Метаморфозы эстетического вкуса

4

Попробуйте задать вопрос кому-либо из случайных людей, находящихся рядом с вами или идущих навстречу: «С чем у Вас ассоциируется русское хоровое пение, каким оно должно быть?» Не уверена, что вы сразу получите ясный ответ. Но от профессионалов и знатоков, конечно же, услышите как возвышенные слова о ценности национальных духовных традиций и о соборности хорового пения, так и фразы сожаления, что сегодня этот феномен почти утрачен.

20141011-5766

Мы ведь почти не поем вместе. Домашнее пение, музицирование стало уже неким анахронизмом! Пение в церкви не исключение в этом ряду. На клиросе в храмах мы почти не слышим полноценного хора – чаще это ансамбль из трех-четырех женщин, мужчин практически нет, да и репертуар состоит почти исключительно из предельно элементарных обиходных гармонизаций.

Может быть, именно по таким причинам появление в воронежском гастрольном графике концерта Патриаршего хора храма Христа Спасителя вызвало бурный интерес – за час до начала концерта в кассе не было ни одного билета.
Хор храма Христа Спасителя – большой профессиональный коллектив, который, помимо участия в патриарших службах, является инициатором проведения крупных культурных проектов: фестивалей, смотров, конкурсов, имеет обширную географию гастролей. Программа, представленная в Воронеже, была частью большого фестиваля «Песнопения христианского мира», соединившего русско-китайский Харбин с городами центральной России.

В столице Черноземья концерту Патриаршего хора была придана еще и особая торжественная атмосфера официальной церемонии. Воронежский благотворительный фонд Алексея Хованского учредил знак отличия для диаконов Воронежской митрополии, особо проявивших себя в возрождении общенародного литургического пения. Созданная для награждения скульптурная работа Павла Храмова олицетворяет образ протодиакона Георгия Наумова. Отличительную награду фонда получил клирик кафедрального Благовещенского собора протодиакон Александр Палий.

Думаю, что для многих слушателей откровением стала та часть программы концерта, которая была обращена к «забытым» именам. Словно изъятые из небытия, зазвучали сочинения трех великолепных музыкантов первой половины ХХ столетия – Чеснокова, Александрова, Голованова. Наполненные просветленной личностной интонацией, столь далекой от эстетики отечественного музыкального искусства 1920-1930-х годов, эти сочинения поразили своей искренностью и высокой духовностью.

Удивительным образом переплелись судьбы композиторов! Объективные обстоятельства вроде бы определили им разные жизненные траектории: Павел Чесноков преподавал в советские годы в консерватории, Николай Голованов был дирижером Большого театра, а Александр Александров руководил Ансамблем красноармейской песни и пляски (он автор музыки Гимна СССР, ныне – Гимна Российской Федерации). Однако все трое начинали свое музыкальное образование в духовных заведениях – Синодальном училище и Придворной певческой хоровой капелле. Позже все трое окончили Московскую консерваторию, но истинным их подвижничеством было то, что в страшные времена сталинских репрессий они продолжали писать духовную музыку.

20141011-5762

В гармоничном резонансе с сочинениями Чеснокова, Александрова, Голованова звучали хоровые шедевры Сергея Рахманинова и Георгия Свиридова.

Другая часть программы, составленная из сочинений современных композиторов, воспринималась не столь однозначно. Духовная музыка Ивана Вишневского и Андрея Микиты отличается и самобытным авторским почерком, и высоким стилем. В произведениях же Антона Вискова и Сергея Желудкова был явно различим налет полубытовой шлягерности (особенно в песнях Желудкова на стихи Пушкина и Есенина).

К сожалению, многие даже весьма заслуженные коллективы (такие, например, как Хоровая капелла Санкт-Петербурга под управлением Чернушенко или Академическая хоровая капелла имени Юрлова под управлением Дмитряка) представляют на суд слушателей очень неравноценный репертуар, в котором мирно уживаются нетленные шедевры и наивно выполненные хоровыми подмастерьями «обработки» (народных песен, современных и уже не очень актуальных шлягеров). Неравнозначность номеров была заметна и в программе приехавшего в этом октябре в Воронеж хора.

Патриарший хор храма Христа Спасителя выступал в зале Event-Hall торгово-развлекательного центра сити-парка «Град», хотя, с моей точки зрения, хоровому пению необходима натуральная акустическая среда. Звучанию хора мешали усилители и микрофоны, работа которых сопровождала пение «серым шумом» и создавала эффект уже подзабытой старой магнитофонной записи. Микрофоны вырывали из хорового «монолита» отдельные голоса, так что стали слышны запаздывающие на ощутимые доли секунды вступления исполнителей. В результате, несмотря на мастерство и усилия регента Ильи Толкачёва, общее впечатление было не таким сильным, каким оно могло быть от идеального погружения в мир исполняемых на сцене композиций.

«Но так ли важно обращать внимание на такие детали?» – скажет кто-то. Да, несомненно. В искусстве не бывает мелочей, художественное целое складывается из множества деталей и нюансов! И это, в конечном счете, влияет на формирование эстетического вкуса современного человека, определяет его жизненное пространство и культурную среду.

И последнее.

Невозможно было не заметить, что значительная часть зрительской аудитории Event-Hall посетила концерт Патриаршего хора по пригласительным билетам. «Даже благотворительность – это дело вкуса!» – прозорливо говорил русский композитор начала ХХ века Анатолий Лядов. Как точно! Несомненно, руководство зала могло бы услышать слова признательности в свой адрес от очень многих слушателей, для которых возможность услышать Патриарший хор храма Христа Спасителя было событием знаковым, особенно для православных людей!

Вместе с тем, то обстоятельство, что Event-Hall был переполнен – еще одно очередное подтверждение тому, что городу как воздух необходим большой, совершенный, идеально оборудованный концертный зал именно для академической музыки, дабы не утратило эстетический вкус новое поколение…

Ольга Скрынникова
Фото Константин Добровицкий

Об авторе

4 комментария

  1. Фонд Хованского опубликовано

    Вот это метаморфозы)) Участники нашего Фонда организовали концерт, оплатили ВСЕ, включая зал, а благодарность — концертному залу!!! Хороший номер! Спрашивается, в чем справедливость?!))
    Неужели в скромности)

  2. Евгений опубликовано

    И действительно, удивительно) Ивент холл имеет к мероприятию одно отношение, он дал зал в аренду, при чём за весьма не малые деньги.

  3. Евгений опубликовано

    И зал был переполнен, потому , что была проделана огромная работа, а не по причине, что город нуждается в специальном зале. Знал бы автор материала нюансы подготовки мероприятия, материал статьи был бы несколько иной)

  4. Олег Котин опубликовано

    Вот. А для того. чтобы наши авторы знали нюансы, неужели сложно быть более активными и самим обращаться в издание. раз вы уж работаете в области культуры? Лишь консолидированная работа приносит наиболее правильные результаты.

Оставить комментарий