Городская чувственность – Здесь | «Время культуры»

Городская чувственность – Здесь

0

Старый маяк на левом берегу водохранилища – как воин-защитник. Рвется с поводка грациозная и стремительная охотничья собака на одном из домов по Электросигнальной. Возле ДК 50-летия – космонавт, возвращающийся домой, ниже подпись – «Завтра». И много, много чего другого – яркого, необычного, завораживающего. Это – фестиваль уличного искусства «Здесь», открытого 18 мая в Воронеже и готового продлиться до сентября. Здесь работы приглашенных гостей: Никиты Nomerz’а (Нижний Новгород), Petro (Жуковский, Московская область) и двух команд из Германии – Threehouse (Дрезден) и GraffitiArchiv (Берлин).

VF7G4723

Мы стоим с Никитой Nomerz’ом у подножия старого маяка, редакционный фотограф добровольно вызвался загрунтовать его основание (покрыть серой краской для последующего нанесения рисунка). Мимо проезжает полицейская машина. Мы вспоминаем уже успевший иметь место инцидент с Petro (один из корифеев российского граффити, которому пришлось побывать в участке из-за звонка местной жительницы – ей не понравились яркие цвета рисунка на стене.

Никита – нижнегородский уличный художник, ставший известным благодаря участию в различных арт-фестивалях – «Арт-овраг», «Стенограффия» и многих других. Мимо нас ходят люди, останавливаются, кто-то достает фотоаппарат, кто-то рассматривает нашу экипировку, загораживаясь рукой от закатного солнца. Пожилой мужчина неподалеку радуется, что город меняется на глазах.

Преображение города – главная цель фестиваля «Здесь».

VF7G5025

– Это одновременно просветительский проект и возможность познакомить людей с творчеством уличных художников высокого класса. Нам важно рассказать историю стрит-арта, объяснить, что считать его вандализмом – стереотип. Не стоит путать его с надписями вроде «Факел – чемпион» и всякими дурацкими, пошлыми рисунками, но нужно научиться ценить и понимать такое искусство. Принять его сложность и многообразие, получить отклик других художников, властей. Как пройдет майская программа, так дальше и будет все развиваться, – рассказывает координатор проекта Ирина Аксенова.

Так случилось, что 2012-2013 годы стали пиком активности событий, связанных с идеей преобразования городского ландшафта. Кроме «Revisiting the space», прошел форум «Зодчество Черноземья», немногим ранее Эдуард Бояков запустил исследование Воронежа в целях изменения городской среды. Но корни проекта «Здесь» следует искать в творческом объединении ART_VRN. С ним связан осенний фестиваль уличного дизайна, после которого сейчас в Петровском сквере можно видеть лавочки в форме звезды, а тогда там расположился целый выставочный зал под открытым небом.

Теперь – пилотный проект, эксперимент, связанный с приобщением воронежцев к творчеству настенной живописи – стрит-арту и граффити.

На открытие фестиваля специально приехала Наиля Аллахвердиева – руководитель первой в стране комплексной арт-программы продвижения и развития public art в России, созданной на базе Пермского музея современного искусства:

– Паблик-арт – один из самых эффект-ных инструментов, самый быстрый, активный способ изменения городской среды, решения огромного круга проблем: от благоустройства до изменения сознания, – делится своими мыслями Наиля. – Это способ развития городской чувственности. Когда город постоянно меняется, ты это чувствуешь. Искусство необязательно должно быть вечным, оно может быть эфемерным, мимолетным.

VF7G4831

Так что же такое – стрит-арт (street art) и граффити? Стрит-арт (дословно с английского) – уличное искусство. Граффити – тоже его часть, вид. Но на самом деле все не так просто. «Старинная типографика», – с улыбкой определяет понятие граффити Матце Юнг, участник берлинского дуэта «GraffitiArchiv». Впрочем, гости фестиваля признают, что дать четкого определения тому и другому практически невозможно. Но если схематично, то граффити – это работа с помощью баллончиков, а стрит-арт может включать в себя другие техники (на бумаге, постерах) плюс представляет собой «вид коммуникации в общественных местах, на которых не было запроса». Ребята из Дрездена, тоже работающие в разных техниках, вообще стараются не использовать понятие «стрит-арт». «Это художественная экспрессия», – отмечает Йоханнес. Для них их работа – это просто настенные картины («paintings on the wall»), потому что любой термин создает ограничения. Никита Nomerz не спешит давать какое-либо определение, хотя его «Живые стены» и воронежская работа – явно принадлежат к стрит-арту.

Если пройтись по Воронежу и внимательно поглядывать по сторонам, то можно найти много граффити, «тэгов» (когда пишут «закорючки» – имена художников). Например, рисунки есть на стоянке у факультета журналистики ВГУ (осенью там проходил конкурс уличной живописи). Можно вспомнить и первый фестиваль граффити, устроенный ВГУ в 2008 году. Каждый год граффитчики собираются на площади Ленина. Но – роспись огромных стен – это событие первое и редкое, даже если рассматривать происходящее в мировом масштабе. Это признают и участники немецкой команды «Threehouse» из Дрездена. Воронеж – город, небогатый на уличную живопись. Но потенциал у него есть.

– В Воронеже мы познакомились со многими ребятами. Они действительно очень талантливы. Но общественность не знает их в лицо. Поэтому они рисуют анонимно. Но у них есть будущее! (GraffitiArchiv).
– Мы общались с местными художниками в Петровском сквере. Они очень юные, но на правильном пути. Еще пять лет – и они смогут выйти на наш уровень, – замечает Кристиан (Threehouse).

VF7G4650

Но стрит-арт и граффити, по словам заграничных уличных художников, – космополитичны. Нельзя сказать – это рисуют французы, а это – итальянцы. Кстати, граждан именно этих стран планируется привлечь к фестивалю «Здесь» в дальнейшем.

Также летом будет проведен всероссийский форум эскизов. Авторов лучших работ пригласят в Воронеж. А пока, кажется, цель достигнута: стрит-райтеры заработали себе дополнительных очков к имени и повысили навыки, воронежские представители вдоволь пообщались с российскими и немецкими гостями, жители Воронежа в целом одобрили появление картин и даже предложили городские площади для столь живописного преобразования.

Валерия Боброва
Фото Кирилла Першина

Фоторепортаж с события

Об авторе

Оставить комментарий