Село мирового значения

0

Краткий экскурс в историю

Впервые село Костенки упоминается в документах, датированных 1615 – 1642 годами, в ходе сооружения Белгородской засечной черты и постройки деревянной крепости – тогда и родилось оригинальное название «Костенск». О костях, лежащих по склонам меловых гор у Дона, знало не только население близлежащих сел, но и жители более отдаленных мест. Огромные кости невиданного зверя породили массу легенд. По-видимому, их услышал и российский император Петр I после приезда в Воронеж. Обладая пытливым умом и любопытством, 24-х летний царь специально отправляет в Костенки солдата Преображенского полка Филимона Катасонова, с целью привезти доказательства слухов. Четвертого апреля 1696 года Катасонов прибыл в Костенск и самолично услышал от местных жителей рассказы об огромном четвероногом звере, живущем под землей, который невидим до тех пор, пока не умрет. Однако Петр I дал другую интерпретацию находок. Он высказал предположение, что эти кости принадлежали боевым слонам армии Александра Македонского, поскольку в те времена о мамонтах еще не было известно. Петр не афишировал раскопок, считая их, по сравнению со строительством флота, не очень серьезным занятием. Позже кости, привезенные Катасоновым, были отправлены в знаменитую Кунсткамеру и находились там довольно продолжительное время.

И лишь спустя почти двести лет после этой истории Костенки были открыты для науки как памятник палеолита. И связано это открытие с именем Ивана Полякова – выдающегося естествоиспытателя XIX века. Именно он, уже через четыре дня после своего приезда в Костенки, открыл самую знаменитую, самую изученную и самую богатую материалом стоянку Костенок, получившую впоследствии порядковый номер один. Это было 28 июня 1879 года – день, который принято считать датой открытия Костенок. В 50-е годы прошлого века в Костенках работал крупный советский ученый Александр Рогачев, с его именем связано возникновение костенковской школы исследования палеолита в археологии, а также именно ему принадлежала идея музеефицировать одну из стоянок в Костенках. Музей, который сейчас работает в Костенках, был сооружен в 1979 году и построен прямо над стоянкой «Костенки № 11» на средства воронежских властей, но раскопки и консервация памятника осуществлялись под руководством Рогачева и силами экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Тогда же была создана временная выставка, которая существует до сих пор, оправдывая известную поговорку, что «нет ничего более постоянного, чем временное».

 

Сенсации последнего времени

В ходе последних работ по изучению двух древнейших стоянок «Костенки-14» и «Костенки-12» – были обнаружены сенсационные находки, которые меняют наши взгляды на первобытную историю. В 2000 году на стоянке «Костенки-14» были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птицы, и подвески из раковин; а также голова человеческой статуэтки из бивня мамонта – по радиоуглеродной системе датирования ее возраст составляет 35-37 тыс. лет, а исходя из по палеомагнитных данных – изваянию более 42 тысячи лет. Это стало мировой сенсацией, поскольку к настоящему времени эта находка – древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы. Возраст, считавшихся до этого древнейшими, скульптурных изображений из Гальгенберга и Фогельхерда определялся на уровне около 30-32 тыс. лет. Таким образом, возраст древнейших произведений искусства на территории Европы опускается на 10 000 лет назад. Но это еще не все – если верить результатам, полученным из американской лаборатории в 2002 году, то возраст самого нижнего культурного слоя стоянки «Костенки №12» может опуститься до 50 000 лет вместо традиционных сорока тысяч для верхнего палеолита. Более того, благодаря последним находкам, все больший вес набирает гипотеза о том, что местом зарождения человека разумного является не африканский континент, как считалось ранее, а наша родная Воронежская область! Даже голова начинает кружиться от осознания того, какая сокровищница мирового уровня находится у нас под боком, сколько еще открытий она таит в себе, и какую славу, а также доход может принести нашему краю. Но мечтательное головокружение быстро заканчивается, после непосредственного знакомства с уникальным местом, а позже наступает горькое понимание – в каком заброшенном состоянии находится ныне воронежская мировая жемчужина.

 

Заброшенная жемчужина

На сайте воронежского областного управления культуры и туризма о Костенках имеется крайне скупая информация: «Государственный Археологический музей – заповедник «Костенки» – памятник федерального значения. В фондах музея 28 тыс. единиц хранения основного фонда. Направление его работы – экскурсионное обслуживание, археологические раскопки, полевая практика студентов ВУЗов г. Воронежа. Количество посетителей музея за последние три года возросло в шесть раз». Все остальные упоминания – в духе казенных реляций советских учреждений – укрепить, повысить, добиться и так далее. Впрочем, одна фраза привлекает внимание: увеличить количество посещений областных музеев на 1000 человек населения в 2010 году до 305. Это получается, что в этом году в воронежских областных музеях (в том числе, Костенках) должно побывать не менее трети населения нашего города? Хм, хм…забавно. Впрочем, если вести речь непосредственно о посещении Костенок, то мне недавно довелось побеседовать с путешественником из Москвы, который объездил почти полмира. Этот заядлый турист решил побывать в нашей области, чтобы своими глазами увидеть место уникальных раскопок, равных которому, как он слышал, нет нигде. Поскольку знакомых с автомобилем у москвича в нашем городе не было, то добирался он на рейсовом автобусе и понял, что для паломничества к воронежским древним раскопкам – это далеко не самая приятная форма путешествия. О дальнейших же событиях любитель археологии рассказывает так: «Честно говоря, хотя бы на месте я рассчитывал увидеть несколько другую картину. Знаете, столько был наслышан об уникальном памятнике эпохи палеолита, тем более, уже имел представление об отношении к подобным памятникам за рубежом – поэтому поневоле воображение рисовало достаточно эффектные картинки. Но действительность оказалась обескураживающей. Все, что относится в Костенках к музейному комплексу, носит какой-то запущенный характер, сложилось впечатление, что все это никому не нужно. Музей оказался закрыт, я долго искал кого-нибудь, кто мог бы мне дать необходимую информацию о его работе. Потом выяснилось, что надо идти в село, искать там какую-то женщину, у которой находился ключ от музея, а потом долго ее уговаривать и давать денег, чтобы она отправилась вместе со мной в музей и открыла его. Пока я рассматривал экспозицию, она стояла у меня над душой с недовольным лицом, как бы давая понять: у нее домашних дел по горло, некогда ей время терять с такими праздношатающимися, как я. Еще поразили сувениры, которые тут предлагаются к продаже, это какая-то пародия на сувениры, ей-богу. К примеру, непонятная палочка с привязанным к ней веревочкой камешком, явно самопал, а стоит 50 рублей. Насколько я понял, это кто-то из жителей села наладил такой нехитрый бизнес, но, за неимением лучшего, пришлось мне эту штуку купить. И ничего из того, что может понадобиться такому туристу как я, нету в ближайшем окружении – ни в туалет сходить цивилизованно, ни перекусить, ни отдохнуть где-то перед обратной дорогой. Печально это все, одним словом».

 

А ведь идеи были…

Известный российский скрипач-виртуоз Дмитрий Коган, выступая на недавно прошедшем в Воронеже форуме «Стратегия 2020», совершенно справедливо отметил: сегодня культура нуждается в грамотном менеджменте не меньше, чем в финансовой государственной поддержке. В воронежском областном управлении культуры грамотным менеджерам, по идее, самое место. Но, судя по незавидному положению Костенок, если в культурной управе такие специалисты и есть, то они тщательно скрывают свою квалификацию. Два года назад в Воронеже проходил первый инвестиционный форум, который собрал много креативно мыслящих бизнесменов. Где, в числе прочего, говорилось и о Костенках. О необходимости создания там туристического комплекса – гостиницы, охраняемой стоянки, благоустроенной прилегающей территории, кафе, развлекательного центра, пункта сотовой связи, точек торговли продуктовыми товарами и местной сувенирной продукцией. Поскольку в Костенках расположена горнолыжная база, оборудованная подъемниками, то предлагалось дополнительно построить и туристическую базу с благоприятными условиями для развития физической культуры и спорта, организацией мест активного отдыха и экскурсионной деятельности. Отмечалось, что реализация проекта поднимет на новый качественный уровень культурно-познавательный туризм в Воронежской области, сделает его международным. Называли и дополнительные долгосрочные факторы инвестиционной привлекательности проекта: выгодное географическое положение (35 км от областного центра г. Воронеж); наличие транспортных магистралей Воронеж – Курск, Воронеж – Миллерово; благоприятные климатические условия; живописные места по побережью реки Дон, высокий удельный вес трудоспособного населения. Но, судя по всему, материалы инвестиционного форума оказались в областном управлении культуры невостребованными. К великому сожалению, сенсационные находки в Костенках остаются доступными для обозрения лишь ученым да малому количеству воронежских школьников, которых изредка привозят сюда на экскурсионных автобусах, а для тысяч российских и зарубежных туристов существуют лишь в виртуальном пространстве. При имеющейся убогой местной инфраструктуре появление в Костенках массовых туристических потоков – это что-то из области фантастики.

 

Новое поколение выбирает Костенки

То, что знаменитый археологический памятник в Костенках достоин лучшей участи, понятно не только маститым ученым, его судьба не безразлична и многим представителям молодого поколения воронежцев – и это радует. Например, нынешний выпускник воронежского художественного училища Александр Афанасьев именно Костенки выбрал темой своей дипломной работы (руководитель – преподаватель худ. училища Ирина Гончарова) – причем, сделал это сам, без чьих-либо подсказок, по велению души. «Меня с детства влекла к себе археология, – говорит Саша, – все, что связано с историей человечества мне всегда было безумно интересно. И Костенки всегда в моих увлечениях стояли особняком. Одно дело, когда ты про раскопки можешь только прочитать, а доехать в какую-нибудь точку мира не представляется возможным. Другое дело, когда у тебя такое сокровище под боком, только руку протяни».

Будучи студентом, Афанасьев несколько раз бывал в Костенках, его тоже не оставила равнодушным печальное существование знаменитого памятника палеолита. Поэтому, когда возник вопрос о выборе темы для дипломной работы, сомнений не возникало – конечно же новый туристический комплекс в Костенках. «Старое здание музея себя исчерпало, – делится своими соображениями молодой дизайнер, – принцип подачи экспонатов и форма экспозиций безнадежно устарели. Более того, нынешнее здание является помехой в изучении захоронении и с технической точки зрения. Ведь оно стоит на фундаменте, который ограничивает возможности раскопок и не дает возможности их расширять. Именно поэтому в моем проекте новое здание музея стоит на сваях, чтобы его конструкция не мешала работе археологов».

На макете здание будущего музея Афанасьев выполнил в виде спирали (спираль – символ времени), чтобы посетители смогли знакомиться с археологическими сокровищами поступательно, постепенно добираясь до главного экспоната – музеефицированной стоянки наших древних пращуров. Продумана была Александром и сопутствующая инфраструктура комплекса. Проект молодого дизайнера оказался единственным в своем роде, до него тему костенковского туристического будущего никто так детально не разрабатывал. Работу Афанасьева высоко оценили специалисты самого высокого уровня, приходили смотреть на макет и из областного управления культуры. Вроде, даже начальник этого ведомства приезжал, но мнение Ивана Дмитриевича относительно афанасьевского творения пока неизвестно.

Ныне в воронежской области время перемен. Губернатор Гордеев сразу дал понять, что с его приходом местные власти перестанут относиться к культуре по остаточному принципу. И это дает надежду на то, что уникальная сокровищница человеческого прошлого в Костенках обретет свое достойное будущее.

Олег Котин 

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий