Бобровский драйв-2

0

Бобров, бывший Невский проспект (теперь улица Кирова). Здесь стоит двухэтажное здание XIX века с белой отделкой. Это бывший магазин купца Федора Мирошникова, или бобровский «Пассаж» (прототип, понятное дело, тоже в Санкт-Петербурге). С 1984 года – районный краеведческий музей.

Бобров_044

 

С четвертой попытки

Основанная в 1911 году Бобровская обитель истории – настоящая находка. У истоков музея стоит барон Андрей фон Кремер: он собирал сведения о крае и затем отправлял их в Русское географическое общество. Но после Октябрьской революции музей был закрыт и вновь восстановлен примерно в 20-х годах. На этот раз – в одноэтажном здании бывшей гостиницы Буланова, ставшей комсомольской столовой. В начале Великой Отечественной вой­ны все коллекции были эвакуированы, но вскоре погибли. И лишь в 1963 году, после третьего открытия, музей стал оформляться заново. Ветхость здания определила четвертое переселение музея – на нынешнее место, где уже вместо магазина работал кооперативный универмаг № 2. С 1984 по 1992 год шел ремонт, накапливался фонд, состоявший на момент смены помещения лишь из зала природы.

– Музей постоянно пополняет свою коллекцию, иначе и быть не может, – замечает Елена Степанова, заведующая. – Либо посетители сами приносят вещи, либо мы говорим им о том, чем нам хотелось бы обзавестись. Вот, например, у нас есть бобровские семьи, уехавшие отсюда, но оставившие дома на лето. Дома старые, закрытые. И я уже по облику вижу «своих» людей, говорю им, что прежде чем разбирать завалы, подумайте, может, есть какие вещи, которые лучше не выбрасывать, а передать нам.

 

Фундамент истории

Сейчас музей – это цокольный этаж и два полноценных. Спускаясь по лестнице, попадаешь в достаточно просторное помещение с низким потолком, который поддерживается полукруглой кирпичной конструкцией. Висят железные фонари. По периметру расставлена старинная мебель, пианино и другие инструменты, военное обмундирование. На стенах – плакаты, в хронологической последовательности повествующие о судьбе сначала Прибитюжья – Бобровской земли, – которое вошло в состав России в 1571 году, потом волости, села, уезда (1779 год по указу Екатерины II) и, наконец, города, чей план застройки тоже был одобрен императрицей. В закутке рядом – атмосфера крестьянского быта: ступа, стиральная доска, прялка, печка и многое другое.

Бобров_592

Замыкают настенную справку фотографии современного Боброва и проект суперсовременного к 2015-2017 годам. Под этими плакатами лежат красные «Книга почета» и «Кем наш край славен». А славен он знаменитым собирателем сказок Александром Афанасьевым и олимпийским чемпионом по фигурному катанию Николаем Паниным-Коломенкиным, здесь же родился знаменитый дореволюционный издатель и журналист Алексей Суворин. Семейная династия Северцовых подарила краю трех ученых: Николая Северцова – зоолога и путешественника-натуралиста, совершавшего экспедиции в Азию, его сына Алексея – основателя отечественной школы морфологов и племянника – Александра Борзова, открывшего закон геоморфологии. Бобровский район встретил и тех, кому обязан своим появлением и становлением знаменитый Хреновской конезавод: графа Орлова-Чесменского и его дочь.

 

Противоположности

Первый этаж поделен на два зала-антипода – выставочный и зал природы. Мини-галерея пестрит картинами местных художников и работами учащихся Бобровской детской школы искусств. Привлекает внимание огромный пейзаж. Елена Дмитриевна уточняет: это работа с недавнего Острогожского академического пленэра, купленная музеем. С другой стороны: витрины с флорой и фауной Прибитюжья. Вообще этот термин в научной литературе встречается редко, но именно он подчеркивает роль заповедного Битюга, разводящего район на два берега.

 

«Курицу не накормить – девицу не нарядить»

Три года в здании шел капитальный ремонт, а 7 марта 2013 года состоялось долгожданное торжественное открытие. Присутствовал глава администрации Бобровского района Анатолий Балбеков, выступал народный хор «Купава» Бобровского ДК. Из областного центра приехала супруга воронежского губернатора Татьяна Гордеева, ведь благодаря ее содействию на втором этаже музея открылся бобровский вариант выставки традиционного костюма «Народный. Нарядный. Обрядовый». Да- да, прототип нынешней экспозиции – та самая, имевшая громадный успех, выставка воронежского костюма в областном художественном музее им. И. Н. Крамского, проходившая осенью 2010 года. Теперь ее оформление, выполненное заслуженным художником России Николаем Симоновым, обрело постоянное место жительства в бобровском музее и служит для экспозиции костюмов Бобровского уезда, датирующихся XIX веком. Бобровская выставка выполнена в том же антураже, что и воронежская. Те же красно-черные стены, украшенные орнаментами (только сами орнаменты – местные), те же тексты, повест­вующие об особенностях быта крестьян, та же концепция жизни как цикла смены времен года. В четырех отсеках – четыре представления о специфике одежды по достижении определенного возраста и статуса. Но в первый добавлены тряпичные куклы и куклы из лыка, сделанные руками ребят из детской школы искусств (для развлечения юных посетителей). А на стенах – огромные фотографии крестьян из местных сел. Да и нарядов здесь на порядок меньше – 30, но остальные припрятаны в большой сундук, расположенный у входа, поэтому экспозиция будет постепенно меняться.

Бобров_588

На выставке доминирует женская праздничная одежда. Говорят же: «Курицу не накормить – девицу не нарядить». Для Бобровского уезда была характерна понева с крупной клеткой, «синеглазка» (синее сукно) и «черноглазка» (черное), платок «домиком».

Вписалась на выставке и идея свадебной избы: дощатая стена, окошко, куда смотрят любопытные глядельщики, над входом – утирка из Хренового. Есть обычай: под утиркой должны пройти молодожены, чтобы оградить себя от нечистой силы. Внутри комнаты-избы – свадебные наряды, приданое: два вида сукна, чулки из «конопи» и расшитое традиционными узорами полотенце, на котором молодоженам выносят хлеб-соль.

– А вот полотенце, сделанное в 1947 году. Типичный красно-черный орнамент. Но обратите внимание на верхний ряд: видите, языческие божки для охраны дома. А еще для полотенец характерна вышивка райских птиц: пожелание счастливой семейной жизни.

Напротив окошка стоят четыре женских костюма. Это – «поющие головы». На стену проецируются лица из воронежского хора, исполняющие свадебную обрядовую песню. На полу – красная пламенная подсветка. Все это тоже перенесено с воронежской выставки.

***

На цокольном этаже вместо подвальных окон – две фотографии, изображающие часть старого города ровно с той же точки просмотра, на которой они висят. Когда выходишь на улицу и сравниваешь один из фотографических видов с тем, что есть сейчас, видишь то же самое, сохранившееся, но порядком одряхлевшее здание конца XVIII века – пока не поздно, стоит задуматься о реставрации! Иначе и этот памятник будет утрачен, а свидетельством об архитектурном облике прошлого сможет служить лишь фотокарточка. Что же будет с самим музеем, станет понятно через несколько лет. Главное, чтобы не пришлось обрастать фондом заново.

Валерия Боброва
Фото Александра Рогозина

Об авторе

Оставить комментарий