Служение муз не терпит суеты?

2

Веселый голос в трубке телефона:
– Можете нас поздравить! Ребята успешно выступили в Москве. Стали победителями Международного фестиваля учебных театров.
Это Алексей Константинович Дундуков сообщает об успехе своих подопечных: выпускники театрального факультета Академии искусств выступили в Москве со спектаклем «Рассказ о семи повешенных» по одноименному произведению Леонида Андреева. Спектакль подготовлен режиссером и актером ТЮЗа Вадимом Кривошеевым вместе с профессором Дундиковым.

Свидетельствуем: новая работа выпускников Академии действительно хороша.

Но кто об этом знает? Только те, кто приходят на выпускные спектакли «академиков» в малюсенькие залы ТЮЗа или студенческого «седьмого неба».

Кто помнит, что в Воронеже вот уже сорок лет плодотворно работает уникальный для неких мест вуз – Воронежская академия искусств? «Институт из кустов», – шутили первые студенты будущей Академии, размещавшейся некогда в Березовой роще.

Сегодня «кусты» другие – в Северном микрорайоне.

Но – тоже окраина.

Живет себе Академия скромно, никого особенно не беспокоя.

Вот и юбилей свой сорокалетний отметила бесшумно.

Мол, какие наши годы.

«Кульминацией праздника, – говорит Ольга Скрынникова, проректор академии по научной работе, заведующая кафедрой истории музыки, – станут апрельские события следующего года. Горожане увидят дипломные спектакли, побывают на концертах выпускников музыкальных факультетов, познакомятся с работами студентов-живописцев, пройдут выступления неких солистов».

Ладно, дождемся апреля.

Хотя академия сильна не только своими отличными выступлениями.

Хор «Академия» – трижды становился лауреатом международных музыкальных конкурсов.

Оркестр баянистов под руководством Евгения Мингалева стал лауреатом Всероссийского конкурса в Петербурге.

Фольклорный ансамбль «Воля», возглавляемый Галиной Сысоевой, удостоен на фестивале в Сочи звания «Достояние России». Ансамбль проводил мастер-классы в Литве.

Музыканты академии приняли участие в фестивале виолончелистов.

Вокалисты выступили в Театре оперы и балета на фестивале, участие в котором приняли представители почти всех консерваторий России.

Молодые актеры показывают свои работы и на сцене ТЮЗа и на сцене Дома актера.

С 2007 года академия проводит «Болховитиновские чтения», в которых участвуют ученые ведущих вузов страны.

В фестивале «Созвучие» принимали хор «Академия», оркестр народных инструментов, фольклорный ансамбль «Воля».

Академия живет, академия плодотворно работает. Но знает ли об этом город?

Нам кажется, огромный культурно-просветительский и эстетический ресурс Академии искусств используется недостаточно.

И это тем более удивительно, что Воронеж претендует на звание культурной столицы Черноземья. И это тем более удивительно, что Воронеж претендует на звание культурной столицы Черноземья. И это тем более удивительно, что город обладает уникальной молодежной аудиторией – здесь учатся сто тридцать тысяч студентов.

Сто тридцать тысяч молодых людей, готовых воспринимать как великие достижения прошлого, так и открытия современных мастеров искусств.

Остается только ответить на эти интересы огромной молодежной аудитории разнообразными программами, подготовленными такими же молодыми исполнителями. Тем более, что все это в пределах нашего города возможно.

Мы знаем, что традиционные вузовские «Весны» и разнообразные «Первокурсники» собирают огромную аудиторию.

Думается, эта аудитория легко бы откликнулась на предложения своих профессиональных сверстников познакомиться с их творчеством. Причем такие встречи должны быть постоянными, регулярными, повседневными.

Платоновский фестиваль вызвал огромный интерес, но это все-таки – праздник из праздников.

А где праздник на каждый день?

Могут возразить – праздники ежедневными быть не могут.

И что бы там ни говорили, Академия «из кустов» как бы смирилась со своей ролью тихого культурного центра.

И – напрасно!

Напрасно не только потому, что не считает необходимым демонстрировать свой эстетический потенциал, а еще и потому, что не понимает до конца значения своей просветительской миссии.

Между тем, это очевидно: поддерживать в городе высокий эстетический интерес – миссия служителей искусства. В том числе – и молодых. Есть в Воронеже аудитория, которой всегда было интересно знать, как живет современное искусство, и чем дышит художник. И, наконец, извините за некоторую высокопарность – вести прежде всего молодежную аудиторию в плохо знаемую ею страну прекрасного.

И вот конкретное предложение.

Бесприютным оказывается здание в центре города, некогда принадлежавшее важному ведомству – Дом офицеров.

Университет к идее превратить это здание в свой Дворец культуры отнесся боязливо – слишком велики расходы. Но почему бы не превратить бывший Дом офицеров в городской Дом студентов?

В пятидесятые-шестидесятые годы был такой в Воронеже. Потом здание отдали Театру кукол, и сегодня мы имеем великолепный театр. А Дома студентов – нет.

Могут возразить: Кольцовский вернется в прежние свои пределы, и город получит две хорошие сценические площадки. Но мы говорим не о сценических площадках (их в Воронеже достаточно) – речь идет именно о Доме студентов.

Дом – это пространство общения, поиска взаимопонимания.

Дом – это средоточие энергии единомышленников.

Дом – это место встреч, дискуссий, просмотров спектаклей, концертов.

Дом – это очаг культуры. Хорошее это словосочетание «очаг культуры» в советские годы дискредитировали низкопробными акциями, которые в советские годы назывались «мероприятиями». А ведь «очаг» – по Далю – это «огнище, возвышенный под, для разводки огня стряпного или работного».

Есть крыша над головой, есть энергичные «работные люди», есть желание творить – что еще надо для городского дома студентов? Модернизация страны невозможна без модернизации общества.

Твори – и будь счастлив!..

Пушкин сказал, возразят нам:

– Служение муз не терпит суеты.

Вслед за этими специалисты припомнят и слова Борис Пастернака:

– Быть знаменитым некрасиво,

Не это подымает ввысь…

Мы говорим сейчас не о претензиях на известность. Мы говорим о вечном смысле искусства – о неистребимом желании высказаться, о потребности быть услышанным.

Мы говорим о культурном пространстве города, которое немыслимо без молодых лиц, голосов, творений.

Чем выкрикивать на митингах чужие оплаченные кричалки, лучше говорить свое со сцены.

Лев Кройчик, Ольга Гнездилова

Об авторе

2 комментария

Оставить комментарий