Джаз на траве

0

28 июня на территории дворцово-паркового ансамбля Ольденбургских в Рамони прошел международный фестиваль Усадьба Jazz. Действо, в хорошем смысле слова, народное, рассчитанное на широкую аудиторию, и в то же время – рафинированное, сделавшее своим кредо высокий уровень организации и соответствующую репертуарную политику.

IMG_9222==-

Усадьба Jazz, по замыслу организаторов, – это проект, ориентированный на людей образованных, открытых, ищущих, космополитичных. «Люди одного культурного кода» – так определила аудиторию фестиваля его основательница и президент Мария Семушкина. Однако и в снобской элитарности «Усадьбу» не заподозришь – фестиваль делается с расчетом на совершенно разных зрителей.

 

***

Прошлый год для московской Усадьбы Jazz был юбилейным, десятым – настало время расширять границы: вслед за Санкт-Петербургом и Екатеринбургом в географии фестиваля появился Воронеж. Появился, разумеется, неслучайно. Год назад Мария Семушкина приехала сюда всего на один день по приглашению ректора Академии искусств Эдуарда Боякова – знакомиться с местной джазовой ситуацией в качестве эксперта нашумевшего проекта «Воронежский пульс». И, по ее собственному выражению, город ее совершенно очаровал:

«Идея привезти фестиваль в Воронеж родилась в тот же день. Я влюбилась в скверы и бульвары, уютную атмосферу и замечательных людей. И сразу почувствовала, что здесь наша аудитория. Посетив Рамонь, я увидела Усадьбу Jazz такой, какой она может быть в этом чудесном месте, увидела, как парк оживает благодаря музыке».

В итоге, на open air в обновленном имении Ольденбургских собралось около пяти тысяч человек не только из города и области, но и из других регионов.

Надо признать, удача фестивалю благоволила. Погода не подвела, музыкантов и гостей радовало солнце – вопреки всем опасениям, ведь днем раньше оборудование для обеих сцен, «Аристократ» и Jazz Club, монтировали под проливным дождем.

Зрители стали собираться за несколько часов до начала концертов. Фестиваль Усадьба Jazz уже давно перерос статус просто интересного музыкального события, поэтому, помимо выступлений джазменов, публике была предложена целая россыпь развлекательно-занимательных мероприятий. Было где и прогуляться, и отдохнуть в тени, и устроить пикник на лужайке перед замком, и нащелкать моментальных снимков в фотобудке, и даже йогу попрактиковать. Прямо на дорожке парка вне сцен расположился уличный оркестр – воронежский джазовый ансамбль Dixie-Alex-Band. Тут же – инсталляции от молодых художников ВЦСИ, мастер-класс по стрит-арту, «живые статуи» и карнавальные мимы, детей занимали аниматоры, взрослых – автомобильные тест-драйвы. Флористы плели венки, волонтеры раздавали экостульчики и пледы, дизайн-маркет пестрел всевозможным хэндмейдом: от авторских открыток и кукол до бижутерии и сувенирных магнитиков.

 

***

Безусловно, главное на музыкальном фестивале – сама музыка. На площадку «Аристократ» выходили приглашенные артисты, Jazz Club же целиком и полностью был отдан местным коллективам. Наконец-то! – к удовольствию поклонников – воронежский джаз был показан, пожалуй, во всем объеме, с хорошим звуком и светом (что, конечно, для наших музыкантов редкостная удача). Нашлось место и корифеям – куда же без Игоря Файнбойма и его Midnight Jazz Band – и воспитанникам маэстро из его джазовой студии и музыкального колледжа имени Ростроповичей, и любимцам творческой молодежи Дмитрию Зорникову и Марии Ковальчук. К ансамблю Игоря Файнбойма на большой сцене присоединилась вокалистка Карина Кожевникова, чье выступление, пожалуй, полностью раскрыло в этот день тему джазовой классики.

Приятным сюрпризом для многих оказалось участие в фестивале трио Ярослава Борисова Happy55 – в ранних анонсах выступление ребят было под вопросом. Музыку этого воронежского коллектива, уже, кстати, имеющего опыт выступления на Усадьбе Jazz, – сложную, странную, красивую и глубокую – невозможно упаковать в текст. Ее вообще не уместить ни на одно прокрустово ложе, доступное критикам. Она как человек с трудным характером: харизматичен и самодостаточен, притягателен и холоден, с ним можно общаться лишь редкими порциями, иначе «крыша поедет».

Для трио израильского пианиста и композитора Омера Кляйна воронежская Усадьба Jazz стала первым знакомством с Россией. Мария Семушкина впервые услышала их год назад в маленьком клубе в Иерусалиме. Это был так называемый шоу-кейс – руководителям крупных международных фестивалей представляли израильских исполнителей. И Омер Кляйн сразу же получил приглашение на «Усадьбу».

Межконтинентальный, безграничный джаз – это про него. Кляйн родился в Израиле, учился в Америке, гастролирует по всему миру и пишет альбом за альбомом. Осенью у коллектива выходит новая пластинка, некоторые треки с которой пианист как раз включил в свой часовой концерт на сцене «Аристократ» – такой вот эксклюзивный релиз для Воронежа. В музыку Омера Кляйна слушатель входит с ощущением, что он ей нужен, ему доверяют. И это взаимно с первых тактов. Фортепианные пассажи, словно летящие в бреющем полете над океанской волной, бархатный контрабас и выверенно дозированные ударные – все это рисует выпуклую звуковую картину, которая отлично ложится в контекст современного джаза с его характерной смесью американских корней и национальной израильской мелодики и интонации.

IMG_9237=-

Русско-американский квартет: саксофонист Николай Моисеенко, гитарист Антон Хабибулин, басист Эван Мариен и барабанщик Дана Хокинс – родился именно в контексте воронежского фестиваля: музыканты в таком составе обычно не играют, хотя знакомы давно. Получился модный танцевальный фьюжн с элементами электроники и вокала, почти «клубный» сет с сильной ритм-секцией и виртуозным дуэтом гитары и саксофона.

Кульминацией вечера стало выступление грузинской джаз-дивы Нино Катамадзе и группы Insight в сопровождении скрипачей из Воронежа: «Мои прекрасные струнные души!» – воскликнула певица, представляя их зрителям. Команда проекта считает вокалистку своим талисманом – Нино постоянный резидент Усадьбы Jazz, именно этот фестиваль в свое время открыл ее творчество широкой публике. В современном джазе у Нино Катамадзе и ее музыкантов свой почерк, свой мир, своя песня – и нет сомнений в ее национальности. Попробуйте мысленно скруглить острые углы модуляций в джазовой версии «Сулико», и основная тема предстанет аутентично-фольклорным напевом. Композиция каждой пьесы на первый взгляд скроена по традиционно джазовым лекалам, но в гармонии, в выборе лада, в вариантном развитии – везде свободолюбивый горский дух и гостеприимство дома, в который ты всегда вхож как почетный гость. Вдумчивая, сильная, по-грузински задушевная музыка, слегка сентиментальный и при этом взрывной авторский вокал, интересные, где-то даже роковые соло гитариста Гочи Качеишвили – вот они, Нино Катамадзе & Insight.

Фестивали джазовой музыки прекрасны своими импровизациями, что и случилось в финале выступления Нино Катамадзе, когда певица позвала на сцену Дану Хокинса и Николая Моисеенко, сама то исчезая, то вновь появляясь перед зрителями. Неожиданный – для всех – джем-сейшн превратился в один из самых сильных аккордов фестиваля, а Нино и ее музыканты признались, что это был один из лучших концертов в истории их группы.

 

***

Каждый исполнитель индивидуален – все вместе создают гармоничное полотно. «Найди различье и сделай цельным» – это ли не одно из главных достоинств фестиваля Усадьба Jazz? Тот, кого еще долго после завершения действа не отпускали ритмы «ольденбургского джаза», уже точно знал, что всю эту музыку будет слушать и переслушивать, с упоением и благодарностью за свет и красоту, за легкость и ясность, за глубину без псевдо-философских придыханий.

Наталья Виноградова
фото Геннадий Шакин

Об авторе

Оставить комментарий