В разных концах страны руководители некоммерческих театральных кружков, школ, студий жалуются на одни и те же беды: от отсутствия подходящих для занятий помещений до дефицита преподавательских кадров. Немногие из таких объединений выживают. По-настоящему живут – и того меньше.
Тем удивительнее, что в Воронеже детско-юношеская студия с говорящим названием «Крылья» существует вот уже десять лет. Да не просто существует, а создает обширное поле для творчества. Например, в конце мая были показаны сразу два спектакля – «Куры да Амуры» по пьесе Ивана Крылова «Урок дочкам» и «Не в своей шкуре» по пьесе Михаила Бартенева «Тук-тук! Кто там?»
Десять лет – срок немалый. Поэтому сегодня мы решили проследить за тем, как живет, и главное, куда движется эта удивительная творческая организация.
Точка отсчета
Основателями «Крыльев» можно по праву назвать актера и режиссера Камерного театра Вадима Кривошеева и актрису ТЮЗа и Камерного театра Елену Дахину. Сначала они преподавали актерское мастерство во Дворце творчества детей и молодежи для участников уже существовавшего театрального объединения «Зазеркалье». В 2002-2003 году создали собственный театр-студию.
– Когда мы заявили о том, что хотим отделиться от «Зазеркалья», то руководство дворца пошло нам навстречу, – вспоминает Кривошеев, – поскольку это давало возможность для творческого эксперимента. Мы написали авторскую программу, защитили ее, и так появились «Крылья».
Одной из основных причин появления новой студии стало желание дать детям больше профильных знаний, прежде чем выпускать их на сцену. Поэтому основатели сразу решили, что главным в студии будет именно процесс обучения.
– Мы не лелеяли мысли о создании своего театра, – признается Вадим, – а сфокусировались на образовании и наслаждались тем, что делаем. «Мы пока не профессионалы, но очень хотим ими стать – и работаем над этим» – вот девиз, который помогал «Крыльям» полноценно жить на протяжении всего этого времени.
Изначально в «Крыльях» Вадим Кривошеев и Елена Дахина определили два направления учебного процесса – психофизический тренинг (комплекс игровых упражнений на раскрепощение, развитие речи, внимания) и школа актерского мастерства по программе театральных вузов, адаптированной для подростков.
Средний возраст приема для будущих учеников – примерно 12-18 лет. Вадим Кривошеев поясняет: в это время – это, как правило, начало осознания взрослой жизни. Ребенок только начинает чувствовать, приобщаться к пониманию страстей, и эту энергию он способен вложить в спектакль. Младше – все-таки рано, еще ничего не понимают. Старше – наоборот, люди уже сформировались и знают почти все. Но, естественно, возрастные ограничения не становятся преградой для тех, кто приходит в «Крылья» с искренним желанием учиться актерскому мастерству.
Позднее Вадим Кривошеев передал студию своим ученикам – Игорю Базилевскому и Григорию Южакову. Кстати, все последующие преподаватели и руководители студии были знакомы или знакомились с ее «отцом-основателем».
– Брать на эту работу кого-то просто так, «с улицы», нельзя, – уверен Кривошеев, – Иначе все может рухнуть.
Настоящее
Григорий Южаков проработал год, поставил один спектакль, и поступил в РАТИ на режиссерское отделение. Кстати, это, пожалуй, самое большое счастье и самая большая проблема как «Крыльев», так и подобных объединений в целом. И преподаватели, и дети взрослеют, поступают в театральные вузы и уходят из студии.
Но им на смену приходят новые поколения.
В свою очередь, уже Южаков привел новых, нынешних преподавателей – Максима Толстикова и Диану Зябкину – актеров воронежского театра драмы имени Алексея Кольцова.
Несколькими годами ранее в студию пришла Зинаида Амелькина – педагог по сценической речи.
И теперь все три преподавателя совместно руководят студией. Они работают сообща, дополняют друг друга, и не исключают, что скоро в студии могут появиться и другие профильные педагоги.
Из-за особенностей обучения в студии существует деление детей на, как их ласково называют, «младшиков» и «старшиков». Старшие уже работают с полноценными драматическими произведениями, а младшие – занимаются, в основном, этюдами, изучают основы театрального дела. Как правило, в первый год новые ученики не играют на сцене перед зрителями – сначала необходимо освоить азы школы актерского мастерства.
Но, по мнению новых преподавателей, практика необходима для всех. Почему нет? Поэтому в качестве пробного камня в этом году, впервые за всю историю студии, было поставлено два спектакля – для «старшиков» и «младшиков».
Несмотря на то, что отбор учеников в студию имеет много общего с вступительными экзаменами в театральный вуз, для новых учеников первый год все равно является проверочным, он помогает еще раз честно спросить себя – точно ли я хочу заниматься театральным делом?
Кстати, ребята сами шьют костюмы, готовят декорации. А еще могут срочно заменить заболевшую актрису, петь, танцевать, писать стихи и зонги. Но главное – этим мальчикам и девочкам под силу увлечь даже самых привередливых зрителей.
– Наши артисты могут все, – улыбается Зинаида Амелькина.
Перспектива
Театр-студия – этот статус дает, как минимум, два варианта дальнейшего развития – «Крылья» могут быть как подготовительным учебным заведением, так и настоящим молодежным театром – со своей труппой, репертуаром, билетами.
Но педагоги, сейчас работающие в «Крыльях», не хотят выбирать движение только в одном из возможных направлений. Сохраняя главную особенность театра-студии – соединение обучения и немедленного постоянного воплощения всех полученных знаний – они ставят перед собой серьезную задачу – вывести своих подопечных на новый уровень мастерства, который будет соответствовать запросам и более взыскательной театральной аудитории.
Создание полноценного театра, конечно же, затрудняется постоянным обновлением состава «крылатых». Но даже те из них, кто не станет связывать свою жизнь с профессиональным театром, все равно останутся носителями настоящей зрительской культуры, внесут свою лепту в воспитание нового поколения юного зрителя. Необходимость этого сегодня очевидна.
Вадим Кривошеев полагает – если бы появилась возможность создать подобную студию при каждом профессиональном театре, то воронежская академия искусств играла бы роль не первой ступени образования, а второй. Само собой, молодежные студии были бы не кузницами кадров, а скорее чем-то вроде фан-клубов, которые давали бы возможность любому подростку приобщаться к театральному искусству – изучать теорию, встречаться с актерами, режиссерами, участвовать в массовых сценах спектаклей профессиональных театров. Благодаря влиянию таких студий, молодой зритель научился бы мыслить самостоятельно, а значит, ситуации, когда школьников загоняют на спектакли целыми классами, что называется, «из-под палки», ушли бы в небытие.
Ну а пока ребята из «Крыльев» с удовольствием учатся, играют, смотрят спектакли в театрах города. И возможности развития, как для них, так и для театра-студии – поистине безграничны, а что может быть лучше этого?
Кстати, когда-то из подобной театральной студии выросла знаменитая московская «Табакерка».
Так что… кто знает, для чего даны Воронежу «Крылья»?
Надежда Конобеевская
Фото Кирилл Першин