В декабре этого года в Воронежском художественном училище открылась персональная выставка живописца Олега Савостюка, народного художника России, академика, заведующего кафедрой графики МГАХИ имени Сурикова. На суд зрителя было представлено около 30 работ, созданных в Воронеже и области.
На деревянной раме крупной картины лежит настоящее яблоко. Ярко-алое, про такие говорят: «наливное». Сначала я подумала, что его оставили по ошибке. Должно быть, некто из гостей еще до начала выставки. Потом тихо переговаривающаяся толпа донесла: наливное яблоко на картинной раме – задумка художника, ироничный завершающий штрих.
Олег Михайлович – художник именитый и признанный. Нынешняя выставка стала 60-ой в его творческой жизни. Его работы часто выставлялись не только в России, но и далеко за рубежом. Произведения Савостюка побывали во многих городах мира, от классически-европейских Парижа и Лондона до экзотичного и яркого Токио. А еще – Варшава, София, Будапешт, Кувейт, Куба и города США.
Многочисленные разъезды художника нашли отражение и в его творчестве: полотна иной раз напоминают блюдо, рецепт которого составили в лучших традициях различных народных кухонь. Яркие краски – как острые кубинские приправы, а пастельные тона – как нежные французские десерты. Воронеж также вдохновил Олега Савостюка: все представленные в Художественном училище работы так или иначе посвящены нашему городу. Некогда, еще во времена царской России, дядя художника окончил здесь сельскохозяйственную академию. Так что рассказов о Воронеже живописец слышал немало, а потом приехал лично взглянуть на здешние виды.
В небольшом выставочном зале – пара десятков гостей. Прямо посередине, на обычном деревянном стуле, в теплом свитере вишневого цвета устроился сам художник. Внимательно оглядывал гостей и лукаво улыбался. Высокий, мощный и абсолютно седой, он смотрелся на своем месте просто-таки величественно. Каждый гость имел возможность лично поговорить с Олегом Михайловичем. Однако сам Савостюк такие беседы не больно-то одобряет. Даже персональные выставки, по мнению живописца, не что иное, как вмешательство в личный творческий процесс. «Назовите материал «Безответный художник» – отшутился он от комментариев. Первое впечатление – человек с чувством юмора и уверенным рукопожатием. Однако по всей той же лукавой улыбке было заметно: происходящее ему крайне нравится. За Олегом Михайловичем давно замечена некая двуполярность. Иногда даже трудно поверить, что над такими разнящимися по настроению картинами работал один и тот же человек.
Одна сторона творчества Олега Михайловича – взрыв цвета, даже китч в хорошем смысле, но и лаконичность линий. Особенно ярко эта часть натуры художника нашла отражение в жанре плаката. Олег Савостюк известен как уникальный плакатист. Долгое время он работал в этом направлении для издательств «Изогиз», «Советский художник» и «Советская Россия». После бурного расцвета в период Октябрьской революции этот жанр постепенно начал терять свою оригинальность, доходчивость и яркость. Савостюк вдохнул в него новый смысл. Созданные им работы заставляют вспомнить о временах Владимира Маяковского: смелое сочетание красок, символичность и полное отсутствие буквальности. Любовь к символам можно найти и в написанных Олегом Михайловичем афишах к театральным спектаклям. Увидев их впервые, я даже испытала некоторое удивление. Они показались мне похожими на редкие книжные иллюстрации, попадающие в самую суть произведения. Броские, немного пугающие и сюрреалистичные.
За час до открытия выставки, фломастерами на привычном листе формата A4 Олег Савостюк написал эскиз новогодней афиши для городского Театра оперы и балета. Это было первым, о чем мне воодушевленно поведали при входе на выставку. После новогодних праздников обработанный эскиз украсил фасад театра.
В представленных на вернисаже работах далеко не сразу угадывались привычные воронежские пейзажи. Небольшой выставочный зал Художественной академии можно осмотреть за пару минут. Не могу припомнить, сколько кругов по нему прошла я. Так, наверное, происходит всегда, когда смотришь на знакомые виды со стороны. Савостюк лично провел экскурсию по выставке, подробно рассказав о каждой из картин. Олег Михайлович говорил негромко, словно сомневаясь, что комментарии действительно необходимы. Важным гостем события стал губернатор области Алексей Гордеев. Особое внимание привлекла работа, посвященная семейству воронежских меценатов Бубновых. Та самая, на раму которой Савостюк водрузил в дополнение алое яблоко. Олег Михайлович сравнил произведение с картинкой из фотоальбома. Полотно, полное юмористических деталей, изображает братьев Бубновых на фоне дореволюционного Воронежа.
Другую сторону творчества Олега Савостюка можно проследить в легких линиях, плавных мазках и спокойных тонах. Подобные работы художника словно созданы в момент уединения и гармонии с самим собой. Среди выставленных картин, образно говоря, расцвел целый сад. Изображение розы стало неким лейтмотивом в общей симфонии полотен. «Роза – восточный символ красоты, счастья и любви», – напомнил в ходе экскурсии Савостюк. Одна из работ, кстати, была написана не на традиционном холсте, а на отброшенной по ненадобности картонке. Олег Михайлович же решил, что намного лучше будет использовать ее для дела. Так, наравне со всеми произведениями, на выставке очутилась кремовая роза.
Творчество Савостюка всегда изобилует любопытными деталями. На воронежских картинах особое внимание уделено изображению неба. Вернее, всему, что способно туда подняться. Смотришь вроде на знакомый пейзаж, а приглядываешься – там, наверху, воздушный шар! Куда он, такой красочный, летит? Неизвестно… Некоторые работы создавали так называемый «эффект присутствия». Висевшее в углу зала «Зимнее окно» напоминало 3D-открытку. Уж больно натуральными казались узор на стекле и снежные хлопья на деревянной раме.
«Меня обвинили в абстракционизме. А я считаю, что здесь вполне конкретные вещи», – с полуулыбкой сказал Олег Михайлович и указал тростью на два необычных полотна. На них отсутствовал точный сюжет, лишь обнаженные цвета. Травяной зеленый с голубым на одной, и оранжевый вместе с черным на другой. Весна и осень. Как бы ни отзывался автор, а некая доля абстракции в этом есть.
Многие из представленных картин были созданы во время Академических художественных пленэров в Острогожске, в которых Олег Савостюк неоднократно принимал участие. Валерий Гацков, начальник отдела культуры Острогожского района, отзывался о личности Олега Михайловича с большой симпатией. По мнению Валерия Александровича, Савостюк для Острогожска не просто именитый член жюри, но и создатель особенного настроения: «На пленэрах складывается душевная и семейная обстановка. На них приезжают уже не только творить, но и общаться. На беседах с Олегом Михайловичем сидишь, как на хорошем уроке. Поражает даже его речь, сейчас так уже мало кто так говорит, а за ним можно записывать каждое слово. Для молодых художников он выступает как наставник. Мне кажется, он возрождает утерянный в последнее время дух передвижничества».
Буйство красок и их приглушенность. Душевность и сдержанность нрава автора. Картины Олега Савостюка словно изображают особую реальность, где даже в спокойном небе может появиться дирижабль или воздушный шар.В произведениях живописца всегда есть нечто ребячливо-ироничное. «Мне 15 лет», – бодро повторяет Олег Михайлович, решительно вычеркивая из своего возраста еще 70. Однако такая позиция ничуть не мешает ему быть учителем и наставником для молодых художников.
Екатерина Кочетова
Фото Александр Золотых