Вместе. Как работают принципы инклюзии в детском народном творчестве

2

«Кто у нас пришел?» – «Та-неч-ка!» «Здравствуй, Таня!» «Кто у нас пришел?» – «И-ро-чка». «Здравствуй, Ира!» «Кто у нас пришел?..» Ряды суровых казенных стульев, отблеск люстры в черной лакировке старого пианино, звонкоголосая преподавательница, шестнадцать детей и музыкальный диалог, который здесь называется разминкой. Сегодня я на репетиции воронежского детского фольклорного ансамбля «Субботея» – здесь учатся петь, играть на народных инструментах и дружить.

_MG_7128

Александра Хорошилова руководит ансамблем «Субботея» Дома детства и юношества Центрального района уже седьмой год. Несколько лет назад, когда она параллельно работала в реабилитационном центре «Луч», к Александре на занятия стала ходить девочка с синдромом Дауна. Оказалось, что у Ани Беннер (о ней мы писали несколько выпусков назад в статье «Аня и мир») хорошие вокальные способности. Александра стала заниматься с девочкой пением индивидуально. Тогда для преподавательницы это был первый опыт обучения ребенка с таким диагнозом.

«К Новому году мы уже разучили песню для Деда Мороза, – рассказывает Александра. – Даже Анина мама не ожидала таких скорых результатов – была приятно удивлена. Вижу, что девочка способная, творчески активная, быстро включается в работу, и ей надо развиваться дальше. Я пригласила ее в «Субботею».
Соло
«С сольным номером выступает Аня Беннер!» – репетиция в самом разгаре. Выясняется, что девочка забыла платочек, которым нужно размахивать во время выступления. Сразу несколько человек бросается к девочке, чтобы поделиться своим «инвентарем». Одна из юных певиц пытается помочь Ане надеть петельку платочка на палец. С разных сторон слышится громкий шепот других участниц: «Да она сама может, сама». Аня действительно может сама. Сдержанно и уверенно говорит «спасибо» и начинает петь. У Ани глубокий сильный голос.

В ансамбле дети приняли девочку хорошо, если что-то у нее не получалось – помогали, давали советы. Следом за Аней в «Субботее» появилось еще несколько ребят с синдромом Дауна. Сейчас их в коллективе четверо. По словам Александры, к их приходу в ансамбль родители других ребят отнеслись совершенно спокойно, а некоторые даже благодарили ее за то, что их дети имеют опыт такого общения.

 

Дуэт

Единственный представитель сильного пола в «Субботее» – 12-летний Миша Евдокимов. У него тоже синдром Дауна, в ансамбль он пришел в сентябре этого года. Помимо «Субботеи» активный мальчик занимается в театральной студии и танцует. В следующей песне Миша берет в руки балалайку и сам становится солистом: вместе с остальными они исполняют номер «Где был Иванушка?» С этой песней мальчик недавно успешно выступил на крупном фестивале в инклюзивном дуэте вместе с еще одной участницей ансамбля. Вообще обаятельный и улыбчивый Миша – настоящая душа коллектива. По словам руководительницы «Субботеи», девочки всегда с нетерпением ждут его прихода, поддерживают его, помогают разучивать слова песен.

В ансамбле участвуют еще две девочки с тем же диагнозом – каждая имеет собственные достижения, и не только музыкальные. У 9-летней Ани Боровлевой не так давно состоялся дебют на сцене: она впервые приняла участие в концерте в школе-интернате №9. Другая девочка, Аня Завьялова (ей тоже девять), совсем не разговаривала, когда пришла в ансамбль. В итоге сначала девочка запела, а потом заговорила. Сейчас уже иногда использует в речи длинные и сложные предложения. В «Субботее» ребята с ограниченными возможностями довольно легко усваивают материал, и во многом потому, что здесь срабатывает один из принципов инклюзивного образования: дети тянутся за нормативно развивающимися сверстниками и стараются от них не отставать.

Ребятам из «Субботеи» приходится часто выходить на сцену – ансамбль все время приглашают участвовать в концертах. В этом году коллектив стал лауреатом детского фестиваля народной и авторской песни «Звездочки Черноземья» и победителем инклюзивного фестиваля творчества детей и молодежи «В кругу друзей».

 

Импровизация

«В одной из наших песен есть такие слова: «Пришел день – кормить лень». Когда Аня Беннер впервые услышала ее, то сразу попробовала это фразу спеть. В одном месте у нее получилось так: «Пришел дед как медведь». Тогда она еще просто не знала слов. Такое происходит часто: как только Аня слышит новую песенку, сразу спрашивает: «Можно я попробую?» И большое желание петь толкает ее на такого рода импровизации» – смеется Александра.

Александра всегда дает возможность ребятам предлагать что-то свое, добавлять в исполнение придуманные ими элементы. Поэтому, например, сейчас любимый номер «Субботеи» – «Пироги». Это задорная песня, в которой можно показать себя в полной мере: импровизировать в рамках заданного ритма. Участники коллектива предлагают варианты: например, перестать петь в определенном моменте, чтобы дать кому-то из ребят с ограниченными возможностями раскрыться.

 

Теоретическое отступление

С недавних пор деятельность «Субботеи» получила и теоретическую основу: для ансамбля Александра написала авторскую педагогическую программу. С одной стороны, ключевым пунктом этой работы является принцип инклюзии: в коллективе создаются комфортные условия для всех учащихся, в том числе и для тех, у кого имеются особые образовательные потребности. С другой стороны, в программе объясняется, почему детям полезно учить именно фольклор. Язык народной песни понятен и интересен детям – эмоциональностью, содержательностью и яркой образностью. А сюжеты песен, положительный опыт их героев помогают сформировать у ребят позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к людям и животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость и другие необходимые навыки.

Помимо работы в «Субботее», Александра занимается с детьми в реабилитационном центре «Парус надежды». Там она тоже начала создавать ансамбль, в котором участвуют не только ребята с синдромом Дауна, но и с аутизмом.

И – все вместе!

На вопрос, какие иногда возникают сложности в занятиях, Александра отвечает, что главная проблема всегда одна – характер. Кто-то упрямый, кто-то непоседливый, кто-то не в меру разговорчивый. Дети с синдромом Дауна в этом плане ничем не отличаются от обычных детей». Кого-то надо заинтересовать, кого-то – убедить. Но главное – всех нужно учить с любовью – убеждена Александра.

«Я спросила: чему нас научили вот эти детки – три Ани и Миша? – говорит она. – Ребята подумали и кто-то ответил: «Они научили нас дружить».

В ближайших планах у «Субботеи» – поездка в Россошь на всероссийский фольклорный конкурс и участие в конкурсе для детей с ограниченными возможностями «Лучик надежды». Из последних ярких впечатлений – успешное выступление 4 декабря на ежегодном инклюзивном фестивале творчества детей «Мы вместе» в городском Дворце творчества детей и молодежи. Идея этого фестиваля, впрочем, как и многих подобных, – в формировании единого творческого пространства для детей с инвалидностью и обычных ребят. В «Субботее» принцип «мы вместе» стал простым руководством к действию: с ним легко и петь, и танцевать, и дружить.

Евгения Глуховцева
фото Сергей Мардело

Об авторе

Редактор сайта, журналист

2 комментария

  1. Аноним опубликовано

    Пусть любимое дело приносит удовольствие и радость! Новых творческих успехов!!! С УВАЖЕНИЕМ……..

Оставить комментарий