«Июнь, непостижно-короткая ночь…»

0

Окопные грезы

Медведев М.В. На десятой версте от границы. Свидетельство из германского плена 1915-1917 гг.: Стихотворения / Под редакцией А.А. Кретова, А.Г. Лапотько. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. –129 с.

Knizhnoe_obozrenie_iyun

У этой книги уникальная судьба. В бумагах воронежского филолога, специалиста по фольклору доцента ВГУ А.И. Кретова была обнаружена тетрадка со стихами солдата Первой мировой войны по фамилии Медведев. Сын фольклориста – профессор ВГУ А.А. Кретов – передал эту рукопись студентам филфака, изучающим специальность «издательское дело». Те, осуществив полный предпечатный цикл, подготовили сборник к изданию. Книга вышла в канун столетия описываемых в ней событий.

Помимо увлекательного сюжета появления загадочной рукописи, опубликованные стихи солдата Медведева представляют интереснейшее историческое свидетельство и одновременно любопытный литературный памятник. «Стихотворения простого русского солдата, вчерашнего крестьянина, – само по себе явление редкое. Тем более удивительной удачей можно считать их находку. Стихи уцелели, несмотря на то, что их автор оказался в самом начале Первой мировой воны в немецком плену», – пишет в послесловии к книге известный воронежский историк М.Д. Карпачев.

Зарифмованные переживания оказавшегося в плену солдата Медведева укладываются в определенную канву. До войны в России существовал идеальный крестьянский мир, стоявший на любви и почитании старших. Люди жили по законам справедливости и понятиям стыда и совести. Война перечеркнула этот земной рай. И вернуть его можно только победив войну.

«Гей, замолчите вы, пушки проклятые! / Все вы отняли у мира богатого, / Свет превратили во мрак! / … / Гей, расступитесь, проклятые тени! / Шире дорогу! По трупам-ступеням / В замок я светлый войду».

Черно-белая картина действительности, отчетливое деление времени на войну и мир, решимость претерпеть любые тяготы плена за свободу родины – сближают рифмованные записи солдата Медведева с народным батальным творчеством: «Вот он, враг мой, рядом, раненный, лежит. / Молодой еще… А кровь-то как бежит! / Сталь холодная безжалостно остра. / Есть, быть может, дома мать, отец, сестра… / Ждут домой его. Напрасно. Пусть не ждут. / Умирать со мной останется он тут!».

Очень похоже, что именно так смотрели на ту войну большинство солдат русской армии.

 

Букварь для профессии

Тулупов В.В. Азбучные истины: Сборник эссе. – Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2014. – 128 с.
«Если процент доверия к СМИ в конце 1980-х – начале 1990-х гг. прошлого века порой превышал порог 90, то сегодня, по разным данным, он не дотягивает и до 10-20%».

Эта цитата из новой книги декана журфака ВГУ Владимира Тулупова. По сути, сама эта книга и есть попытка разобраться в причинах падения авторитета журналистики. Свои размышления об утраченных профессиональных ценностях автор представил в виде эссе. Буквально слово «эссе» означает «опыт», посему размышления В.В. Тулупова наполнены биографическими деталями детства, студенческих лет, семейной жизни. Особенно много в коротких сюжетах ссылок на преподавательский опыт автора. Это неслучайно. «Хотя первая запись в моей трудовой книжке «Художник молодежной газеты», и я много лет проработал в редакциях разных периодических изданий, своим основным делом все же считаю учительство, – признается В.В. Тулупов. – Потому что и по диплому, и по существу я прежде всего учитель, к тому же еще и сын учителя, и муж учительницы, и отец учительницы…»

В книге в алфавитном порядке описаны явления нашей жизни, без которых вряд ли возможно профессиональное и человеческое становление журналиста. Эссе В.В. Тулупова представляются попыткой предотвратить распыление культуры профессии, ее насильственное поглощение миром власти и денег. «Уверен, что профессиональный и ответственный журналист не имеет права на агрессию. Особенно в наше суперстремительное время, когда информация распространяется мгновенно и сразу по всему миру», – рассуждает автор.

Таким образом на страницах новой книги В.В. Тулупов собирает распавшиеся части моральных добродетелей профессии, оставляя между ними то пространство игры, иронии, рефлексии, отстраненности, которые и отличают подлинную журналистику от озлобленного и унылого пропагандистского пиара.

 

Архивная наступательная операция

Филоненко С.И. Война на воронежской земле 1942-1943 гг. в документах Красной Армии, вермахта и войск сателлитов. В 5 т. Т.1. – Воронеж: Кварта, 2014. – 496 с.

Издательство «Кварта» и воронежский военный историк Сергей Филоненко приступили к осуществлению глобального проекта – изданию многотомного сборника документов по Воронежской битве. Уникальность его в том, что впервые будут опубликованы военные документы не только из российского архива Минобороны, с которых лишь недавно был снят гриф секретности, но и документы из военных архивов зарубежных стран, принимавших участие в сражениях на Дону в 1942-43 годах.

Оценить масштабы такого проекта можно будет только после выхода в свет всех томов сборника, пока же стоит отметить исследовательскую смелость автора идеи. Введение в научный оборот новых архивных документов вполне может привести к появлению работ, концепция которых не будет укладываться в сложившуюся еще в брежневские времена официальную доктрину Воронежской битвы. Впрочем, важнее другое – публикация новых документов позволяет поставить изучение причин и последствий воронежского сражения, равно как и цены вражеской оккупации нашей области – в эпицентр научной работы военных историков.

Из документов же, опубликованных в 1-м томе, упомяну о двух. В качестве примера.

Так, впервые предано гласности донесение начальника особого отдела Воронежского фронта майора ГБ Вадиса о том, что генерал Черняховский (тогда еще комкор) категорически выступал против применения танков «КВ» в уличных боях за Воронеж. Черняховский считал, что это приведет к гибели танковой бригады.

Или – вот: инструкция «Немецкий солдат и его политические задачи на Востоке». В первом же абзаце читаем: «Каждый немецкий солдат, и прежде всего немецкий офицер, должны знать, что завоевание доверия русского населения в занятых нами восточных областях превратилось в проблему, которая может оказать решающее влияние на исход войны на Востоке. Только тогда, когда каждый из нас, в особенности каждый офицер, поймет необходимость всех связанных с этой задачей мер, – только тогда каждый немецкий солдат будет вести себя так, чтобы создать необходимые предпосылки для завоевания доверия русских людей»…

Таких открытий в томе – множество.

 

Из поколения в поколение

Русановы. Из века в век: в 2 т. / Сост. Т.Н. Русанова, А.В. Русанов. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013.
Том I. Семейная реликвия. – 436 с.
Том II. Судьба и жизнь большой семьи. – 500 с.

Прежде всего, это фундаментальная и увлекательная сага. История известной воронежской семьи за более чем двести лет, рассказанная представителями семи поколений рода.

«Начинаю с того, как я начала себя помнить, то была я в это время трех лет и меня в это самое время отняли от кормилицы», – это первые строчки из самого раннего опубликованного в книге текста. Его автор – Анна Андреевна Русанова Первая. Время действия 1790-е годы…

Русановы – фамилия для Воронежа знаковая. Она объединяет несколько поколений интеллигентов, родственных не только по фамилии, но и по отношении к жизни. «В любых условиях они не опускали рук. Они всегда, образно говоря, «не проклинали тьму, но старались зажечь свечу», – говорится о них в предисловии.

Том первый отражает историю начала династии и ее жизнеописание до ХХ века. Во втором томе – бурные перипетии последнего столетия. Особенно ценно то, что все описываемые очевидцами события происходят в Воронеже. По станицам мелькают известные воронежские имена, придавая происходящему черты путешествия в местную историю.

Примечательно, что за всеми рассказами разных Русановых, стоят традиции русской прозы. Ее архетипическая матрица. Она-то и оказывает магическое действие, затягивая авторов в свою орбиту. Волей-неволей все Русановы оказывались приверженцами доброй старой, гармонической литературной и мировоззренческой нормы, что потребовало от них не просто тонкого стиля, но и тщательной отделки художественной ткани. И еще – реализма и гуманизма. Все это есть в двухтомнике: и умная наблюдательность, и внимание к человеку, живущему рядом. И еще – какая-то высшая, почти утраченная ныне душевная опрятность.

Этакая толстовская закладка в книге, вышедшей в наши дни.

Дмитрий Дьяков
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий