Траектория свободного полета

0

В разных концах страны руководители некоммерческих театральных кружков, школ, студий жалуются на одни и те же беды: от отсутствия подходящих для занятий помещений до дефицита преподавательских кадров. Немногие из таких объединений выживают. По-настоящему живут – и того меньше.

VF7G4578

Тем удивительнее, что в Воронеже детско-юношеская студия с говорящим названием «Крылья» существует вот уже десять лет. Да не просто существует, а создает обширное поле для творчества. Например, в конце мая были показаны сразу два спектакля – «Куры да Амуры» по пьесе Ивана Крылова «Урок дочкам» и «Не в своей шкуре» по пьесе Михаила Бартенева «Тук-тук! Кто там?»

Десять лет – срок немалый. Поэтому сегодня мы решили проследить за тем, как живет, и главное, куда движется эта удивительная творческая организация.

 

Точка отсчета

Основателями «Крыльев» можно по праву назвать актера и режиссера Камерного театра Вадима Кривошеева и актрису ТЮЗа и Камерного театра Елену Дахину. Сначала они преподавали актерское мастерство во Дворце творчества детей и молодежи для участников уже существовавшего театрального объединения «Зазеркалье». В 2002-2003 году создали собственный театр-студию.

– Когда мы заявили о том, что хотим отделиться от «Зазеркалья», то руководство дворца пошло нам навстречу, – вспоминает Кривошеев, – поскольку это давало возможность для творческого эксперимента. Мы написали авторскую программу, защитили ее, и так появились «Крылья».

Одной из основных причин появления новой студии стало желание дать детям больше профильных знаний, прежде чем выпускать их на сцену. Поэтому основатели сразу решили, что главным в студии будет именно процесс обучения.

– Мы не лелеяли мысли о создании своего театра, – признается Вадим, – а сфокусировались на образовании и наслаждались тем, что делаем. «Мы пока не профессионалы, но очень хотим ими стать – и работаем над этим» – вот девиз, который помогал «Крыльям» полноценно жить на протяжении всего этого времени.

Изначально в «Крыльях» Вадим Кривошеев и Елена Дахина определили два направления учебного процесса – психофизический тренинг (комплекс игровых упражнений на раскрепощение, развитие речи, внимания) и школа актерского мастерства по программе театральных вузов, адаптированной для подростков.

VF7G4570

Средний возраст приема для будущих учеников – примерно 12-18 лет. Вадим Кривошеев поясняет: в это время – это, как правило, начало осознания взрослой жизни. Ребенок только начинает чувствовать, приобщаться к пониманию страстей, и эту энергию он способен вложить в спектакль. Младше – все-таки рано, еще ничего не понимают. Старше – наоборот, люди уже сформировались и знают почти все. Но, естественно, возрастные ограничения не становятся преградой для тех, кто приходит в «Крылья» с искренним желанием учиться актерскому мастерству.

Позднее Вадим Кривошеев передал студию своим ученикам – Игорю Базилевскому и Григорию Южакову. Кстати, все последующие преподаватели и руководители студии были знакомы или знакомились с ее «отцом-основателем».

– Брать на эту работу кого-то просто так, «с улицы», нельзя, – уверен Кривошеев, – Иначе все может рухнуть.

 

Настоящее

Григорий Южаков проработал год, поставил один спектакль, и поступил в РАТИ на режиссерское отделение. Кстати, это, пожалуй, самое большое счастье и самая большая проблема как «Крыльев», так и подобных объединений в целом. И преподаватели, и дети взрослеют, поступают в театральные вузы и уходят из студии.
Но им на смену приходят новые поколения.

В свою очередь, уже Южаков привел новых, нынешних преподавателей – Максима Толстикова и Диану Зябкину – актеров воронежского театра драмы имени Алексея Кольцова.

Несколькими годами ранее в студию пришла Зинаида Амелькина – педагог по сценической речи.

И теперь все три преподавателя совместно руководят студией. Они работают сообща, дополняют друг друга, и не исключают, что скоро в студии могут появиться и другие профильные педагоги.

Из-за особенностей обучения в студии существует деление детей на, как их ласково называют, «младшиков» и «старшиков». Старшие уже работают с полноценными драматическими произведениями, а младшие – занимаются, в основном, этюдами, изучают основы театрального дела. Как правило, в первый год новые ученики не играют на сцене перед зрителями – сначала необходимо освоить азы школы актерского мастерства.

Но, по мнению новых преподавателей, практика необходима для всех. Почему нет? Поэтому в качестве пробного камня в этом году, впервые за всю историю студии, было поставлено два спектакля – для «старшиков» и «младшиков».

Несмотря на то, что отбор учеников в студию имеет много общего с вступительными экзаменами в театральный вуз, для новых учеников первый год все равно является проверочным, он помогает еще раз честно спросить себя – точно ли я хочу заниматься театральным делом?

Кстати, ребята сами шьют костюмы, готовят декорации. А еще могут срочно заменить заболевшую актрису, петь, танцевать, писать стихи и зонги. Но главное – этим мальчикам и девочкам под силу увлечь даже самых привередливых зрителей.

– Наши артисты могут все, – улыбается Зинаида Амелькина.

 

Перспектива

Театр-студия – этот статус дает, как минимум, два варианта дальнейшего развития – «Крылья» могут быть как подготовительным учебным заведением, так и настоящим молодежным театром – со своей труппой, репертуаром, билетами.

Но педагоги, сейчас работающие в «Крыльях», не хотят выбирать движение только в одном из возможных направлений. Сохраняя главную особенность театра-студии – соединение обучения и немедленного постоянного воплощения всех полученных знаний – они ставят перед собой серьезную задачу – вывести своих подопечных на новый уровень мастерства, который будет соответствовать запросам и более взыскательной театральной аудитории.

Создание полноценного театра, конечно же, затрудняется постоянным обновлением состава «крылатых». Но даже те из них, кто не станет связывать свою жизнь с профессиональным театром, все равно останутся носителями настоящей зрительской культуры, внесут свою лепту в воспитание нового поколения юного зрителя. Необходимость этого сегодня очевидна.

Вадим Кривошеев полагает – если бы появилась возможность создать подобную студию при каждом профессиональном театре, то воронежская академия искусств играла бы роль не первой ступени образования, а второй. Само собой, молодежные студии были бы не кузницами кадров, а скорее чем-то вроде фан-клубов, которые давали бы возможность любому подростку приобщаться к театральному искусству – изучать теорию, встречаться с актерами, режиссерами, участвовать в массовых сценах спектаклей профессиональных театров. Благодаря влиянию таких студий, молодой зритель научился бы мыслить самостоятельно, а значит, ситуации, когда школьников загоняют на спектакли целыми классами, что называется, «из-под палки», ушли бы в небытие.

Ну а пока ребята из «Крыльев» с удовольствием учатся, играют, смотрят спектакли в театрах города. И возможности развития, как для них, так и для театра-студии – поистине безграничны, а что может быть лучше этого?

Кстати, когда-то из подобной театральной студии выросла знаменитая московская «Табакерка».

Так что… кто знает, для чего даны Воронежу «Крылья»?

Надежда Конобеевская
Фото Кирилл Першин

Полный фоторепортаж

Об авторе

Член редакционного совета газеты «Время культуры»

Оставить комментарий