Африканские каникулы | «Время культуры»

Африканские каникулы

0

1 июня – Всемирный день защиты детей. В этом году подрастающее поколение получило необычный подарок от Воронежского хореографического училища – детский балет-сказку «Айболит» по мотивам произведения Корнея Чуковского, премьера которого состоялась на сцене концертного зала.

SEV_9350

Историю про доброго доктора знают все от мала до велика, а потому юные зрители встретили постановку с интересом и вниманием. Это сказка для детей в широком смысле слова: она понятна, каждая сцену ребенок легко считывает, да и многие артисты – ровесники зрителей. Дополнительным бонусом в «Айболите» служат яркие декорации и использование видеопроекции: художник Сергей Новиков и видеохудожник Кирилл Маловичко смогли воссоздать на сцене и домик доктора у моря, и африканские джунгли, и логово разбойника Бармалея. Также зрители увидели два коротких мультика о путешествии доктора по морю – в Африку и обратно. Отсюда такое любопытство и, как следствие, успех балета: дети очень старательно хлопали, а в конце второго акта многие делали это стоя.

Спектакль получил зеленый свет благодаря губернаторской программе поддержки одаренных детей «Рождественские встречи – 2014», а также содействию Воронежского концертного зала, Департамента культуры области и личной помощи Татьяны Гордеевой, которая присутствовала на вечернем показе вместе с двумя внуками.

В постановке приняли участие 64 человека, которые образовали два состава, один выступал днем, другой – вечером. Несмотря на юный возраст, ребятам удалось недурно воплотить и раскрыть на сцене своих героев. Например, Лиса в исполнении Дианы Егоровой своим изящным танцем во втором акте вскружила головы не только банде Бармалея, но и всей мужской половине зала. Мартышки – учащиеся младших классов – заставили умиляться взрослых и задуматься юных зрителей: такие маленькие, а уже артисты! Главную же роль исполнил Кирилл Алексеев, студент II курса. Сестру доктора, роковую рыжеволосую Варвару, сыграла Елизавета Корнеева, студентка I курса, а коварного дрессировщика Капитони – ученик 9 класса Руслан Стенюшкин.

SEV_9368

Подготовка проходила в три этапа. Режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Надежда Калинина приехала в Воронеж на две недели в марте и подготовила с ребятами половину спектакля. В апреле она вернулась на десять дней, и началась работа над второй половиной. В конце мая дети наконец-то смогли приступить к репетициям уже на сцене, в костюмах и с реквизитом, со светом и декорациями.

Репетировали много, долго, до победного. «Во время репетиций «Айболита» мы иной раз наблюдали, что дети так уставали, что просто падали, но при этом они никогда не жаловались, – вспоминает художественный руководитель училища, народная артистка РФ Татьяна Фролова. – Несмотря на большую нагрузку, ребята очень радовались тому, что принимают участие в спектакле. Однако если кто-то не справлялся с технико,й и балетмейстер его отставлял – это было очень большое расстройство, но в этом заключается наша профессия. На сцену выходят лучшие».

Подобные детские постановки имеют двойную ценность. Во-первых, они приучают юного зрителя к балету, просты для понимания и готовят детей к более серьезным вещам. Ребенок начинает осознавать, что в балете не говорят, что балет – это эмоции, движения, жесты, пластика. Надо ознакомиться с сюжетом, а для этого, помимо оригинальных произведений, существуют либретто.

SEV_9257

Во-вторых, спектакль – возможность дать ученикам и студентам сценическую практику, чтобы они ощущали и понимали, что такое сцена. По словам Татьяны Фроловой, только участвуя в спектакле, дети могут понять, что такое зритель, что такое кулисы, что такое грим, костюм, реквизит и, наконец, что такое роль, как ее надо провести через всю постановку, сколь важно не только правильно выполнить движения, но и связать их с образом. Помимо классических, в «Айболите» есть и деми-характерные партии, в которых очень важно уделить внимание именно характеру героя, а не только технике.

Далеко не каждый может представить, какая нагрузка лежит на этих ребятах, ведь хореографическое училище – это еще и школа, и ее ученикам приходится совмещать учебу и специальность. Занятия начинаются утром и продолжаются до вечера. Из-за нехватки балетных залов порой приходится заниматься хореографией в театре оперы и балета, когда там нет артистов. Потом ребята садятся в автобус и возвращаются в училище, где танцевальные классы у них чередуются с обычными уроками. Учебный день может длиться с восьми утра до восьми вечера. За это время все должны успеть позаниматься специальными дисциплинами, а их немало: классический танец, народно-сценический, историко-бытовой, дуэтно-классический, а также актерское мастерство, сценический репертуар, производственная практика.

В училище действуют два отделения: на классическое приходят после четвертого класса и учатся восемь лет, на народное поступают после седьмого и учатся пять лет. На выпуске ребята получают диплом о средне-специальном образовании с присвоением квалификации «Артист балета, преподаватель» либо «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель», в зависимости от отделения.

SEV_9207

Выпускники идут либо в ансамбли, либо в театры. С нашим же театром оперы и балета у училища особая связь, ведь большинство его сегодняшних артистов сами когда-то учились в стенах этого благородного заведения. Еще одно отличие Воронежского хореографического училища в том, что оно не имеет общежития, в отличие от коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и других городов. Татьяна Фролова поясняет этот момент: «Те, у кого есть общежитие, имеют возможность ездить по городам и селам и отбирать талантливых детей. Если же поедем мы, то ребятам, которых мы отберем, негде будет жить, ведь снимать квартиру может себе позволить не каждый. Когда нам звонят из других городов и интересуются, можно ли у нас учиться, первый вопрос, который всегда звучит, как раз об общежитии».

Нехватка помещений сказывается и на других моментах, например, негде хранить костюмы для спектаклей. В декабре прошлого года состоялась премьера балета-сказки «Снежная королева», после которой осталось почти сто костюмов, «Айболит» добавил еще порядка семидесяти, и все это нужно где-то содержать. Сейчас, когда наступило лето, и занятия закончились, под эту задачу приспособили классные комнаты, но осенью придется придумывать что-то другое.

В училище также были бы рады возможности показывать свои спектакли в области, ведь многие дети не знают, что такое балет. Зимой при поддержке Епархии «Снежную королеву» увидели в Россоши. Теперь хочется повторить подобный опыт и с «Айболитом».

SEV_9189

Планов много, но одна из основных задач сейчас, по словам Татьяны Фроловой, это сохранить нынешние две постановки. «Осенью хотели бы вновь собрать «Айболита», зимой – «Снежную королеву». Собрать, потому что сейчас часть ребят выпустятся и, следовательно, их роли должны будут занять другие, которые в свою очередь привнесут в каждую постановку что-то свое».

«Сегодня это дети, а завтра – народ», – приводит слова детского писателя Сергея Михалкова Татьяна Александровна, – поэтому для них надо писать, для них надо танцевать, петь, очень доступно и очень интересно. Если мы хотим в будущем увидеть в Театре оперы и балета зрителя, то мы должны уже сегодня приучать детей к балету. Плохо для детей работать нельзя, иначе, когда они вырастут, не захотят пойти на балет. Скажут: «А помнишь в детстве ты меня, мама, водила в театр, а там все было так плохо и неинтересно?»

Что ж, педагогам и руководителям училища, как и самим будущим артистам, на этот счет пока можно не беспокоиться, ведь их работа определенно пришлась по вкусу и юным зрителям, и их родителям. Удовольствие получили все, и хочется верить, что в будущем коллективу удастся не только сохранить уже имеющиеся постановки, но и представить новые, которые тоже соберут полные залы.

Алена Радевич
 Фото Евгений Срибный

Об авторе

Оставить комментарий