27 сентября в фойе зала филармонии вновь собрались ценители классической музыки, чтобы встретиться с известным дирижером Евгением Бушковым и скрипачом из Нидерландов Дмитрием Махтиным.
Продолжается программа мероприятий в рамках Года культуры в России. Филармония ведет огромную просветительскую работу среди всех слоев населения: концерты для детей и их родителей, для младших школьников, которые только знакомятся с устройством оркестра и отдельными инструментами (кто не помнит знаменитые партии-голоса из музыкальной сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк»?), благотворительные концерты для пожилых людей. В этом году изменилась политика цен: за лучшие, так называемые VIP, места публика теперь платит больше, хотя акустика и размер зала таковы, что слушать музыку удобно во всех уголках помещения. У филармонии есть настоящие друзья – это воронежские интеллигенты, десятилетиями из года в год посещающие концерты по абонементам, обсуждающие новости культуры в антракте между отделениями концертов. Среди них учителя и врачи, преподаватели и студенты вузов и музыкальных учебных заведений (академии и колледжей), библиотекари и пенсионеры.
Всех их объединяет одно: они могут чувствовать божественную гармонию, заключенную в звуке – в блистательном, легчайшем стиле Моцарта и роковых страстях опер Вагнера, в виртуозных музыкальных каскадах Листа и Шопена и в щемящих душу распевах симфоний Чайковского. «Друзья филармонии» задают вполне профессиональные вопросы гостям Воронежа об их карьере, музыкальных предпочтениях. Все музыканты отмечают, что такая публика – редкость, а подобные встречи почти не имеют аналогов.
Не так давно ценители классики встретились с известным дирижером из Беларуси Евгением Бушковым. Этот музыкант – человек мира. Он выступает с разными оркестрами Европы, Азии и, конечно, России.
Для воронежской публики дирижер подготовил сюрприз: после окончания основной программы концерта, состоявшей из произведений Шуберта и Прокофьева, на бис он исполнил несколько всемирно известных номеров: венгерский танец №5 Брамса и польку Штрауса «Трик-трак». Стоит отметить, что нашему любимому оркестру подвластны произведения любой сложности, а публике, помимо серьезной, требующей напряженного внимания музыки, иногда хочется и «сладкого» – номеров, которые вызывают ощущение радости и даже восторга. От имени воронежских зрителей я поблагодарила маэстро «за комплимент в адрес публики» и поинтересовалась его мнением об оркестре.
– Я много слышал о вашем оркестре и очень рад, что получил приглашение сыграть с ним. Я делаю много программ, включающих оркестровые миниатюры. Есть тематические новогодние концерты, выступления к празднику 8 марта.
– Как Вы работаете с оркестром? Расскажите о Вашей «кухне».
– Процесс управления людьми до конца никем не разработан. Это химия. Какой процесс у любви? С оркестром то же самое. Это очень тяжелый труд. Главное – любить музыкантов, чтобы добиться основной цели: создать такую музыку, которая понравится и мне, и музыкантам, и слушателям. Есть старый анекдот. Один музыкант спрашивает у другого: «А что он сегодня дирижировал?» – «Не знаю, но мы играли 5-ю симфонию Бетховена». Оркестранты как дети: они проверяют дирижера на крепость. Они ценят, когда человек добивается того, чего хочет.
Замечу, что об этом же говорил в своем интервью «Времени культуры» и маэстро Владимир Вербицкий. Он считает, что только постановка сверхзадач позволяет оркестру двигаться вперед, а не утонуть в болоте повседневности.
Дальше разговор просвещенной публики с гостями коснулся проблемы современной музыки. И здесь мы услышали очень оригинальную точку зрения. Евгений Бушков считает, что гениальная музыка всегда современна. Бетховен писал тяжело, отбрасывая целые куски, подобно тому, как скульптор отсекает все ненужное от глыбы мрамора, чтобы создать совершенный образ. Но он осознавал, что его музыка – на века. Произведения, созданные и 200, и 60-70 лет назад, звучат удивительно свежо и современно.
А затем маэстро сам задал вопрос публике:
– Вы знаете такого композитора – Алемдара Караманова?
– Да, – поддержала я разговор, – в Воронеже в конце апреля в рамках фестиваля современной музыки «Созвучие» состоялась премьера его концерта №3 «Ave Maria» для фортепиано с оркестром.
– Прекрасно! Так вот, в Белгороде вместе с хором Ольги Николаенко мы исполнили «Реквием» Караманова, которому исполнилось бы 80 лет. Когда это произведение впервые прозвучало в Ярославле, многие говорили, что время для понимания такой музыки еще не пришло. Сейчас оно наступило. Эта музыка идет прямо в душу. Отношение к современной музыке можно сравнить с тем, как воспринимали импрессионизм: сначала все ругали, а теперь восхищаются.
Во встрече принял участие и скрипач Дмитрий Махтин. Он из музыкальной семьи, насчитывающей 7 поколений музыкантов: бабушка 48 лет играла в оркестре Мравинского, мама – артистка Королевского оркестра Амстердама, отец играет в Филармоническом оркестре столицы Нидерландов. Музыкант исполнял Второй концерт Сергея Прокофьева. Интересно, что 2-я часть концерта великого композитора была написана в Воронеже. Дмитрий Махтин играл на скрипке французского мастера Бийома с очень красивым тембром, что отметили все слушатели. Ему доводилось играть на инструментах работы Страдивари, Гварнери, но купить такую скрипку невозможно: ее стоимость достигает 1 миллиона евро. Музыкант высказал, на мой взгляд, ценную мысль о том, что интеграция России в Европу и мировое культурное сообщество происходит в первую очередь благодаря музыке. Произведения великих – Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, Шнитке – звучат на главных музыкальных сценах мира, и несут эту культуру музыканты высочайшего класса, представители российской исполнительской школы.
Людмила Сандлер