Двери нараспашку. В конце июня в центре Воронежа прогремел очередной городской фестиваль | «Время культуры»

Двери нараспашку. В конце июня в центре Воронежа прогремел очередной городской фестиваль

0

Недельное событие под названием «Открыто!» ознаменовало превращение Дома офицеров в здание Мариинской гимназии, а здания Мариинской гимназии – в подразделение Воронежской Академии искусств. Горожанам предложили познакомиться с новым пространством. «Наше событие – это декларация интересов и планов Академии», – сообщили организаторы. О том, как и зачем это происходило, – в нашем материале.

DSC_9313

 

Прогулка

Название оказалось в полной мере символичным и говорящим – обновленное пространство, ранее почти всегда закрытое для горожан, на неделю стало доступным для всех. Запущенный фестивалем механизм сработал слаженно, и «дни открытых дверей» в бывшем Доме офицеров почти обнажили его самые интимные места. Любой желающий мог не только посмотреть на залы и аудитории, но и попасть в незнакомые пункты этой местности – такие, как сумрачные подсобные помещения, загадочные крохотные комнатки и еще меньшего размера каморки.

Здание осваивалось организаторами в течение двух недель, и чувствовалась некоторая хаотичность в оформлении. Надо отдать устроителям должное: вряд ли можно было превратить настолько закостенелое и не очень ловко обжитое пространство в почти уютное в столь короткие сроки. В первую очередь бросалось в глаза разнообразие стилей и настроений. В одной из комнат обосновался этностиль, другую оформили в духе ретро, в третьей разместилась детская комната, где на стенах висели работы воронежской студии творчества «Ступени». Коридоры заняли работы выставки современного искусства «На Ивана Купала». В одном из помещений показывали экспозицию художника Валентина Коржова, представляющую собой ровным слоем рассыпанные по полу черепки белой посуды и стоящие на постаменте 16 фарфоровых черепов, раскрашенных орнаментами символик бывших союзных республик. «Белый Курган» в исполнении Коржова – это мемориал погибшим в Великую Отечественную войну. Как выяснилось, раньше в этой комнате проводились торжественные прощания с офицерами высших чинов. Экспозиция оказалась здесь без привязки к прошлому этого помещения, но когда организаторы сопоставили факты, то подивились столь говорящему совпадению.

В целом от атмосферы «Открыто!» складывалось странное двойственное ощущение. С одной стороны, не покидало чувство почти кощунственных танцев если не на костях («Белый курган» успешно вписывался в это настроение), то на чьем-то покинутом имуществе. В потускневшей позолоте канделябров отражались диковинные арт-объекты, на сцене актового зала разместилась конструкция из чайки с головой летчика, под старинной резной лестницей завис сложный механизм с крыльями и колесами. С другой стороны, каждый гость здесь чувствовал себя немного ребенком: тебя впустили туда, куда вход был всегда запрещен, в загадочное место, где таятся сокровища. С еще одной стороны, уже третьей, «поддувало» настроением микрореволюции – флегматичной, расслабленной, но уверенно наступающей: каждая дверь здесь была открыта, и по нескольким этажам ходили, топали, рассматривали, разглядывали все и вся многочисленные гости фестиваля – с одним лишь отличием от революции: этих гостей сюда позвали сами хозяева «дворца».

DSC_9221

 

Кафе «Пикур»

В 90-х и 2000-х Дом офицеров – здание с большим потенциалом и прекрасной архитектурой – постоянно заполняли многочисленными выставками шуб, попугаев, динозавров и прочей классикой жанра. Например, потрясающими в своей уродливости восковыми фигурами, неизменной приметой большинства городов, провинциальных и не очень. Естественно, свою (причем, вполне необходимую для многих горожан) нишу занимали кружки, офицерские сообщества и филармония, которые также располагались в этом здании. Я сознательно не касаюсь важной темы судьбы этих институций, так как текст посвящен другому. В любом случае, факт остается фактом – слово «казенный» как нельзя кстати подходило для описания этого места: эклектично наполненное пространство было по большей части закрытым и неизведанным для большинства горожан. Суровые вахтерши при входе спрашивали, куда вы направляетесь, а большинство дверей внутри были заперты.

В ходе исследования и художественного оформления этих загадочных мест устроители «Открыто!» доходили до удивительных, сюрреалистичных глубин. В комнате №13 расположилась инсталляция «Кафе Пикур».

Раньше, по рассказам очевидцев, в этом месте находилось стандартное кафе с типичным для таких мест интерьером и музыкальным сопровождением а-ля Татьяна Буланова. Кафе съехало, в помещении остались строительный мусор и немного артефактов «Пикура», таких, как бутылка из-под «Арарата» или бокал для мартини. Оказавшись здесь, организаторы решили почти ничего не менять – помещение подсветили синим прожектором и поставили скульптуру «Препарированное пианино». Инсталляцией «Кафе Пикур» организаторы хотели рассказать немного о жизни этого места и о том, как можно находить сюжеты в руинах прошлого.

 

Что будет дальше

Главной идеей было не только познакомить воронежцев с передовыми явлениями столичной культуры (для этого на фестиваль привезли работы московских художников, спектакль Вырыпаева, певицу Лену Кауффман и многое другое), но и продемонстрировать, на что способны сами воронежцы. К участию пригласили городские сообщества, организации, музыкальные группы и театральные труппы – организаторы были максимально открытыми по отношению к творческой среде и площадку предоставляли практически всем желающим. В итоге сформировались программы для совершенно разных посетителей, рассчитанные на детей, хипстеров, любителей хип-хопа, поклонников классики и других категорий людей. Другими словами, фестиваль делали как событие для всех горожан.

DSC_9320

Планируется, что в дальнейшем здание останется в том же виде. В течение года на стенах будет висеть часть картин и скульптур с выставки «На Ивана Купала». На сентябрь запланирована выставка совместно с фондом Михаила Шемякина. Продолжатся лекции, мастер-классы и тренинги.

«Конечно, все будет проходить не в таком масштабе, мероприятия и акции не должны мешать обучению, – комментирует пресс-секретарь Академии искусств Дарья Конопкина. – Мы будем стремиться к тому, чтобы творческая среда и Воронежа, и других городов к нам проникала. В здании даже не планируется ставить турникеты, как меру безопасности мы планируем использовать металлоискатели. И когда здесь будут проходить открытые мастер-классы, лекции и выставки, вход будет совершенно свободным».

Неизвестно, в какой мере осознали воронежцы посыл Академии искусств. Кто-то понял иронию, оценил смелость эпатажных спектаклей и необычность экспонатов выставок, обнаженные пространства и возможность провести собственное событие на открытой площадке. Кто-то воспринял прошедшее как веселый балаган из разряда «родители уехали на дачу». Сможет ли Академия и дальше существовать по принципу «нараспашку» – покажет время. Очевидным остается факт, что предоставление горожанам дополнительного открытого пространства – шаг в сторону перемен в отношении теперь уже не Дома офицеров, а здания Мариинской гимназии. Будем надеяться, что оно к лучшему.

Евгения Глуховцева
фото Алексей Астрединов

Об авторе

Редактор сайта, журналист

Оставить комментарий