Песочная анимация как официальное баловство. Новые истории благотворительного Рождества

0

Мольберт и краски, пианино и аккордеон, гитара и несколько духовых инструментов – все это есть почти в любой школе искусств, вот только потребность в обновлении постоянна. В далеком Богучаре, если помните, уже есть арфа, а в близлежащем Каширском районе в начале осени наряду с музыкальными обновками появилась песочная анимация.

kashira

Под низкими потолками

Детская школа искусств, подобно основным объектам культуры района, стоит в центре Каширского поселения. Она похожа на типовой детский сад: одноэтажное приземленное здание с двумя крыльями-коридорами, перед ним – бесхозный палисадник, разделенный неровной дорожкой из плиток, у входа – массивные бетонные ступеньки с площадкой, где резвятся дети, и красная табличка с официальным названием, как и полагается. Только потрескавшаяся.

История здания и история школы сошлись лишь недавно, в начале «нулевых». До этого «типовой детсад» на самом деле был школой-интернатом. Об этом напоминают узкие коридоры, какие бывают в жилых домах, и низкие потолки – настолько низкие, что даже зеркала в танцевальном зале не компенсируют пространство, а, скорее, даже усиливают ощущение тесноты и излишнего, сжимающего в тиски уюта. Зато здесь есть все-таки 10 полноценных кабинетов после пары-тройки крошечных комнатушек в одном из домов, стоявших неподалеку. Там школа ютилась 30 лет и туда после дождей невозможно было добраться, не выпачкавшись в грязи; зимой же приходилось кутаться, чтобы не окоченеть в помещении.

Школа, сначала просто музыкальная, после переезда стала школой искусств. Правда, отделений, на которых обучается почти 90 человек, здесь всего два – собственно музыкальное и художественное. Зато есть свои коллективы: танцевальный «Вдохновение» и ансамбль выпускников-аккордеонистов, есть свои места на фестивалях и конкурсах вроде «Адреса детства – Воронежский край». Есть еще два филиала в общеобразовательных сельских школах, где обучают игре на баяне и аккордеоне – словом, как могут, так и приобщают детей к культуре.

Однако сам процесс здесь, в главном здании, идет не без проблем: все 37 лет не делали капитальный ремонт, только косметический – это видно по густой, насыщенной зеленой краске на стенах и по деревянным пыльным рамам. Впрочем, совсем скоро все окна в школе обещают заменить – так говорит директор Ирина Суркова. Она целый год управляет этим небольшим образованием, которое становится все компактнее: появились нежданные соседи в виде детской районной библиотеки, центра народного творчества и пары административных учреждений. Вот и приходится концертный зал делать репетиционным, а под кабинет директора переоборудовать подсобку.

– В районе дефицит помещений, что поделаешь. Очень ждем, когда построят многофункциональный дом культуры – может, туда переведут.

Ждать, говорят, придется недолго – всего лишь год. К этому моменту должны освоиться ученики по курсу песочной анимации, они занимаются в левой части здания на территории крошечного центра народного творчества. Однако его помещения не идут в сравнение со школьными: пластиковые двери, окна, гладкий новенький линолеум и жалюзи на окнах. Почему в школе все иначе: то ли действительно с проводкой проблемы, что тратиться на ремонт бессмысленно, то ли денег таких нет, то ли это покрывают надежды на новоселье в новый ДК. Евроремонт сделан лишь в туалете – он «белая ворона» на фоне школьных кабинетов: светлый, кафельный, с фикусом на подоконнике и даже большим красным телефоном.

 

Искусство пересыпать песок

Работа с песком пришла как занятие с заложенным в нем сакральным смыслом, как момент релаксации и инструмент для поиска ответов на вечные вопросы – так было в Древнем Китае, Северной Америке и на Тибете. В нашу эпоху интерес к песку как способу создания художественных образов и сюжетов появился лишь в конце XX века, когда будущий канадско-американский режиссер и аниматор Кэролайн Риф придумала использовать его в мультипликации. В отличие от манки он не разлетается, от кофе – более податлив, сравнение с другими материалами можно продолжать бесконечно.

Об этом здесь рассказывают на первых занятиях по песочной анимации. Потом учат правильно рассыпать песок, наносить узоры, учат и основам композиции, и стилевым особенностям анимации. Ирина Валерьевна – инициатор необычной обновки, целое лето она прописывала четкий план работы по дополнительному предмету сама, ведь никаких пособий и учебников как таковых не существует. Не только потому, что занятие это относительно новое, но и потому, что оно рассматривается как приложение к учебе художника – недаром на песочную анимацию здесь берут только учащихся художественного отделения да и то только две группы по шесть человек. Раз в неделю они собираются здесь, за шестью специальными столами с подсветкой, и совершается маленькое волшебство, когда из особого, но в целом ничем не примечательного песка (его закупили впрок – 15 килограмм) появляется симпатичная закорючка, потом домик, нависшие над ними еловые лапы и месяц, вот-вот вышедший из тумана. Напротив – учительский стол с видеокамерой, изображение проецируется на экран маленького телевизора.

Все дети любят водить пальцем по запотевшему стеклу, а уж по песку, который превращается в простенькую картинку, и подавно. Поэтому когда истекает обозначенный академический час, никто не расходится. Пока это только арт-терапия, официально задокументированное баловство – продукт творчества появится в лучшем случае к концу года. Однако на маленьком стареньком телевизоре, который есть в распоряжении школы, должного эффекта от демонстрации короткометражного фильма не будет. В мечтах и планах – большой экран, который будет висеть на сцене в новом доме культуры и показывать в режиме реального времени «песочное» творчество юных аниматоров. Тогда у Каширского района появится яркий, необычный и современный если не бренд, то хотя бы символ местной культуры.

 

* * *
К слову сказать, в Воронеже о песочной анимации известно совсем немного. Подобные шоу, как правило, можно увидеть на свадьбах и на корпоративах. Для широкой публики впервые песочную анимацию показали на недавней «Ночи в Дивногорье», где под живую музыку Воронежского академического симфонического оркестра выступала Ирина Титова – художник столичного театра песка 7BiOZ. Нечто подобное можно было увидеть на фестивале Light on, где со своим мультфильмом на осеннюю тематику выступала Елена Жемиря – первая, кто начала заниматься песочной анимацией в Воронеже (с тех пор уже прошло шесть лет), и единственная, кто работает у нас с этой техникой в режиме реального времени. Мест, где можно обучиться такому гибриду арт-терапии и искусства, тоже сложно найти. В одной из воронежских библиотек проходят занятия объединения «Энергия искусства», где уже три года учат детей создавать песочные картины и мультфильмы. «Песочная анимация требует дорогостоящего оборудования, поэтому встроить этот предмет в программу дополнительного образования очень сложно», – считает Владимир Левченков, руководитель объединения. Кто знает, может быть, опыт Каширской школы ситуацию изменит, ведь песочная анимация, как подчеркивают все спикеры, это один из самых полезных способов снятия напряжения для ребенка, не говоря уже о развитии мелкой моторики, воображения и умения воплощать свои фантазии сначала на песке, а потом и на листе бумаги, и на холсте.

Валерия Боброва
Фото Алексей Астрединов

Об авторе

Оставить комментарий