Судьбы в формате HD | «Время культуры»

Судьбы в формате HD

0

Видеолетопись Александра Никонова.

1skrin

Есть известное античное выражение: город – это люди, а не стены. Именно оно приходит на ум, когда смотришь авторские фильмы Александра Никонова. Знакомые улицы, дома, площади начинают выглядеть совсем иначе через призму российской истории, творцами которой были и наши земляки – исторические, как сказали бы сегодня, личности. Эти личности и стали отправной точкой для творчества Александра Никонова, создавшего за последние 15 лет более 200 авторских телеочерков и видеофильмов, в каждом из которых так или иначе разрабатывалась одна тема – наших земляков-воронежцев как участников и творцов российской истории. О самобытном кинематографисте расскажет Юлия Беляева.

[su_dropcap size=»4″]Д[/su_dropcap]ля Александра Никонова, по его словам, создание фильмов – это нечто вроде увлекательной компьютерной игры, однажды начав которую, уже невозможно остановиться, пока ее не закончишь, пройдя от начала до конца все этапы – поиски информации и внедрение в тему, составление сценарно-съемочного плана, организацию будущих съемок и сам съемочный процесс, нудное и долгое структурирование отснятого материала, монтажный период, когда по отдельности на музыку и текст накладывается зрительный ряд и в какой-то момент возникает окончательный образ будущей картины. Вот так же – поэтапно и словно играючи! – складывалась и жизнь автора этих фильмов.

В хоккее есть такое определение классности игроков: «универсал с прицелом на атаку». И это определение можно применить к Александру Никонову: он и сценарист, и режиссер-постановщик, и оператор, и монтажер, и продюсер в одном лице. Именно поэтому его работы можно по праву назвать по-настоящему авторскими. Тем более что навыки эти получены автором на самых разных его профессиональных поприщах. В 1974 году начав работать на воронежском телевидении, Александр Никонов шаг за шагом освоил профессию телережиссера. Затем получил хороший опыт организации масштабных съемок в кино, трудясь на киностудии «Мосфильм». Снова вернувшись на телевидение, освоил профессию редактора, и, наконец, зачисленный в штат воронежского журнала «Подъем» сотрудником отдела краеведения, обрел себя как профессиональный литератор. Вот тогда и пригодилось ему изначальное историческое образование. Отныне история для Александра Никонова стала главным направлением профессиональной деятельности.

Путешествие историка в кино

Как положено, отслужив два года в советской армии, Александр Никонов в 1971 году поступил в ВГУ на исторический факультет. И уже на первом курсе понял, что его гораздо больше интересуют творческие процессы, чем образовательные. Создав студенческий театр на факультете, он стал активным участником общеуниверситетской самодеятельности. И к окончанию третьего курса осознал себя как творческую личность.

В 1974 году Александр начал карьеру профессионального телережиссера. А попал он туда в то благодатное время, когда костяк студии составляли люди, которые создали воронежское телевидение и благодаря таланту которых наша телестудия входила в пятерку лучших в стране областных телерадиокомпаний. Эти талантливые люди и стали первыми учителями молодого помрежа Александра Никонова, который с их помощью стал ассистентом режиссера, а потом начал самостоятельно вести программы как телережиссер.

Получив опыт на воронежском телевидении, Александр Никонов продолжил свой профессиональный путь в Москве на киностудии «Мосфильм». В качестве ассистента режиссера по реквизиту он участвовал в создании нескольких художественных фильмов, вошедших в историю советского кинематографа: «В четверг и больше никогда» в постановке Анатолия Эфроса, «Взрослый сын» Александра Панкратова-Черного, «Жизнь прекрасна» Григория Чухрая, «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Александра Зархи. Процесс работ над фильмами близко свел Александра Никонова с такими замечательными отечественными актерами, как Инокентий Смоктуновский, Олег Даль, Евгений Лебедев, Регимантас Адомайтис, Юзазас Будрайтис, а также звездами мирового экрана Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини.

Однако «Мосфильм» пришлось оставить. По семейным обстоятельствам Александр Никонов вернулся домой, в Воронеж. По приезде устроился корреспондентом в редакцию газеты «Молодой коммунар», а затем снова вернулся на воронежское телевидение, где как редактор и режиссер-постановщик возглавил специальную группу, работавшую над созданием самой масштабной телевизионной программы тех лет – «Воронеж: годы, люди, жизнь», приуроченной к 400-летию нашего города.

В 1983 году Александр Никонов был переведен на должность редактора отдела краеведения в литературный журнал «Подъем»: сказалось его умение профессионально обращаться со словом и историческое образование. Так он вышел на путь профессионального литератора. Но тут наступили «лихие девяностые»: журнал начал чахнуть, и в числе первых сотрудников, уволенных по сокращению штатов, оказался самый молодой из всех редакторов Александр Никонов. Тогда в его профессиональных исканиях и появилась еще одна дорога – предпринимательство. К нему бывший работник телевидения и писатель-публицист, как и следовало ожидать, подошел творчески. И, надо отметить, преуспел в бизнесе. А результатом его недолгой коммерческой деятельности стала возможность создать собственную профессиональную видеостудию.

Привычка брать дело в свои руки

В процессе работы на телевидении Александр Никонов учился всему понемногу: сначала испытал себя в режиссуре, потом приладился к профессии монтажера кино, научившись вручную склеивать кинопленку.
С развитием технологий – появлением видеокамер и компьютерного монтажа – многое изменилось. Временные ограничения на съемку были сняты однажды и навсегда, а компьютер на этапе «постпродакшн» заменил сразу несколько служб по обработке отснятого материала. Тогда в жизни первых независимых режиссеров наступила золотая пора, ибо в их руках оказались «умные» видеокамеры и компьютер – инструменты волшебной силы, позволяющие в одиночку делать то, что раньше создавалось только группой профессионалов. Этим Александр Иванович ныне и занимается, в одном лице работая как сценарист, режиссер, оператор съемок и монтажер.

Авторское кино

В 1997-2000 годы Никонов на базе собственной видеостудии занимался созданием авторской телевизионной программы «Место действия», одним из героев которой стал директор городского «Комбината специального обслуживания» Алексей Катцын. Коренной воронежец, неравнодушный к истории родного города, он в 2009 году выступил инициатором проекта по созданию серии видеоочерков для видеоэнциклопедии воронежских кладбищ.

После того как эта видеоэнциклопедия увидела свет на трех DVD-дисках, Александр Никонов опять же по инициативе Алексея Катцына в 2011 году приступил к реализации следующего авторского проекта – это «Утраченные миры», серия документальных фильмов о судьбах известных русских воронежцев, чей земной путь окончился в нашем городе. Среди них архитектор Николай Троицкий, тренер Юрий Штукман, режиссер театра кукол Валерий Вольховский.

Сейчас Александр Никонов работает над «Воронежскими страницами российской истории» — очередным авторским проектом. Суть дела осталась неизменной: через судьбы людей рассказать об истории воронежского края, которая одновременно является и частью истории нашей страны. Только теперь нет привязки к кладбищам, поскольку речь идет не только о тех россиянах, чья жизнь закончилась в земных пределах Воронежа, но и о тех, кто бывал на этой земле и оставил глубокий след в истории края, – о Петре Первом, например. Проект осуществляется по инициативе и при поддержке Гражданского собрания «Лидер».

В цикле «Воронежские страницы российской истории» вышло уже около двадцати авторских работ Александра Никонова. Причем самые последние из них сняты в современном формате Full HD, что позволяет демонстрировать фильмы на больших экранах кинотеатров. Героями нового цикла стали поэты Алексей Кольцов и Иван Никитин, клоун Анатолий Дуров и многие другие. В список героев будущих фильмов вошло около тридцати имён, среди них изобретатель легендарной винтовки-трехлинейки Сергей Мосин, писатель Андрей Платонов, Нобелевский лауреат по физике Николай Басов, рассказать о жизни которых планируется в 2015 году.

Режиссер о писателе

Один из самых последних фильмов – об Иване Бунине. Его режиссер-документалист снимал в этом году. Изначально Александр Никонов планировал сделать классический 26-минутный видеоочерк, но, когда начал собирать материал, понял, что для рассказа о великом русском писателе тридцати минут слишком мало. В итоге вместо одного фильма получилось три части одной полнометражной ленты.

Никонов решил показать зрителям жизненный путь Бунина в России. Съемки происходили в местах, связанных с жизнью и творчеством литератора.

Жить, чтобы рассказывать о жизни

Среди профессионалов Александр Никонов считается увлеченным человеком. За свою жизнь режиссера-документалиста он сделал множество фильмов и программ на телевидении, в том числе посвященных истории воронежского края. Есть в Александре Ивановиче немало и от писателя: закадровые тексты к фильмам, которые пишет он сам, звучат поэтично, образно и захватывающе. Более того, Никонов – автор серии литературно-публицистических очерков «Судьба отцов в судьбе сыновей», двух книг прозы «Залог» и «Красный огурец, или Плач по Ванечке Иванову», а также кинодраматург двух художественных фильмов «Дело чести» и «Богатство». Он разноплановая личность, но его творчество всегда объединяли две главные темы: люди и человеческая история. Благодаря разработке этих тем герои своего времени обретают бессмертие в памяти земляков, что немаловажно, ведь город это не стены, а люди – те самые, что ходили когда-то и ныне ходят меж тех стен.

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий