О двух семьях рамонских мастеров и об их проекте, который поможет сохранить народный промысел и обновить бренд района.
В 2013 году замок Ольденбургских претерпел ряд изменений: появился шикарный парк, начались реставрационные работы во дворце и в Свитском корпусе (их ведёт КПВО «Единая дирекция»). Тогда же инициативная группа из двух семей — Суворковых и Дедовых, чьи фамилии в среде художников-ремесленников хорошо известны — подали заявку на областной грант с предложением: создать Центр сохранения и развития Рамонской керамики и Карачунской глиняной игрушки. Кто не знает — это сокровища народных промыслов региона: продукция Рамонской фабрики художественной керамики гремела на весь Советский союз, а технология изготовления Карачунской игрушки — неказистой бурой свистульки — занесена в национальный реестр нематериального культурного наследия. Грант выиграли, полученные 300 тысяч ушли на покупку необходимого оборудования для мастерских. А проект оказался в подвешенном состоянии, которое, благодаря наличию инвесторов, потихоньку меняется.
Знакомство
Мастерской Суворковых уже 35 лет. Она принадлежала даровитым художникам Николаю Фёдоровичу и Зое Петровне, стоявшим у истоков Рамонской фабрики. Их дело около 20 лет продолжает младший сын Роман вместе с женой Владиславой. 2 года назад они восстанавливали одну из печей в усадьбе Лосевых в Репном. Позже началось сотрудничество с дворцовым комплексом Ольденбургских: сначала реставрация голубого камина в кабинете Александра Ольденбургского, потом голландской печи в чайной комнате и в бывшей библиотеке. На очереди — печь-голландка в большом зале.
Владислава Ренатовна выкладывает на стол 3 вида сохранившихся изразцов — шоколадного цвета с орнаментом в виде жёлудей. Таких наглядных примеров осталось чуть более 20, и все они предоставлены Воронежским краеведческим музеем. Слепки для них вырезались из дерева, а сами плитки ложились приточной (или бесшовной) кладкой — каждый ряд притачивался камушком. Теперь перед мастерами стоит непростая задача: совместить с отреставрированными изразцами абсолютно новые, которые технологически оставить без швов нельзя. Это может занять 2 месяца, а перед этим ещё трудоемкий процесс изготовления изразцов, который, по самым благоприятным прогнозам, займет полтора года. Печь для обжига и стол для глазуровки (нанесение жидкой стекловидной массы с пигментом) находятся в подвале мастерской. В соседней комнате — стеллажи со старыми слепками, сохранившимися деталями камина, остатками от работ с белой печью и глиномялка, которую вместе с электрическим гончарным станком приобрели по тому самому гранту.
«Мыузнали о конкурсе где-то за неделю до окончания подачи заявок. Идея центра витала в воздухе давно, но не было инвесторов»,— рассказывает Виталий Дедов. Вместе с женой Людмилой, главной ученицей народного мастера Галины Котельниковой, он создал студию, где они занимаются уникальным для нашего региона направлением — «фьюзингом». Это техника спекания стекла при температуре 800 градусов, при которой стекло становится однородным. Занятие затратное: нужны печи, качественное зарубежное стекло, которое выпускают всего лишь 10 заводов в мире. Поэтому основные заказчики такой продукции — часов, элементов интерьера, панно — средний и крупный бизнес. Здесь также выпускают и кое-что попроще — например, браслеты из разноцветных стеклянных бусин, созданные при помощи лэмпворка — небольшой газовой горелки. Не оставляет Людмила и карачунскую игрушку: ездит с ней по выставкам и ярмаркам, а недавно делала свою экспозицию на концерте в честь столетия Мордасовой и участвовала в ежегодной всероссийской выставке-ярмарке «Ладья» — крупнейшей в сфере сохранения и продвижения народных промыслов. Только всё это — единичные демонстрационные вещи с единичными мастер-классами.
Проект
Чтобы реально поддерживать уникальные промыслы и развивать новые, нужно создать выгодные условия как для самих мастеров, так и для района, чей бренд еще можно возродить. Ведь от былой мощи фабрики остались только «черепки»: процесс увядания, начавшийся в 90-х, говорят, на днях завершился — из помещения вывезли последнее оборудование. У Галины Котельниковой, главной хранительницы секретов карачунской игрушки, давно нет школьного кружка, поэтому нет и постоянных учеников, кроме собственной внучки. Зато в Рамони есть дворцовый комплекс — главный объект притяжения, — на территории которого можно создать Центр, в разы увеличивший бы поток туристов.
«По сути, сейчас здесь нечего смотреть: есть парк, есть дворец без интерьеров. А в Центре туристы могли бы и знания получать, и изготовить сувенир своими руками. И был бы повод вернуться, освоить или увидеть то, что не успели».
Центр планируется разместить в одноэтажном здании господского дома Тулиновых, которое в виде буквы «Г» примыкает ко дворцу с левой стороны (официально «Дом тулиновых» — это строение в два этажа, которое сейчас завешано баннером. Как утверждает известный воронежский краевед Павел Попов, в нём жил управляющий усадьбой). В подвале одной части здания будут экспозиция знаменитых брендов Рамони и мастер-классы для группы из 20-30 туристов. На первом этаже планируются стеклодувная и витражная студия, керамическая и гончарная мастерская. Здесь же — кабинет для обучения. Таким образом (Виталий Александрович подчеркивает это особо) Центр сможет привлекать студентов художественных училищ.
«Базы для керамистов в Воронеже больше нет и пройти производственную практику им негде: Воронежский керамический завод, например, никого к себе не приглашает, а фабрик по художественной керамике тоже не найдешь, потому что как формат производства они себя изжили. Здесь же мы можем давать азы производства, помочь студентам создать первый опытный образец».
По словам Владиславы и Виталия, им в подмогу требуется не больше 10 человек.
Многие мастера бывшей фабрики — люди пенсионного возраста, не утратившие свой профессиональный навык, поэтому они с удовольствием возьмутся за работу с туристами. Будут привлекать и тех, кто, как Суворковы и Дедовы, занимаются в собственных мастерских. Дело за оптимальным графиком.
Однако остаётся еще один пункт, головная боль большинства рамонцев — отсутствие гостиничной инфраструктуры. Снять квартиру или комнату тоже не представляется возможным. Это главная причина, почему «Игрушка-говорушка» — знаменитый Рамонский фестиваль для мастеров декоративно-прикладного творчества — на грани срыва: раньше гостей селили в «Лесной сказке», а в этом году в размещении было отказано.
«Нам часто звонят, спрашивают: «Можно ли к вам приехать и пройти обучение, мы готовы заплатить!» Но нам негде их разместить, потому что пускать в мастерскую, на частную территорию, мы не можем. Мы обращались к главе района, он отвечает, что есть турбазы! А ведь это совсем другое — человеку нужно жить в шаговой доступности от Центра. Чтобы он мог здесь пожить в свое удовольствие: полепить, погулять по парку, посмотреть дворец».
Сроков реализации проекта, к сожалению, нет до сих пор. Периодически корректируется план помещений, прорабатывается вопрос о юридическом статусе Центра. Мастера замечают проблему человеческого ресурса, доверия и надёжности. Однако на сайте дворцового комплекса в разделе «История» есть строка: «В здании «Службы» 1 (одноэтажное здание) открыть мастерские народных умельцев, мастер-классы, выставки-продажи сувенирных изделий». Значит, история Центра только начинается?..