Сергей Мазаев. Путь в бездонную классику | «Время культуры»

Сергей Мазаев. Путь в бездонную классику

0

Для абсолютного большинства Сергей Мазаев — это в первую очередь «Моральный кодекс». Проект QUEENtet — это вообще другое. Настолько, что в минуты гармонических и тональных удач популярная рок-группа попросту оказывается в тени куда более молодого коллектива Мазаева. Как это так получается, попыталась выяснить Юлия Беляева, которая ухитрилась взять у Сергея Владимировича весьма увесистое интервью за какие-то 10-12 минут его плотного графика.

Mazaev_22138

[su_dropcap size=»4″]13[/su_dropcap] ноября в Воронеже отыграл QUEENtet. На сцену Концертного зала, возможно, вопреки ожиданиям ценителей творчества «Морального кодекса», вышел совсем другой Сергей Мазаев. Элегантный фрак, кларнет и потрясающее сопровождение – четыре музы, четыре струнные гениальности: Анна Ким (скрипка), Анна Пасько (скрипка), Анна Журавлева (альт) и Ольга Демина (виолончель). Начали в полной тишине с малоизвестного произведения британского композитора Кристофера Болла – его концерт для кларнета и струнного оркестра прозвучал великолепно, по крайней мере, для ушей неискушенных. Затем музыканты погрузили публику в красоту русской классики. Струнные исполняли партии уверенно, артистично и слаженно – девушки прекрасно чувствуют друг друга. А Сергей Мазаев играл очень серьезно и старательно, обращаясь со звуками нежно и немного осторожно. Все это время публика слушала с удовольствием, но все-таки находилась «в ожидании чуда». И оно произошло. Сергей Мазаев объявил долгожданный сюрприз и сыграл несколько своих известных композиций, песню из репертуара Юрия Антонова и еще одну, позаимствованную у Адриано Челентано, — под сопровождение квинтета. Услышав, пусть в новом, необычном звучании знакомые слова: «Первый луч, первый дождь…», публика заметно оживилась. И по итогам выступления наградила QUEENtet бурными овациями, а Сергея Мазаева персонально за то, что, даже исполняя классику, он не забывает о преданных поклонниках «Морального кодекса».

[su_box title=»Справка. QUEENtet» style=»glass» box_color=»#e7e124″]Проект появился в 2013 году. Предшествовало ему знакомство с выдающимся классическим кларнетистом Игорем Федоровым и создание «Эстрадного оркестра», где играли Анна Ким и Анна Пасько – нынешние скрипачки квинтета. Затем к ним присоединились Анна Журавлева (альт) и Ольга Демина (виолончель). Каждая из участниц уже выступала с именитыми коллективами и побеждала на международных исполнительских конкурсах. Первый официальный концерт коллектива состоялся в прошлом году в Камерном зале Московского международного дома музыки, где QUEENtet представил сам Святослав Бэлза – известный музыкальный и литературный критик. В репертуаре музыкантов редкие и ценные партитуры для квинтетов, авторские аранжировки, музыка новых классических композиторов и произведения незаслуженно забытых авторов.[/su_box] [su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap]Многие знают Вас как солиста «Морального кодекса». В QUEENtet Вы открываетесь с другой стороны. Но все-таки расскажите, как возникла мысль о проекте?
Сергей Мазаев: Когда «Моральный кодекс» стал популярным, меня начали приглашать на телевидение петь нестандартные, несвойственные группе песни. Самое первое такое выступление случилось на памятном вечере Марка Фрадкина. Устраивал концерт его внук Антон. И он меня попросил спеть песню деда «А годы летят». Она получилась, конечно, кое-как, но это был первый шаг. Потом попросили нас с Костей Смирновым, нашим клавишником, на девятое мая спеть «Темную ночь». Кстати, Куперу (имеется в виду художник Юрий Купер – прим. ред.) — он тоже её поёт — больше всего она нравится в моём исполнении. Вот так постепенно накопились песни. И стали спрашивать именно мою программу. Тогда, чтобы не путать «Моральный кодекс», не выбивать из привычного русла, мне пришлось создать оркестр – большой оркестр на 19 человек. А уже из него родился квинтет.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Каким же образом?
С.М.: Так получилось, что в этот мой оркестр арфистка привела скрипачку – ей оказалась Аня Ким. Я послушал и понял: одной скрипки мало. Получается какой-то клейзмер. Тогда Аня привела вторую скрипку. Я послушал и подумал: осталось для заветного квинтета найти всего лишь альт и виолончель. Вот нашли и сделали. Я мечтал всегда о квинтете, потому что много произведений в такой форме написано для кларнета. И вообще такая музыка была достаточно популярна в XIX веке, много есть сочинений очень красивых и сложных, которые мы этим составом можем играть.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] На концерте, с которым Вы выступили в Воронеже, прозвучали классические произведения, в том числе «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Кто пишет аранжировки именно для вашего состава инструментов, для QUEENtet?
С.М.: Александр Мясников и Николай Мирошник — это два музыкальных руководителя моего оркестра, я с ними играю и работаю. Мирошник потрясающий аккордеонист, один из лучших в джазе у нас в России. А Мясников проработал музыкальным руководителем в оркестре имени Селантьева много лет, он уникальный пианист, он играет и аранжировки пишет к песням для нас. Не только для оркестра большого, но и для камерного квинтета. Он владеет хорошей техникой. Ну, просто круто!

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] А как планируете развивать QUEENtet? Ещё музыкантов брать не планируете?
С.М.: Точно так же буду развивать: записи репертуара, выступления, костюмы новые. В QUEENtet я добавил контрабас. На нем играет Сергей Гейер. А так у меня уже все музыканты есть. И они первоклассные, настоящие профессионалы. Я ими горжусь.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] В первом отделении прозвучала современная британская классика: концерт для кларнета и струнного оркестра Кристофера Болла.
С.М.: Кстати, как Вам?

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Понравилась.
С.М.: Она очень легко воспринимается.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Как Вы выбираете программу?
С.М.: В случае с Кристофером Боллом — никак. Случайно купил эти ноты в Амстердаме. Мы с женой были там в позапрошлом году, в январе, на ее день рождения. Зашел в замечательный нотный магазин, там купил огромную пачку нот. Я очень люблю хорошо изданные ноты, красивые. Люблю играть по ним. Сейчас, конечно, все есть в Интернете, можно скачать, но я вот предпочитаю такие осязаемые и эстетичные ноты.

Mazaev_22503

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Слышала, что Вы знакомы с Кристофером Боллом?
С.М.: Лично не знакомы, только заочно. Мы же его произведение записали, и я ему отправил по почте эту запись. Он ответил, ему понравилось, дал добро на размещение нашей версии в Интернете. Правда, думаю переписать, потому что теперь я повзрослее стал в плане исполнительства, да и выучили просто произведение получше. Хотя у нас на записи вроде ничего так получилось.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Когда выступаете на сцене в качестве исполнителя классической музыки, присутствует волнение или чувствуете себя стопроцентным профессионалом?
С.М.: Волнение, ошибки, конечно, присутствуют. Но я каждый день занимаюсь. Каждый день. Часок как минимум надо обязательно упражняться, чтобы привести в порядок аппарат.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] QUEENtet — это своего рода эксперимент или логичное развитие Ваших музыкальных взглядов?
С.М.: Знаете, я с детства учился в музыкальной школе на кларнете играть, состоял в детском духовом оркестре. И, в общем, был кларнетистом всегда. Встретил, кстати, у вас в городе своего друга, он начальник военной оркестровой службы здесь, в Воронеже. Вместе в армии служили, он тоже кларнетист, мы с ним большие друзья. Так вот, что касается классики. Вы знаете, я очень люблю эту музыку, люблю играть на кларнете. Я, когда бросил пить, стал заниматься тем, чем занимался в детстве: плаванием с тренером и игрой на кларнете с учителем. И вот 10 лет я уже на сцене в качестве классического исполнителя. Все логично, я думаю. Классика, она же основа всего — я ей учился с детства. А рок-н-ролл — это пубертатный период, это девчонки, хочется быть в их поле зрения.

[su_divider top=»no» divider_color=»#d6c917″ size=»4″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Свimage-277ятослав Бэлза (1942-2014), музыкальный и литературный критик, заслуженный деятель искусств:

«В то время, как некоторые исполнители из мира оперы уходят на эстраду, в исполнение популярной музыки, Сергей Владимирович проделывает обратный путь, привлекая своим именем внимание широкой аудитории к классике».

[su_divider top=»no» divider_color=»#d6c917″ size=»4″][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider] [su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] В чистом виде Вас нельзя назвать ни рокером, ни эстрадно-джазовым исполнителем, ни представителем классической ветви музыки. Ваш репертуар – это нечто эклектичное, но при этом гармоничное, порой переплетающееся в рамках того или иного концерта («Первый снег», исполненный с квинтетом, как пример). Но все-таки какое направление в Вашем творчестве ведущее?
С.М.: Я просто музыкант. Я не знаю даже. Хотя, конечно, «Моральный кодекс» – ведущее направление, поскольку я достиг бОльшего успеха в этой области. И группа нас кормит. Ведь и оркестр, и QUEENtet — все это сделано за счет того, что я зарабатываю с «Морального кодекса». Но оркестр тоже начинает пользоваться спросом: у нас первая пластинка скоро будет, работа над ней уже закончена, и сейчас собираемся записывать квинтет.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] А дальше? Куда Вас кренит больше: в классику или все-таки в эстраду?
С.М.: В классику, конечно, потому что она бездонная.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Некоторые Вас и к джазовым музыкантам относят.
С.М.: Я не джазовый – у меня просто друг Бутман. И мы с ним оркестр в свое время построили. Big band Бутмана — это была моя идея. Я с детства воспитывался в оркестре как музыкант и все время мечтал создать свой оркестр. И когда Бутман вернулся из Америки, я понял: ну, с кем, как ни с ним, делать оркестр. Он великий музыкант, при этом очень кайфовый, авторитетный, к нему все пойдут – вот мы с ним начали Big band делать. Ну, и проект до сих пор существует. А я пою иногда джаз, на саксофоне тоже играю, но не так хорошо, как Бутман.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] А что тогда для Вас рок? Это музыка с социальным подтекстом или же просто жанр?
С.М.: Я к рок-н-роллу всегда относился как к музыкальному жанру, а не как к социальной позиции. Если рок — это социальная позиция, то рок-н-рольщиков тогда можно вообще назвать не музыкантами, а людьми, которые просто протестуют против чего-то, что-то говорят там, и прочее. Все-таки для меня рок-н-ролл — он ролингстоуновский такой, прежде всего.

[su_dropcap style=»flat» size=»2″]ВК[/su_dropcap] Дирекция Концертного зала сказала, что Вам тут все понравилось и что Вы обещали приехать с «Моральным кодексом». Это правда?

С.М.: Готовы приехать с «Моральным кодексом». Если позовут — с удовольствием! Здесь замечательная площадка, супер, по звуку очень понравилось. Мы впервые играли на скрипках со звукоснимателями, и прозвучало все очень прилично. Особенное спасибо зрителям за внимание к нашим музыкальным экспериментам.

фото — из архива QUEENtet

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий