«Лишь бы улицей гармонь»

0

Быль о современной воронежской частушке.

частушки

В начале декабря в Воронеже состоялся первый Всероссийский конкурс исполнителей частушки «Распотешная матаня». Он появился не случайно, ведь в следующем году исполняется 100 лет со дня рождения нашей прославленной землячки, Народной артистки СССР, певицы Марии Мордасовой. В столицу Черноземья приехали яркие, самобытные исполнители частушек в возрасте от 16 до 35 лет из многих регионов страны, что, несомненно, стало знаковым событием для ценителей народного жанра. Но нам стало интересно несколько другое: эволюционировала ли русская частушка со времен Марии Николаевны, стала ли она сегодня другой, отражающей уже нынешние реалии? Или, может быть, и нет ее вовсе, современной российской частушки, а народные исполнители до сих пор используют в своих выступлениях лишь то, что было накоплено предыдущими поколениями? Об этом и рассуждает в своей статье доцент ВГУ, заведующая лабораторией народной культуры, кандидат филологических наук Татьяна Пухова.

[su_dropcap size=»4″]Т[/su_dropcap]рудно представить себе жизнь нашего села без задорной, боевой частушки. Под заливистые переборы гармони звучали звонкие девичьи голоса:

Ой, подружка, запевай,
Запевай, какую хошь,
Только про любовь не надо,
Мое сердце не тревожь.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому и новый песенный жанр получил название «частушка», по аналогии с «коротушка», «набирушка». Называли их еще «прибасками», «припевками». Известный воронежский фольклорист, Сергей Георгиевич Лазутин, так определял жанр частушки: «Частушка – один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это короткие рифмованные песенки, в большинстве своем состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере». Примыкают к частушкам и двустрочные песенки – «страдания». Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, а если нет инструмента – под язык (набор любых словечек).

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Одна из старейших жительниц поселка Пугачёвский Зинаида Максимовна Волченко 1921 г.р. рассказывала следующее: «В послевоенные годы в самодеятельности у нас было очень много людей. Прежде всего – молодых. Исполняли частушки на различных весёлых праздниках, свадьбах. Никто не мог перепеть Солнцеву Нину Петровну, которая знала их великое множество».

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Частушка была необычайно распространена в прошлом веке, конечно, в основном, в деревне.
В беседах с жителями воронежских деревень выявлялись характерные черты бытования частушки. Люди неоднократно говорили о своей любви к их исполнению, делились самыми теплыми воспоминаниями о своей молодости, когда на «пятачках», «вечёрках», «беседах» собиралась сельская молодежь и пела частушки под гармонь или балалайку.

У меня залётки нету,
И не надо мне его.
Лишь бы улицей гармонь,
Да подруженька со мной.

Во время фольклорных практик студентов-филологов ВГУ записывались сотни частушек, села славились своими певицами- частушечницами, знавшими и сочинявшими множество таких песенок.

Главные герои гулянья – парень и девушка, главное лицо на вечёрке – гармонист.

Ты милый – гармонист.
А я так запевалочка.
На вечорочку пришли
Весёленькая парочка.

И другие завидные женихи – тракторист, шофер, летчик, лейтенант – представлены в частушках, хотя часто и в виде подколок.

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Нестерова Мария Кирилловна 1928 г. р., село Синие Липяги Нижнедевицкого района, 2004 год: «Убиралися люди. Девки, мы, бывало, разные наряды обрядовые: и по-мужичьи, там, музыка, пляска, гулянье прям. Сходилися по селу, все гулянье днем открывалося, все село гуляло, тут знаешь, какие гулянья были?».

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Частушка – лирический жанр русского фольклора, поэтому главной объектом изображения является само чувство любви, а точнее, богатейшая россыпь оттенков чувства. Это относится как к частушке как таковой, так и к страданиям.

Она как малый музыкальный жанр фольклора благодаря своей лаконичности обладает замечательной емкостью содержания, яркой выразительностью, способна передавать информацию о самых разнообразных жизненных явлениях. Может частушка рассказать и об исторических событиях, но все-таки главным содержанием этого лирического жанра будет краткое рассуждение (серьезное или юмористическое) о любви и дружбе.

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Шацких Мария Михайловна, 1943 г.р., село Истобное Репьевского района: «На свадьбе сына, когда вот уже заканчивалось, гуляли, танцевали, пели. Гармошка была. Всякие песни пели. У кого какая там. «Барыня» называлась, «Матаня».

Жданова Клавдия Петровна 1928 г.р., село Берёзовка Аннинского района, 2001 год: «Ну, нас, девок-то, много было! …А я на балалайке. Брат играл и на мандолине, и на гитаре, и на балалайке. Танцевали польку, краковяк. Вальс, матаня, страдания – всё тогда танцевали! А сейчас-то! Ведь это стоят, спят! На Масленицу все в село ходили, там скок гармоней, пляски и игры».

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Все это мы видим в воронежских частушках такого непростого периода, как рубеж XX-XIX веков. В них отразилась необычайная стойкость и сила духа русского народа:

Не богато ли мы жили?
Глиной мазали плетень.
Но зато частушки пели
До утра и каждый день.

Сейчас же мы видим другую картину бытования жанра: частушка по-прежнему любима, но в основном ее исполняют люди 1930-50-х годов рождения.

В начале 90-х годов, когда новые веяния только начинали входить в нашу деревню, записывалось по нескольку сот частушек. Но затем постепенно их количество доходит до нескольких десятков. Уходят из жизни ранее знаменитые по селу песенницы и частушечницы, а подхватывают их мастерство, к сожалению, теперь только единицы.

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Лукина Клавдия Васильевна 1937 г.р., Дергун Клавдия Николаевна 1948 г.р., село Н. Байгора Верхнехавского района в 2008 году: «Все выходили на улицу. Вот там у нас был, особенно вот тут вот перекресток и туда. Кавказ – улицу звали, вот там на этот Кавказ кругом ходили, а там улицы широкие и травы много, оно как луг. И вот там пляски были, и плясали и подпевали, подпевали, и какие плясуны плясали и все делали. Вот в пятницу одеваемся и пошли все. Идут, какие в гармонь играют, берут гармонь и идут, играют, и в пятницу, и в субботу, и в Прощеный день».

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Наша эпоха перестроек и перемен показала, что жанр частушки, находящийся все еще в активном бытовании, очень чуткий к различным веяниям времени, тоже, своего рода, «перестроился». Выявилось, что целый пласт исторических частушек, которые раньше активно создавались и исполнялись, почти ушел из активного бытования. Это не только частушки, посвященные революции, гражданской войне, 30-м годам, но и частушки о послевоенных годах, полетах в космос. По-прежнему исполняются эти лирические песенки о Великой Отечественной войне, но в такой теме акцент делается на отношениях парня, ушедшего на фронт, и девушки, ожидающей его.

Ты, миленок, не горюй!
Крепче с немцами воюй!
Никуда не денутся,
Отвоюешь – женимся.

Из исторических частушек нашего времени на первый план, вышли те, в которых поется о перестройке и постсоветском периоде.

Обещал на день рожденья
Милый ваучер купить.
Я не знаю, что с ним делать,
Где хранить и с чем варить.

Коллектив у нас хороший,
Живем мы дружно.
Но бардак у нас в России,
Никому не нужно.

Я любили бедного,
Меня осудачили.
Богатого полюбила.
Его раскулачили.

Перестройка – мать родная,
Горбачев – отец родной.
На фига родня такая,
Лучше буду сиротой.

Над Хрущовым мы смеялись,
При Брежневе пили,
В Горбачеве сомневались,
От Ельцина взвыли.

С какой болью сейчас воспринимаются частушки о недавних дружеских межнациональных отношениях:

Через огородину
Рвала я смородину.
Украинец молодой
Звал меня на родину.

В группе социальных частушек, помимо традиционных тем о бедности и богатстве, городе и селе, работе в колхозе, службе в армии, к сожалению, появились и такие темы, как наркомания и проституция.

Все сказанное выше относится к частушкам на исторические и социальные темы, а любовные, бытовые, семейные, возрастные частушки и по сей день являются самыми распространенными и исполняемыми.

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Александра Петровна Боева 1930 года рождения, село Н. Байгора Верхнехавского района, в 2008 году: «Бывало, я тут пляшу, и игрунья была. Бывало, как гармонь заиграла. А у нас клуб-то и вот он. Прям, вот придёшь, и как оденешься – и прям в клуб. Там пляски, игры. Всё».

[su_divider top=»no» divider_color=»#c5e16d»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]

Этот жанр может передать все оттенки любовного чувства от первой встречи парня и девушки,

Мой милёнок дорогой,
Рубашка розовая твоя.
Ты идешь, она сияет,
Что вечерняя заря.

до признания в любви, уверений в верности:

Сколько ветер-то не дует,
Не сметёт со поля снег,
Сколько люди-то не бают,
Не разлучат с милым век.

Сколько юмора, подчас весьма острого, обрушивается на головы изменщика и соперницы в частушках-подколках, сколько в них самообладания и гордости девушки:

Мене милый изменил,
Изменушка малая.
Здравствуй, новая любовь,
До свиданья, старая.

Частушка – очень эмоциональный, энергетически насыщенный жанр народного творчества. Не только чувство, но и емкая, афористично выраженная мысль наполняет ее:

Девочки, зима не лето –
Не посеешь в поле рожь.
Девочки не наша воля –
Не полюбишь кого хошь.

Все вышесказанное наполняет нас надеждою, что частушка не погибнет, не уйдет в прошлое, а будет с нами всегда.

фото из архива Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина

 

 

 

 

Об авторе

Оставить комментарий