Век тихих детей | «Время культуры»

Век тихих детей

0

В воронежской средней школе №99 практикуют дистанционное образование, пользуются электронным журналом и допускают использование планшетных компьютеров вместо бумажных учебников.

shkola_3

– Иванов, ты даже два плюс два сложить не можешь!

– А вы, Марья Ивановна, даже письмо по электронной почте отправить не в состоянии!

Этот шуточный диалог, тем не менее, показывает, что как бы хороша и любима не была прежняя система образования, ее многие составляющие имеют свойство устаревать. А дети, как известно, быстрее всего впитывают все то новое, что появляется в стремительно меняющемся мире. Поэтому в школах консервативного толка подросткам очень скоро становится скучно учиться, и, безусловно, учебное заведение должно идти в ногу со временем. Это значит, что нужно уметь грамотно и на регулярной основе внедрять в процесс обучения что-то новое.

У нас в стране (особенно в провинции) к изменениям, переменам относятся с недоверием, поэтому модернизация происходит медленно. Но все-таки происходит. В прошлом году Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области был проведен региональный конкурс «Школа – Лидер образования Воронежской области». Целью мероприятия стало выявление и стимулирование развития передовых общеобразовательных учреждений по Воронежской области. В число победителей уверенно вошла совсем молодая школа № 99, которая лишь пару лет назад была построена в Северном районе. Но именно на ее примере лучше всего видно, как качественно меняются учебные заведения и процесс обучения в них, если директор и педсостав идут в ногу со временем сплоченной командой.

Одним из новшеств и достоинств школы является дистанционный образовательный процесс, который развивается по нескольким направлениям. Первое – традиционное, если ребенок находится на домашнем обучении. Представим, к примеру, такой случай. Шел школьник Вася Иванов после уроков, уткнувшись в свой телефон, и поскользнулся. Сломал ногу, допустим. Сначала он расстроился, но затем подумал, что в каждом несчастье есть свои плюсы – ведь в школу теперь ходить не нужно – поэтому даже немного порадовался. Но в век современных технологий не так-то просто скрыться в стране невыученных уроков. Теперь, благодаря дистанционному образованию, учитель присылает Васе задания по электронной почте. А тот, в свою очередь, выполняет их и отправляет обратно на проверку. Таким образом, несмотря на долгое отсутствие в школе, Иванов не отстанет от программы. Во всяком случае, в школе № 99 не отстанет точно.

Второй случай – когда отстающего ученика нужно немножко подтянуть. Если в классе есть, например, ярко выраженный гуманитарий, который чуть ли не разговаривает стихами, а с математикой совершенно не дружит, то тогда с помощью дистанционного образования преподаватель может еще раз более подробно объяснить ученику непростые для него темы. Этот же случай подходит для детей, которые преуспевают во всех предметах и хотят преуспеть еще больше. Если у ребенка склонность к наукам, преподаватель удаленно может давать ученику дополнительную информацию для углубленного изучения предметов.

И третий случай – когда не один ребенок, а группа хочет более подробно изучать какой-то предмет, или же нескольким детям требуется дополнительная помощь в обучении. Для этого используется уже не электронная почта, а сайт школы. На ресурсе создается группа друзей по дистанционному образованию, в которой проходят дополнительные занятия.

Чтобы обучаться в таком формате, нужно лишь заявление от родителей и жажда знаний самих учащихся. За «сверхурочную» работу учителям платит школа. Это стало возможным благодаря гранту на реализацию инновационной программы, который молодое учебное заведение получило в рамках конкурса «Школа – лидер образования воронежской области».

Посредством Интернета в школе не только получают дополнительное образование. В учебном заведении пользуются ресурсом «Дневник.ру». На этом портале есть электронный журнал, который позволяет узнать текущие оценки учеников. Причем, родители могут видеть информацию только о своем ребенке, данные о других детях для них закрыты. «Дневник.ру» – это своеобразная социальная сеть для участников учебного процесса. Пользователям доступна библиотека, медиатека, тесты ЕГЭ, есть возможность загружать необходимые для работы и творчества медиафайлы. Желающие принимают участие во вступительных олимпиадах в вузы России и проходят онлайн-тренинги.

Еще у школы есть своя официальная страница в социальной сети «В Контакте». Там учащиеся могут высказывать свое мнение, устраивать опросы и добавлять в друзья любимых учителей (если те, конечно, зарегистрированы на ресурсе).

Может, с точки зрения унылого скептика, все эти нововведения не кажутся особо выдающимися. Но по меркам среднего уровня воронежских школ – это большой шаг вперед. Ведь не секрет, что еще лет пять назад у многих воронежских учителей были очень сложные отношения с компьютером. А о том, чтобы общаться с учениками посредством Интернета, думали вообще единицы.

Теперь ситуация изменилась. В той же школе № 99 в каждом классе есть компьютер с доступом в Сеть, а также проектор и современная интерактивная доска, с помощью которой можно подавать информацию в более удобной и интересной для учеников форме.

Изменился и подход к детям, учитывается их «продвинутость». Некоторые из них вместо охапок учебников носят в портфелях планшетные компьютеры или электронные книги, и это считается вполне допустимым. Раньше на переменах было очень шумно, школьники бегали, кричали. А теперь подростки в перерывах между уроками молчаливо нажимают на сенсорные кнопочки, продолжая работать с информацией – поэтому в школе порой стоит идеальная тишина. Удивительно. Получается, что век компьютерных технологий – век тихих детей.

Но это, конечно, совершенно не значит, что школьники из-за обилия гаджетов забыли о старых добрых бумажных книгах, нет. На уроках английского в школе № 99 наряду с интерактивными заданиями учителя применяют наглядную методическую литературу – и ученикам это очень нравится. Ведь даже для современных детей чрезвычайно важны осязаемые, реальные вещи. И, конечно же, им требуется не только опосредованное общение по электронной почте, но и живое, человеческое присутствие.

Учителя школы № 99 все это прекрасно понимают. Поэтому наравне с современными методами образования стараются создать для детей особенную творческую среду. Они помнят, что школа не только дает знания, но и воспитывает, открывает в детях таланты. Поэтому и проводится много интересных мероприятий. Одно из таких – театральный конкурс «Хрустальный башмачок». Он знакомит детей с эстетикой театра и классической драматургией. Например, в прошлом году конкурсанты выбирали для постановки произведения Чехова, ныне – Зощенко. В рамках мероприятия ученики старших классов полностью создают театральное представление: сами пишут сценарий, рисуют афиши, делают костюмы, устраивают театральные пробы, затем организуют репетиции и так далее вплоть до финального выступления.

Еще одно интересное мероприятие, проводимое в стенах школы, – «Фестиваль дружбы народов». Каждому классу методом жеребьевки достается страна, о которой нужно интересно рассказать. Для представления дети готовят национальное блюдо, знакомятся с традициями, учат стихи на языке той страны – то есть получают информацию о мире в интересной игровой форме и воспитывают в себе толерантное отношение к другим народам.

Школа участвует в социальных проектах, активная жизненная позиция — стиль работы, как преподавателей, так и учеников. Они совместно проводят субботники, ухаживают за деревьями на «Аллее памяти», налаживают контакты с детскими центрами реабилитации, помогают одиноким старикам. Кстати, для развития самостоятельности и лидерских качеств учеников в школе № 99 существует детская школьная организация «Галактика» со своим президентом, уставом, экипажами и даже гимном.

По словам директора школы Владимира Ковалева, коллектив педагогов всегда открыт всему новому, понимает детскую психологию и особенности развития школьников. Учителя ставят перед собой цель – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Можно сказать, что чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя – ключевая особенность этого учебного заведения.

Вот так сочетаются инновации в образовании и традиционные методы воспитания. На этом примере видно, что одно другому не только не мешает, но и эффективно помогает, а выигрывают, в конечном счете, те кто и должен всегда выигрывать – дети.

Юлия Беляева
Иллюстрация Михаил Супруненко

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий