Наши два процента

0

В начале марта Владимир Путин подписал программу «Культура России», на реализацию которой будет выделено более 180 миллиардов рублей. Неужто лед тронулся, и появилась надежда на изменения в культурной политике нашей страны? Попробуем представить, что это именно так. Однако готовы ли к столь неожиданным изменениям СМИ, занимающиеся освещением культурных вопросов? Можем ли мы говорить о существующем профессиональном уровне журналистов, пишущих о культуре, о налаженной системе изданий?
Если говорить о Воронежской области, то здесь в последнее время наблюдаются позитивные тенденции – создаются профильные периодические издания с культурной тематикой, причем как государственные, так и частные.

«Появление в нашем регионе новых изданий, таких как «Время культуры», «Воронежский телеграф», – это позитивный, хорошо характеризующий нашу область знак, – комментирует Тамара Дьякова, профессор кафедры культурологии ВГУ. – И процесс этот продолжается. Недавно вышел в свет альманах «Ямская слобода». Отрадно и то, что среди текстов о литературе там нашлось место и материалам по искусству. И с некоторыми старыми изданиями произошли положительные изменения. Например, журнал «Подъем» теперь стал освещать и вопросы современной художественной жизни, чего раньше не было. Материалы подаются в традициях художественной критики, которая всегда была свойственна толстым литературным журналам».
На недостаток культурологических федеральных изданий также жаловаться не приходится, особенно если говорить о СМИ узкой профильной направленности: «Искусство кино», «Русский экран», журнал «Искусство», «Художественный журнал» и другие.

Что касается телевидения, то здесь тоже можно найти достойные образцы. «Хороших, качественных программ достаточно много, – говорит профессор, завкафедрой телевизионной и радиожурналистики ВГУ Алла Шестерина. – Проблема только в том, что зачастую они просто не замечаются».

Действительно, несмотря на такое обилие СМИ, освещающих вопросы культуры, их аудитория очень узка.
«От поколения к поколению приходит все менее и менее требовательный зритель, – сетует Алла Шестерина. – Около 2% наших зрителей – это те, кто хочет какой-то внутренней работы по отношению к тому, что он смотрит, остальные – это те, кто потребляет информационный фаст-фуд».

С журналами и газетами – аналогичная ситуация. «Издания вынуждены работать на локальную аудиторию, – констатирует Тамара Дьякова. – Не удается пока овладеть вниманием большей аудитории и сделать вопросы культуры не периферийными, а центральными».

На самом деле, в сложившейся ситуации виноваты сами СМИ. Телевидение, например, ориентирующееся на рейтинги и выпускающее в эфир преимущественно «ходовые» передачи, количество которых значительно перевешивает качественные программы. Кстати, телевизионные рейтинговые измерения в России Даниил Дондурей (критик, социолог и редактор журнала «Искусство кино») назвал «гигантским концептуальным монстром, одним из главных инструментов идеологического воздействия на медиа». И через эту систему, по его мнению, идет «колоссальная понижающая селекция». Что касается печатных СМИ, если мы будем рассматривать общественно-политические издания (особенно на региональном уровне), то заметим, что они практически не занимаются культурой. Притом, что материалов на темы экономики и политики появляется в газетах более чем достаточно…

«Конечно, это системный кризис, который обусловлен сложившейся ситуацией в стране, – замечает Тамара Дьякова. – Требовать решения проблемы от отдельно взятых изданий просто невозможно. Это иллюзия. Да, появилось много новых газет и журналов, но вопросы привлечения аудитории не зависят от воли, мировоззрения отдельных журналистов и редакторов. Большая часть периодических изданий фактически не уделяет внимания вопросам культуры, и даже если появляются хорошие, грамотные материалы, то выглядят они, скорее, «вопреки». Издания общественно-политической направленности также должны формировать культуру общества. Но современные СМИ не ставят на своих страницах и телевизионных каналах вопросов нравственного воспитания, формирования у людей духовных идеалов и ценностей, не вызывают потребности к диалогу, к критическому отношению к реальным событиям жизни, не формируют чувство самоуважения».

Чем больше в СМИ будет понимающих, неравнодушных сотрудников, тем лучше. Кстати, сегодня у начинающих журналистов, желающих писать о культуре, достаточно много шансов пополнить свои знания в этой области, научиться писать грамотные аналитические тексты.

Так, на федеральном уровне существует программ «Культурная журналистика» петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ». Она предназначена для начинающих журналистов в возрастной категории до 30 лет. Обучение проходит как в очной, так и в заочной форме; иногородние журналисты могут получать уроки в режиме on-line. Цель программы – содействие развитию российской культурной журналистики, повышение профессионального уровня творческих работ. В рамках проекта проводятся лекции, семинары, встречи с кураторами; среди преподавателей сотрудники таких СМИ, как «Коммерсантъ», «Афиша», «Культура», «Книжное обозрение», «Эхо Москвы».

Что касается Воронежа, журналистов, специализирующихся на вопросах культуры, готовят на факультете журналистики ВГУ, для старших курсов даже существует дополнительная специализация – художественная культура. Кроме этого, есть творческие лаборатории, в рамках которых студенты осваивают навыки подачи материалов о культуре.

Однако сформировать культуру из одних только журналистских ресурсов нереально. Поэтому к обсуждению важно привлекать специалистов. «Необходимо пересечение взглядов профессионального и журналистского сообществ, – подчеркивает Тамара Дьякова. – Мне представляется правильным, когда газета или журнал отражает разные точки зрения, создает ситуацию полемики и диалога. Для читателя это важно: он может сравнивать и оценивать разные позиции. Кроме того, с помощью такого подхода можно значительно расширить и читательскую аудиторию».

Издание будет успешным именно тогда, когда оно будет не просто освещать процессы, происходящие в культуре, но и предпринимать попытки изменения самой культурной ситуации. «Культура – это живая, целостная система, в которой не может один орган отдыхать, пока другие над чем-то работают, – заключает Тамара Дьякова. – Не только специализированное – любое СМИ должно писать о культуре, необходимо думать о формировании современного мышления, культуры в обществе. Если СМИ не будут ставить такую задачу, они проживут очень недолго».

Ольга Гуцу

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий