«Глаз меньше ошибается, чем разум»

0

Коллективная выставка работ воронежских художников была открыта в музее имени Крамского в декабре ушедшего года. Поводом послужило 95-летие ВГУ, а главным концептуальным мотивом послужила идея интеграции живописи и науки.

kart_1

Тема выставки, посвященной юбилею ВГУ, первоначально не предвещала особых художественных открытий. Однако вернисаж получился достаточно многоплановым: в него вошли живописные произведения, графика, несколько скульптур и даже батик. Большая часть экспозиции представлена портретами, и вот здесь хотелось бы отметить, что это не парадный портрет и не камерный. Это, скорее, какая-то новая форма данного жанра – «социальный портрет», значимо важный для интеллектуального и эстетического развития нашего зрителя. Только возник он не сейчас, а гораздо раньше…

Сразу вспомнился XIX век, когда на полотнах русских художников надолго прописались образы литераторов, музыкантов, общественных деятелей. Эти портреты демонстрировали не только высокий уровень живописного мастерства авторов, но и огромную степень интереса общества к интеллектуальному богатству страны. После был сложный по содержанию, в том числе и в живописи, XX век, когда героями произведений стали ударники труда, «строители» нового государства; чуть позже, вполне заслуженно, участники Великой Отечественной войны, полководцы; и, наконец, политические деятели нашего государства. Можно ли говорить о второй Эпохе Возрождения в сознании наших художников? Эффект ренессансной значимости интеллекта в живописи очевиден, представленная экспозиция решительно провозглашает торжество разума и знаний.

С полотен на нас смотрят люди, увлеченные наукой, с целостной и уникальной системой мировоззрения. Хочется заглянуть в глаза каждому из них, как будто это может помочь прояснить какие-то сложности современного миросплетения. Среди авторов – Борис Катков, Дмитрий Савинков, Евгений Щеглов, Ирина Токарева, Алексей Загородных, Светлана Зиненко, Александр Лавров. Восприятие этих художников очень разное, да и по технике исполнения нельзя отметить единства, однако в этом и прелесть происходящего.

Получился некий срез изобразительного искусства современности, чего никогда нельзя увидеть в рамках персональных выставок тех же самых мастеров. Здесь и преобладающий созерцательный реализм, и символизм, и нотки импрессионизма, и кубизма и даже примитивизма – все гармонично синтезировано в единую экспозицию.

kart_2

В то же время исторических полотен среди экспонируемых картин нет, как и, вполне уместных в данном случае, фотографий разных периодов существования университета, и каких-либо архивных документов. Все это, пожалуй, позволило бы сделать выставку увлекательной и информативной для зрителя.

Не будем забывать, что тема университета не может быть в полной мере раскрыта без образов студентов. При широком временном диапазоне создания, полотна эти имеют ряд сходных черт, которые скорее не стилистические, а идейные. Каждый зритель вполне может ощутить ностальгические нотки: большинство из нас когда-то были студентами, этот период жизни несет в себе определенное единство, и совсем не важно, в каком заведении мы учились.

Ценным звеном экспозиции является проект памятника студентам университета в исполнении Эльзы Пак. Некий концентрат образа студенчества. Здесь автор аллегорично, с определенной долей романтизма, дает понять зрителям, что знания – некая опора в жизни, которая продемонстрирована в образе парящей в воздухе огромной книги. Интересно скульптура решена технически, три фигуры студентов вроде бы как опираются на книгу, но, в то же время, сами являются тремя точками опоры всей композиции.

Выставка «Университетская тема в творчестве воронежских художников» – это не взгляд в прошлое, а совсем наоборот – мнение о настоящем и будущем, реплика о незыблемости и ценности университета как понятия, возникшего в истории человечества много веков назад.

Вероника Высоцкая

Об авторе

Оставить комментарий