Проект «Рука в искусстве» – первый широкий жест Михаила Шемякина в сторону Воронежа. Приехав знакомиться со своими студентами, мэтр разместил в бывшем Доме офицеров один из залов «Воображаемого музея», который пополняется уже более сорока лет.
Когда-то Шемякина увлекла идея писателя и философа Андре Мальро – изучать произведения искусства по принципу сравнения. В артефактах разных эпох и культур легко обнаружить похожие образы и мотивы. Художники их веками копируют, цитируют, высмеивают, переосмысливают… Визуальные клише стали золотой жилой для постмодернистов. А Михаил Шемякин, оставаясь во многом консерватором, разрабатывает эти залежи как ученый. Скрупулезно копит и классифицирует репродукции и копии произведений искусства: вырезает из каталогов, журналов и книг, переснимает в музейных архивах. Миллионы таких находок он хранит дома – у мастера гигантская библиотека во французском поместье Шамуссо. А для анализа материала предназначен целый Институт философии и психологии творчества, куда приезжают на практику молодые культурологи из России. С ноября там побывают и первокурсники воронежского института искусств.
Однако чисто научные результаты для коллекционера не самоцель. Он прежде всего просветитель. Поэтому «Воображаемый музей» в начале «нулевых» предстал перед зрителями телеканала «Культура» (некоторые передачи того цикла доступны в Интернете, в том числе о руке). Поэтому Фонд Михаила Шемякина регулярно устраивает тематические выставки в Санкт-Петербурге и Владикавказе: «Метафизическая голова» и «Метафизическая фигура», «Крик в искусстве» и «Шар в искусстве», «Художник и Театр». Объектом исследования может стать что угодно – башмак, стул, череп, монстры. Выстроив в один ряд изображения, уже вошедшие в историю, Шемякин оттеняет их: во-первых, собственными работами, во-вторых, творениями других современников – обычно молодых, не всегда близких ему по духу.
Так было и с «Рукой…». За несколько месяцев до выставки был объявлен конкурс, из разных уголков России и из ближнего зарубежья пришло около 150 произведений. Михаил Михайлович отобрал 58.
– Представлены работы художников из Минска, Одессы, Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Волгограда, Белгорода, Ростова-на-Дону, Курска, Симферополя, Краснодара, Перми… Согласитесь, хорошая география. И очень разная техника: от живописи до компьютерной графики, от рисунка до скульптуры. Очень приятно, что есть работы из Воронежа, в частности, наших студентов – Полины Власовой и Андрея Шепеля, – отметил ректор института искусств Эдуард Бояков.
Посмотреть, что в итоге получилось, могли в октябре все желающие (бесплатно). Для своих подопечных Шемякин провел экскурсию. Остальным оставалось поискать ключ к замыслу в телефильме либо целиком положиться на собственный разум и воспринимать выставку на свежую голову.
Что имели в виду тысячелетия назад аборигены острова Борнео, рисуя огромные ладони на скалах? То же ли, что воронежская художница Женя Ножкина, которая вырезала на доске неказистые кисти рук? Они, к слову, чем-то похожи на те «пакши», которыми украшен антижлобский стул ее отца в сквере за правительством нашей области.
Михаил Шемякин раскопал в «культурном слое» символы руки и соположил их – практически без комментариев, лишь с указанием даты и авторства. В поле зрения попала и Туринская плащаница, и каббалистические знаки, и чертежи средневековых анатомов, и «гвидонская рука», по которой европейские музыканты когда-то запоминали ноты. Экспрессионистские зарисовки начала ХХ века выглядят как картинки из пещер Австралии и Новой Гвинеи, эскизы композитора Франка Сезара – как древнеегипетские петроглифы. Католические реликварии (мощевики) в виде рук внешне перекликаются со скульптурами индуистов, мусульманский амулет «рука Фатимы» – с ювелирным украшением Сальвадора Дали в виде ладони, похожей на кленовый лист…
Заметно, что куратора интересовала в первую очередь мистика руки. И техника изображения. В фильме Шемякин признавался, что его учитель – талантливый график Евгений Кибрик – советовал особенно тщательно рисовать руки. Дескать, если на картине они вышли плохо, то грош цена такому художнику.
Показалось, что при отборе современных экспонатов для выставки Михаил Михайлович дистанцировался от личного вкуса, стремясь показать спектр, а не вершины творческих исканий. Там претенциозная аппликация из ткани, тут – многозначительная картина маслом, имитирующая заборные художества, за углом – что-то вроде клумбы из гипса в виде ладони с кровавым пятном бархатцев посередине. Некоторые представленные вещи с искусством роднил разве что материал, но это вряд ли стало открытием для воронежских эстетов. Зато они получили возможность проследить, откуда выросли концепты, которыми пользуются нынешние художники.
Отпечаток ладони как знак присутствия и авторства. Кулак-угроза. Длань прободенная. Указующий перст и жест мольбы. Рукопожатие и объятие. Палец, прижатый ко рту. Заткнутые уши. Руки связаны, руки сплетены, руки имитируют кроны деревьев, фигурки животных и птиц. Говорят и подают тайные сигналы. Аплодируют и даже делают массаж.
Актуальное искусство расположили на первом этаже, а репродукции шедевров – на втором. В отсутствие указателей посетители осматривали сначала «свежие» работы, затем поднимались к истокам, после чего многих тянуло вернуться и снова взглянуть на то, к чему искусство пришло. Тогда клумба-ладонь уже наводила на мысль о стигматах Христа (создатели скульптуры хотели показать, какой путь проходят молодые авторы), проволочная кисть с поднятым вверх пальцем напоминала по форме старинные реликварии или изображения, которыми европейцы украшали надгробия. Пространство для игры ума расширялось. Стоила ли эта игра свеч – тема отдельного, более профессионального разговора.
* * *
Кстати!
Те, кто хотел бы стать участником шемякинской выставки, могут попробовать силы в следующем проекте мастера – «Дети в искусстве». Принцип тот же: жанр, форма, техника и материал любые, главное, чтобы на картине или в арт-объекте оригинально обыгрывалась заданная тема. Максимальный размер настенных работ – метр на метр. Изображения своих творений в формате .jpg следует прислать на адрес prosvet@kaluga.net до 1 декабря. Экспозиция откроется в Калужском областном художественном музее.
Татьяна Ткачева