Стихотворный воображариум, или как привлечь в музей

0

В Воронеже прошла конференция «Деятельность литературного музея в современном мире».

Illyustratsia_litmuzey

Во Дворце детей и молодежи, в одном из залов первого этажа стоит большой, цветной, сделанный из дерева паровоз. Кажется, он вот-вот запыхтит и двинется в путешествие. Но маршрут не так-то прост – вокруг волшебные предметы, в которых зашифрованы детские произведения. Вот, например, небольшой ящик. В нем сделано несколько глазков, а если заглянуть в каждый, можно увидеть мечты персонажей знаменитого стихотворения «Где ты была сегодня, киска?». Так же называется сама, описанная выше, выставка-игра по английским детским песенкам в переводе Самуила Маршака.

Выставка-игра создана воронежским литературным музеем имени Никитина совместно с петербургским бюро «АртТерра». Директор бюро Мария Коростелева и ее заместитель Олег Николаев проводят вас по всему литературно-сказочному маршруту. Здесь можно не только любоваться обстановкой и прикасаться к занимательным объектам, но и вспоминать и пересочинять знакомые тексты, тренировать основные принципы стихосложения, познавать мир через фольклор или изучать английский язык – под рукой есть все, что нужно и маленькому ребенку, и подрастающему школяру. Так получилось, что презентация этого проекта стала заключительной частью международной конференции «Деятельность литературного музея в современном мире», прошедшей в конце мая в Воронеже – совершенно уникального для города и всего Черноземья события.

Подобный масштаб здесь осваивают впервые: участниками стали не только представители 27 городов России, но и специалисты из Шотландии, Венгрии и Латвии– всего чуть более 140 человек. Это реализация старой идеи при поддержке департамента культуры и архивного дела и благодаря тесному, плодотворному сотрудничеству между Литературным музеем и ВГУ.

Активное взаимодействие началось прошлой осенью, когда ведущим научным сотрудником музея стала профессор культурологии Тамара Дьякова, она выступила модератором и вдохновителем конференции. Трехдневная конференция получилась неким форумом, на котором можно озвучить и постараться решить разные проблемы разных музеев, так или иначе связанных с литературой. Поэтому первый день было отдан под чисто академическую программу с пленарным заседанием и работой шести секций. Второй был наполнен разноформатными мероприятиями на базе усадьбы Веневитинова, одного из подразделений литературного музея. Наконец, был еще семинарский день – как с обменом опытом, так и придумыванием собственных проектов.

Помимо презентации выставки-игры, питерские гости поделились другими идеями по направлению музейной работы с детьми. По большей части шел разговор о том, как сделать экспозиционное пространство максимально доступным для ребят с ограниченными возможностями. Например, проект «Стихи на ощупь», построенный на современной детской поэзии, полон тактильных метафор. Мария Коростелева, работающая с такой аудиторией уже на протяжении 15 лет, рекомендовала сотрудникам музеев сразу, с момента подготовки к проекту, подключить к процессу врачей, психологов, педагогов. А после профессиональных консультаций уже нужно привлекать и людей с ограниченными возможностями, которые тоже могут подсказать, как действовать в нужном направлении.

Сами дети могут быть одновременно аудиторией и консультантами, как отметил Нэт Эдвардс, директор первого литературного музея в Шотландии – имени Роберта Бернса. Этот музей располагается в доме, где родился поэт, поэтому сотрудники решили опросить потенциальных юных посетителей и узнать, каким бы они хотели видеть мемориальное пространство. По периметру шотландского музея почти нет никаких табличек с традиционными длинными и скучными текстами-подписями – дата рождения, например, написана на детских ночных пижамах Бернса. Нет и точных изображений великого поэта – его творчество строилось на воображении, поэтому музей – площадка для интерпретаций, ассоциаций, метафор, а значит и игр. Здесь можно не только изучить все моменты биографии Бернса, но и причудливую шотландскую лексику, которая не проста для восприятия неподготовленного человека. Нэт Эдвардс рассказал о сотрудничестве со школами, о том, что изображение должно превалировать над текстовой информацией, вовлекая в процесс размышления и сотворчества.

Это особенно важно, когда музей не представляет собой мемориальный комплекс, но имеет большое значение для истории того или иного края. Усадьба Дмитрия Веневитинова – как раз такой случай: есть парковая территория, есть дом, но очень мало сохранившихся вещей. Поэтому многие экспонаты воссозданы на экранах или специальных тривизорах, имитирующих объемное изображение. Необходимая в данном случае интерактивность должна использоваться и как часть увлекательного сообщения об истории усадьбы.

Вообще слово «развлечение» пугает многих музейных сотрудников, однако любая программа для посетителей предполагает не монотонную экскурсию или отчетные собрания, а интересные проектные приемы. И они не так давно были разработаны на базе литературного музея, например, «Среды у Веневитинова» или «Веневитиновские сезоны». Об этом зашла речь на круглом столе в каминном зале усадьбы. В стадии разработки сейчас находится «Страна Веневия» – детский интерактивный проект, основанный на карте вымышленной страны, созданной когда-то детьми Веневитиновых. Но главное тут – проект экомузея под названием «Сельские пенаты», позволяющий расширить количество туристических маршрутов и объединить ими все четыре усадьбы, принадлежавших семье Веневитиновых. Тем более, что усадьба в селе Горожанкино давно нуждается в срочной реконструкции.

Но в век технологий можно попасть в музей открыв не реальную дверь, а страницу в интернете. Однако, несмотря на разнообразие виртуальных воплощений, будь то панорамная экскурсия по музею или сайт-визитка, грамотная презентация музейного наследия в интернете – проблема насущная. Александр Артамонов, член Президиума некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии», заметил, что в России не существует полноценного виртуального каталога музеев и музейных коллекций. Хотя с 1996 по 2011 годы сбор информации по всем российским музеям велся на государственном уровне – и ведется до сих пор. Плюс есть сайт www.museum.ru, но там лишь список с общими сведениями. Кроме того, Артамонов подчеркнул, что у музеев, помимо создания собственных сайтов (которые оставляют желать лучшего), есть отличная возможность заявить о себе с помощью Google Cultural Institute – хранилища фотоэкспозиций известной поисковой системы.

Отдельной темой конференции стал вопрос о музее Мандельштама в Воронеже. По словам Олега Ласунского, еще 15 лет назад появилась возможность его создать дело в том, что квартиру, которую в 1936 году снимал Осип Эмильевич, ее нынешние владельцы были готовы продать городу. Но городские власти никак не на это не среагировали.

Подобные сложности есть и во Владивостоке, где Валерий Марков, искусствовед, активно ратует за присвоение статуса памятника сохранившейся части территории пересыльного лагеря, где поэт провел свои последние дни. Однако во время подведения итогов конференции была озвучена новость, что власть Владивостока категорически против этого.

Тем не менее, Воронеж будет работать в «мандельштамовском» направлении: Павел Нерлер, руководитель Мандельштамовского общества, пригласил специалистов Литературного музея присоединиться к составлению энциклопедии о поэте – написать отдельный том, который будет посвящен воронежскому этапу жизни и творчества Осипа Эмильевича.

И это – одно из шести перспективных сотрудничеств, налаженных по итогам конференции. Так, установлена тесная связь с московским Центром русского зарубежья имени Александра Исаевича Солженицына, грядет масштабный проект с шотландским музеем «Роберт Бернс и Самуил Маршак». Осталось согласовать эти планы с областным департаментом культуры – и, возможно, уже в следующем году воронежский литературный музей совершит прорыв, который будет оценен не только профессиональной средой, но и широкой посетительской аудиторией.

А тот самый паровоз уже готов вплоть до 10 сентября принимать юных посетителей и их родителей. Потом он отправится в путешествие по Воронежу, постепенно во внешних отсеках паровоза появятся чемоданы с книгами и биографическими текстами о Маршаке. А там и новые вагоны с новыми сюжетами – проект обещает быть долгоиграющим.

Валерия Боброва
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий