Назар Фомин ищет ответ. В «Театре равных» начинают готовить спектакль по Платонову

0

«Жива ли была его Афродита?» – с этим сомнением и этой надеждой Назар Фомин обращался теперь уже не к людям и учреждениям – они ему ответили, что нет нигде следа его Афродиты, – но к природе, к небу, к звездам и горизонту и к мертвым предметам. Он верил, что есть какой-либо косвенный признак в мире или неясный сигнал, указывающий ему, дышит ли еще его Афродита или грудь ее уже охладела».

kollazh_teatr_ravnykh_oktyabr2

В большом зале ТЮЗа тихо. 25 человек сосредоточенно слушают – знакомство со слогом, ритмом и настроением рассказов Платонова не самое простое дело. Актер и режиссер Вадим Кривошеев примостился на краю родной сцены и читает быстро, но размеренно и ясно: пространство зала постепенно наполняется насыщенностью и плотностью платоновских слов, образов и звуков. Назар Фомин ищет свою исчезнувшую жену, зарываясь в окопы прошлого. Участники «Театра равных» погружаются в поиски материала для нового спектакля. Сегодня – читка рассказов «Афродита» и «Пустодушие».

 

Перешагнут

Когда в июне этого года «Театр равных» с большим успехом дал свой премьерный спектакль «Кот на крыше», некоторые люди высказывали мнение, что на этом дело и заглохнет. Громкий проект, о котором так много писали в СМИ, по их мнению, и так добился небывалого: люди с ограниченными возможностями смогли выйти на сцену и сыграть. Но театр не собирался останавливаться на достигнутом, тем более что многие пообещали проекту поддержку, в том числе и губернатор Воронежской области. Летом ребята отправились на каникулы, но уже в сентябре труппа вышла на сцену ТЮЗа со спектаклем и снова собрала полный зал. Недавно состоялось еще несколько кастингов (театру требуются дополнительно несколько актеров), на которые пришло довольно много желающих – ведь неожиданно проект нашел большой отклик в обществе и становится все популярнее.

Сейчас «Театр равных» решительно нацелился на более сложную драматургию. При этом если задачей первого пробного спектакля было задействовать на сцене всех актеров, то теперь труппа будет работать по принципу профессионального театра: принимать участие в постановках будут люди, специально отобранные для той или иной роли. В планах поставить спектакль из трех-четырех рассказов разных периодов творчества Платонова, то есть времен и Гражданской, и Великой Отечественной войн. Работать над каждой частью постановки по отдельному произведению (длительностью 15-20 минут) будет назначенная команда актеров.

«То, что мы ставим спектакль по Платонову, отнюдь не дань моде, – комментирует Вадим Кривошеев. – Я считаю, что данный материал очень хорошо подходит нашим актерам. У ребят с ограниченными возможностями непростые судьбы, а у Платонова в произведениях все судьбы переломаны. Есть определенная перекличка. И попробовать стоит. Признаюсь, что, скорее всего, я бы не осмелился ставить этого писателя в профессиональном театре. Но здесь мне работается немного свободнее: это чистое творчество и эксперимент, пусть все воспринимают его как хотят. Я от души хочу попробовать такого автора. И если это хорошо подойдет ребятам, то почему нет. Великолепная проза и при этом сложнейшая задача для нас. Но я считаю, что только такие задачи и нужно ставить. Мы сделали довольно простой спектакль по пьесе Чугунова «Кот на крыше» – такой молодежной городской истории о любви. Я вижу, что с каждым спектаклем ребята растут. И не побоюсь этого слова, они скоро перешагнут эту драматургию и она станет для них слишком простой».

 

Трудности

Актер «Театра равных» Константин Малахов проникся творчеством писателя еще на Платоновском фестивале в этом году, когда посмотрел в ТЮЗе спектакль «Шарманка».

«Там я окончательно понял, что Андрей Платонов – гениальный писатель, – рассказывает Константин, – в его рассказах описывается сложное время, персонажи живут тем, что потом стало историей. В мире редко когда было кругом безмятежно и просто. И сейчас тоже все далеко не спокойно. Поэтому Платонов по-прежнему актуален. Думаю, мы приложим все силы, чтобы воплотить в жизнь идеи нашего художественного руководителя».

Как и у героев Платонова, мир участников «Театра равных» непрост, а путь к цели тернист и извилист. Проекту еще многое нужно доказать и за многое побороться. Преимущественно за функционал «справляться с трудностями» отвечает директор и автор проекта студентка истфака ВГУ Валерия Маламура.

По ее словам, основных сложностей у театра пока две. Первая, естественно, связана с отсутствием финансовых средств – по сути это частный театр, к тому же специфический. Самоокупаемость проекта может наступить не раньше, чем через два-три года, когда он приобретет известность. При этом по театральным меркам проекту надо не так уж много – два-два с половиной миллиона в год на оплату работы специалистов и решение технических проблем. И вторая трудность – это, конечно же, помещение. Сейчас труппа репетирует в ТЮЗе, но в будущем театру понадобится пространство, которое можно будет хотя бы немного обжить: актерам нужно место, где они могли бы переодеваться и накладывать грим, а декорациям и костюмам, которые появятся у театра в скором времени, просто необходимо где-то храниться. Возможно, театру разрешат разместиться в бывших помещениях Камерного театра в ДК Железнодорожников, но пока это все только предположения.

Сейчас проект оформляют как некоммерческую организацию. Потом последует обращение в соответствующие департаменты правительства области и к бизнес-сообществу, поиск и написание грантов. Естественно, что проще всего будет, если под «Театр равных» выделят отдельную строку в местном или областном бюджете – благо, что значимость проекта вряд ли нужно доказывать. При этом финансирование проекту необходимо уже в этом году: нужно начинать делать декорации и работать активнее, ведь помимо репетиций ребятам снова будут преподавать сценическое мастерство и давать мастер-классы.

 

И ветер, и волны

«Для меня, худрука Вадима Кривошеева и педагога «Театра равных» (актриса Анна Гребенщикова – прим. авт.) проект – настоящая отдушина. Но по моим ощущениям, труппа живет проектом еще больше, чем мы, – замечает директор театра Валерия Маламура. – Для многих из них это – целая жизнь. Некоторые из участников перестали ходить в свои реабилитационные центры, так как«Театр равных» им ближе по духу и они видят в нем больше перспектив, находят тут совсем другие эмоции. Актеры труппы очень сдружились, летом они много общались, ходили вместе в кино и на фестивали. У нас даже пара образовалась внутри этого коллектива. Ребята очень воодушевлены и, самое главное, рвутся в бой. Им хочется больше спектаклей, больше репетиций, и, по моему мнению, они уже готовы жить в этом театре, лишь бы только учиться играть и видеть друг друга».

Премьеру спектакля по Платонову запланировали на март следующего года. Пока же помимо участия в репетициях и мастер-классах «Театр равных» будет продолжать показывать «Кота на крыше». Недавно труппа сыграла на историческом фестивале имени Вильгельма Столля, впереди – выступление в рамках фестиваля детского театра «Большая перемена» и на сцене ВГУ. К слову, Андрей Платонов в своих произведениях много говорил не только о большой и светлой жизни, которая маячит где-то далеко впереди, но и о том, что создание этого будущего связано непосредственно с усилиями самого человека. Проект «Театр равных», который когда-то был задуман всего несколькими людьми совершенно с нуля, сейчас живет и растет, хотя по-прежнему не имеет точных прогнозов по поводу своего будущего. «Эта слабая ветвь должна вытерпеть и преодолеть и ветер, и волны, и камень…» – фраза уже из рассказа «Пустодушие». Если верить Платонову, в конце «буря их станет песней».

Евгения Глуховцева
Коллаж Марина Демченко

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий