Театр равных: «Пустодушие» в двух проекциях

0

Размышления у театрального подъезда

0162_TYuZ

Фотограф — Ольга Табацкая

 

От редакции

Как известно, большое видится на расстоянии. Быть может, поездка Театра равных на фестиваль в Мюнхен позволит воронежцам внимательнее рассмотреть этот уникальный коллектив и понять, что пока в мире на все лады склоняется понятие слова «толерантность», его воплощение уже поселилось в нашем городе в скромном театральном обличье. Маленькая модель мира, который нужен всем нам.

 

В Зимнем саду ТЮЗа, ставшем репетиционной базой уникального любительского театра, атмосфера деревни. Тут живёт сорокалетний Юшка — самоотверженный чудак, над которым смеются дети и издеваются взрослые. Здесь вдруг начинает ритмично хрустеть газетная бумага в руках актёров, и мы отчетливо слышим перестук колёс поезда. Здесь раздаются монотонные преподавательские диктовки про загадочные и непонятные катушки Пупина, а также релейные упряжки, про которые так не хочет записывать в тетрадку скучающая девушка Фро. Наконец, здесь действительно ощущается вгоняющая в страх атмосфера разрушенного послевоенного Воронежа из «Пустодушия» — рассказа, давшего постановке название.

 

«Мы! — гремит со сцены бесчувственный хор голосов, — критика чистого разума!»

И следом рефрен «Пустодушие, пустодушие, пустодушие…», перемежая цитаты рассказов, пока не заканчивается пролог. Он предшествует каждой из трёх частей спектакля, поэтому жанр его так и называется — цитаты в одном действии.

Вот уже несколько месяцев у труппы жёсткий график: минимум 5 репетиционных дней по 3 часа. Работают истово, ярко, вдумчиво, вызывая спектр всевозможных эмоций. Не без ошибок, конечно, но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. А когда берёт слово режиссёр и художественный руководитель Вадим Кривошеев, становится понятно, что здешние репетиции — способ эти ошибки успешно исправлять.

Декораций ещё нет. Процесс создания сценического пространства движется по мере поступления спонсорских денег. На эскизе — огромное белое полотно с половинкой солнечного диска, где должна быть земля — ряд полос в гамме конструктивизма. Зато уже покрашены табуретки — универсальный театральный реквизит. Они — лопаты, которыми орудуют в шлаковой яме Фро с новыми подругами, они же — земля, которой засыпают гроб Юшки. Да много во что трансформируются табуретки по ходу действия и даже становятся символическим лобным местом, где сидит во время допроса гитлеровец по фамилии Фосс.

 

Пустодушие в наше время

Между тем, Театр равных уже больше полугода добивается статуса некоммерческой организации. Первый пакет документов директор Валерия Маламура подавала в Управление министерства юстиции ещё в августе прошлого года, когда близились к концу каникулы театра. Тогда всеми юридическими вопросами фактически занималась она сама, ориентируясь на аналогичные примеры регистрации НКО, но после первого отказа подготовкой документов занялись более опытные юристы. Однако и у них ничего не получилось.

Лера показывает мне документ с детальной аргументацией третьего отказа: например, неправильное обоснование названия, не теми чернилами сделана подпись, нет чёткого разграничения в компетенции директора и наблюдательного совета. В итоге работу над четвёртым пакетом документов взяла на себя уже третья юридическая команда. Переоформление привело к новому отказу, его обоснование на восьми листах пришло в день премьеры — 27 марта. Как ещё более тщательно прописать устав и протокол, ни юристы, ни Лера не знают.

А такая задержка с регистрацией подтачивает фундамент Театра равных: невозможно продавать билеты, обращаться к спонсорам, а значит, и оплачивать труд трём главным сотрудникам и тем людям, что вносят посильный вклад в жизнь проекта. Конечно, на страничке театра на сайте ВГУ можно найти номер расчётного счёта для пожертвований, однако даже благородство наших земляков не решит проблемы — без юридического статуса существование театра невозможно.

Конечно, спонсоры есть. Появилась сумма, необходимая для создания постановочной части: оплаты декораций, созданных художником Борисом Мануковским, и части реквизита. Денег на костюмы для актёров найти не получилось, поэтому за пару месяцев до премьеры директор театра обратилась к воронежцам с просьбой прошерстить бабушкины сундуки да проверить закрома: вдруг с советских годов залежались старые вещи.

«Жители нашего города откликнулись очень быстро, я даже не ожидала, — рассказывает Валерия Маламура. — Принесли много обуви, платьев, причем несколько из них — просто шикарны. Одна девушка даже призналась, что хотела оставить себе такое платье как память о бабушке, но потом поняла, что нам оно нужнее. Одежду и обувь, которые мы не будем использовать в этом спектакле, возвращать не придётся, поскольку дарители решили, что вещи нам обязательно пригодятся в других постановках. Спасибо им за это».

Стоит отметить, что в этом году Театр равных заручится поддержкой Гражданского собрания «Лидер». Общественная организация, объединяющая ведущих бизнесменов Воронежской области, уже приняла решение оказать помощь в дальнейшей работе Театра.

Кроме проблемы регистрации, остаётся вопрос со своим помещением. Несмотря на то, что Театр юного зрителя безвозмездно отдаёт для репетиций свои свободные площади и сцену, сосуществование профессионалов и любителей всё-таки имеет свои минусы:

«Для нашего коллектива площади ТЮЗа слишком огромны, — объясняет художественный руководитель Театра равных, режиссер Вадим Кривошеев. — Я не говорю об отдельном камерном здании, но впоследствии хотелось бы обзавестись своим помещением с маленькой площадкой, с маленьким зрительным залом, потому что акустика для ребят с ограниченными возможнос­тями на больших площадках сложна. И детям надо дальше осваивать театральное мастерство, на которое мы выкраиваем какое-то время из жизни репертуарного театра. Но учить их сейчас здесь, к сожалению, нет ни времени, ни возможностей, ни соответствующей атмосферы».

Те, кто старается не пропускать новостей о театре, помнят, что прошлой весной Елена Ищенко (тогда руководитель областного департамента культуры) высказала мысль о возможном переезде Театра равных в ДК Железнодорожников, принадлежащего РЖД — в помещение, где раньше размещался Камерный театр. Однако, по словам Валерии, сумма аренды оказалась неподъёмной.

 

Фотограф - Ольга Табацкая

Фотограф — Ольга Табацкая

Театр на равных, Мюнхен

Не так давно, в начале февраля этого года, пришло долгожданное известие: летом один состав — ровно половина труппы — едет в Германию на театрально-танцевальный фестиваль Rampenlichter. Созданный в 2008 году и объединяющий на одной площадке
коллективы из десятка стран, он пройдёт в столице Баварии с 24 июня по 4 июля. Идея отправить туда ребят пришла представителям ВГУ после приезда посла Европейского Союза в Воронеж, который увидел постановку «Кота на крыше» 3 декабря. Теперь, когда решение официально принято, ВГУ занимается формальной частью подготовки труппы, а принимающая сторона уже взяла на себя расходы по проживанию, питанию и передвижениям ребят. Для артистов эта поездка — событие за гранью реальности.

Вместе с худруком, директором и переводчиком ребята проведут в Германии 4 дня. 27 июня Театр равных прилетит в Мюнхен, где уже на следующий день покажет свою постановку. Мультинациональный зритель увидит её дважды, как и работы других участников: утром и вечером одного дня. Языковой барьер при этом исчезнет благодаря переводам, которые будут демонстрироваться на экранах, при этом текст рассказов Платонова немного сократят. Оставшиеся двое суток ребята смогут посвятить развитию своих актёрских навыков на тренингах и мастер-классах и, само собой, знакомству с культурой Германии на экскурсиях по городу. Однако подробная программа пребывания на фестивале будет известна в мае.

Как воспримет иноязычная аудитория непростой платоновский язык и сам уникальный театр — такими вопросами труппа пока не задаётся. Выпустив вторую постановку, они будут оттачивать своё мастерство на тренингах и репетициях «Пустодушия» и под руководством Кристины Чикаловой, одной из участниц проекта, готовить небольшое действо к 1 мая. Удачи им!

Об авторе

Оставить комментарий