вот-вот грянет бас, а на сцене появятся как минимум Rolling Stones. В тот вечер действительно было достаточно песен, и ничуть не меньше танцев. Пожалуй, Мик Джаггер может еще позавидовать энергии пятерых «Пайтонов».

«Монти Пайтон» – легендарная британская группа комиков, состоявшая из шести человек. Когда смотришь их выступление, начинаешь подозревать, что именно от них берет начало весь современный юмор. В 1969 году Грэм Чепмен, Джон Клиз, Терри Гиллиам, Эрик Айдл, Терри Джонс и Майкл Пейлин собрались вместе, и в свет вышло шоу «Монти Пайтон. Летающий цирк», благодаря которому комики завоевали сначала любовь всей Англии, а в дальнейшем и звание лучших в мире. Впрочем, еще и самых абсурдных и скандальных. Черный юмор, пародии, сатира и сюрреализм – лишь краткий список жанровых направлений. Спустя 30 лет молчания они решили вновь воссоединиться и дать в Лондоне прощальный концерт – «Монти Пайтон живьем (почти)». Подобное название – дань памяти ушедшему из жизни члену коллектива Грэму Чепмену. Выступление транслировалось на весь мир, а после дошло и до киноэкранов. Посмотреть на классиков британского юмора можно было и в «Спартаке».

Это взрывоопасный микс из скетчей, анимационных вставок, созданных для «Летающего цирка» Терри Гиллиамом, повторов лучших миниатюр и музыкальных номеров с участием танцевальной труппы. Ты как будто попадаешь не то на Бродвейскую постановку, не то в театр абсурда. Мало было бы сказать, что для комик-группы не существует запретных тем: они довольно жестко шутят про религию, испанскую инквизицию и нетрадиционную ориентацию.

Кажется, для «Пайтонов» будто было делом чести проверить, помнит ли зал их тексты. Во время показа миниатюр актеры пару раз сбивались, несколько раз не сдерживались от смешков и в каждой подобной ситуации небрежно спрашивали друг у другу: «Окей, так на каком мы сейчас моменте?» Из зрительного зала неизменно раздавались громкие подсказки. Они разворачивают миниатюры в такую плоскость, какую зритель не мог даже вообразить, выводят тексты на экран и подбадривают зал петь полуабсурдные песни вместе с ними. Спустя 30 лет после распада британцы все так же зажигательны и непосредственны.

 

Классический театр «пришел в кино»

Для Воронежа взаимодействие двух видов искусствf началось несколько лет назад с премьеры спектакля «Франкенштейн» Лондонского Королевского национального театра. Яркая, исключительно эффектная постановка оскораносного режиссера Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях пользовалась большим успехом у себя на родине. В дальнейшем к репертуару «Спартака» стали добавляться оперы и балеты.

Однако постановки Лондонского Королевского национального театра и сейчас пользуются наибольшим успехом. Смотреть британские премьеры стремится в большинстве своем молодая публика: спектакли словно специально подобраны для заранее подготовленного зрителя, ведь в программу подчас попадают вещи достаточно специфичные, как, например, «Загадочное ночное убийство собаки» по роману Марка Хэддона. Слухи о показах «Франкештейна» бродили в Интернете задолго до его выхода на экран, точно так же, как и разговоры о «Фаусте» Иоганна Гете. Роль Мефистофеля в последнем исполнил Артур Дарвилл, знакомый молодому зрителю по работе в культовом английском сериале «Доктор Кто». Зритель волен выбирать, отправится ли ему на историю о мальчике-аутисте, совершенно случайно узнавшем правду о своей семье («Загадочное ночное убийство собаки»), или же выбрать одну из шекспировских пьес от театра «Глобус». Все спектакли Летнего фестиваля демонстрируются исключительно на языке оригинала с наложенными субтитрами. И пусть наблюдать за происходящим и параллельно считывать перевод удобно не каждому, сами посетители отмечают, что слышать и смотреть постановку на языке оригинала намного приятнее.

Публику более зрелого возраста привлекают постановки Метрополитен-оперы и Большого театра. Балетные спектакли идут вторыми по посещаемости среди воронежских зрителей. Люди стремятся попасть в первую очередь на известные представления или же на те, в которых задействованы артисты с громкими именами. На оперу «Евгений Онегин» с партией Анны Нетребко приезжали даже из соседних городов.

 

МХТ в прайм-тайме

Театр и кино пересекаются не только на Летнем фестивале. В начале июля в «Спартаке» впервые состоялась прямая трансляция спектакля из столичного художественного театра имени Чехова. Для премьеры выбрали успешную в столице комедию положений англичанина Рэя Куни «№13D». Кинотеатр «Спартак» уже не первый год помогает в организации гастролей театра имени Чехова в Воронеже. Именно поэтому, когда у МХТ появилась идея выйти на киноэкран, предложение поступило именно «Спартаку».

Если вариант показа уже отснятых и смонтированных постановок достаточно удобен для обеих сторон, то работа в режиме online всегда несет в себе риск. Ранее на эфиры в другие города выходил Большой театр, а для Москвы уже стали привычными трансляции из Метрополитен-оперы. Однако среди драматических театров России МХТ стал первым, рискнувшим играть спектакль в прайм-тайме.

К первому показу обе стороны готовились в течение нескольких месяцев. В «Спартаке» закрывались сеансы, проводились пробные трансляции. В зрительном зале МХТ установили шесть камер, изображение с которых передавалось на режиссерский пульт, затем монтировалось и выводилось на экран кинотеатра. Пришедших посмотреть первую в Воронеже прямую трансляцию набрался полный зал. По отзывам зрителей, ощущение присутствия на спектакле действительно есть. Вот только огорчает, что невозможно дать обратную связь актерам на сцене: ни аплодисментов через экран не слышно, ни многочисленных взрывов хохота.

На осень запланирован масштабный проект: «Спартак» намерен за один только сентябрь показать 12 постановок. Первая на очереди – спектакль «Мастер и Маргарита». Как и в случае с Летним театральным фестивалем, на экран выйдут пьесы самых разных жанров. На текущий момент лидер по продаже билетов – «Свидетель обвинения» Агаты Кристи. Некоторые постановки МХТ пока технически затруднительно снять и смонтировать для прямой трансляции, однако в ближайшем будущем их тоже намерены вывести на широкий экран.

 

***

На любой театральный спектакль может попасть довольно ограниченное количество зрителей. Когда постановка выходит на широкий экран, эта граница стирается. Много можно говорить о взаимодействии актера и зрителя, об энергетическом обмене между ними. В отличие от кино, раз и навсегда зафиксированного во времени и прекрасного в своей неподвижности, спектакль рождается заново каждый раз. Но вторая сторона есть не только у Луны.
Посмотреть вживую спектакли Метрополитен-оперы и Лондонского национального театра – большая удача, однако это удается не каждому, поэтому вариант познакомиться с ними на широком экране приятен и удобен. Ведь лучше увидеть самые талантливые театральные работы в стенах кинотеатра, чем не увидеть вовсе, правда?

Екатерина Кочетова
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий