Россия, Воронеж, Академия!

0

Студенческий хор «Академия», представляющий Воронежскую академию искусств, был тепло принят публикой и получил два золотых диплома на Международном конкурсе в австрийском городе Линце.

IMG_0096-

«Россия, Воронеж, Академия» – это сочетание слов не раз сопровождалось овациями в концертных залах Европы во время награждения победителей на международных конкурсах. Руководит камерным хором заслуженный артист России, профессор Ольга Николаенко. Вместе с ней «Академия» неоднократно подтверждала свой высокий творческий статус, отстаивая ценности и приоритеты русской музыкальной культуры в Европе. Каждый раз готовилась специальная программа с «обязательными» произведениями композиторов той страны, где проводился конкурс. В Венгрии, Италии и Чехии это были сочинения современных авторов, в Австрии же необходимо было исполнение австро-германской музыки XIX века. В произвольную часть программы Ольга Николаенко непременно включала и сочинения воронежских композиторов: Михаила Носырева, Михаила Цайгера, Владислава Девуцкого, Александра Мозалевского.

Профессиональное и воспитательное значение конкурсных испытаний трудно переоценить. Они дают участникам возможность соотнести собственные силы и достижения с мировым уровнем, расширить свой музыкальный кругозор, познакомиться с иными вокально-хоровыми школами, новыми, необычными трактовками хоровой классики. Конкурсы и фестивали объективно выявляют сильные и слабые стороны музыканта.

В нынешнем году наш хор был допущен к участию в IV международном хоровом конкурсе и фестивале имени Антона Брукнера, который проходил с 29 мая по 2 июня 2013 года. Место действия – австрийский город Линц – уютно расположился в верховьях Дуная. С этим местом связаны имя и судьба выдающегося композитора романтической эпохи Антона Брукнера. Конкурс его имени – один из самых престижных и уважаемых в мире. Среди участников и коллективы из России: Камерный хор Российской академии музыки имени Гнесиных и наша «Академия».

В двух номинациях – «Камерные хоры» (дирижер Ольга Николаенко) и «Духовная музыка» (дирижер Олег Девуцкий) – «Академия» получила золотые дипломы, а названные дирижеры –международные квалификационные сертификаты, дающие право участия во всех мероприятиях хорового общества Interkultur без предварительного отбора. Наше исполнение заставило удивляться и сдержанных австрийцев, и холодноватых шведов, и пылких итальянцев. Обе программы были достаточно сложными в техническом отношении, но главное – насыщенными разнообразными эмоциональными движениями, тонкими, почти театральными красками. Русский Брукнер нес в себе нежность и пылкость, внутренний нерв и напряженное вслушивание в прихотливый узор сложной гармонии.

Одно из выступлений проходило в главном Соборе монастыря святого Флориана, в уникальном зале с тремя органами. Когда-то здесь служил в качестве органиста Антон Брукнер. И здесь же, под основным органом, он и захоронен.

Кульминацией выступлений стали интерпретации сочинений Рахманинова и Архангельского, показавшие во всей мере истовость и энергетическую мощь русского исполнения. Необходимо сказать, что в хоре был один приглашенный участник – солист Воронежского театра оперы и балета Алексей Иванов. Его патетические соло в духовном концерте Архангельского стали, пожалуй, едва ли не самым ярким звуковым событием фестиваля и конкурса.

Ольга Судакова, профессор кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных: «Исполнительская форма, в которой сейчас находится хор, поражает. Ему по силам весьма сложные сочинения классической и современной музыки. То, что коллектив выступил наравне с гнесинцами и даже ярче их в эмоциональном плане, стало для меня неожиданностью, так как гнесинский ансамбль (14 человек) был специально отобран из лучших студентов нашего факультета, среди которых многие с абсолютным слухом».

Среди пяти лучших коллективов хор «Академия» был приглашен выступить на заключительном концерте в грандиозной постановке оратории «Te Deum» Антона Брукнера, осуществленной Международным коллективом под управлением венгерского дирижера Габора Холлерунга. Он тоже отметил высокий уровень подготовки «Академии» и разместил наших девушек в самом центре огромного стапятидесятиголосного хора. Творческое сотрудничество с таким выдающимся музыкантом как Габор Холлерунг, на выступлении которого все произведения встречались оглушительными овациями, стало для певцов подлинной школой исполнительского мастерства.

Ольга Николаенко, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования ВГАИ:

«Желание принимать участие в таких конкурсах продиктовано несколькими целями и задачами, которые возникают у многих руководителей студенческой молодежи. Хочется показать весь свет, дать почувствовать себя частью всемирного музыкального процесса. Роскошные акустические залы, где выступают признанные звезды, дух соревнования, познание вокального и артистического мастерства, стиля других хоров, ознакомление с новым репертуаром, сценическими аксессуарами. Наши поездки были очень интересными творчески, но часто трудными в физическом плане. В начале июня в Центральной Европе была холодная и дождливая погода – а ведь выезжали мы из Воронежа в тридцатиградусную жару. Однако творческий пыл и целеустремленность сглаживали неблагоприятный погодный фон – и пели мы гораздо более чувственно, чем большая часть коллективов. Правда, наша экспрессия, как и драматургическая насыщенность произведений, для европейцев могла показаться чрезмерной. Но хоровое искусство в нашем понимании – это не только красивые песенные мелодии, но и событийность, напряженное повествование о сложных, нередко трагических моментах жизни».

Репертуар многих коллективов действительно отличался преобладанием созерцательных или юмористических образов. Складывалось впечатление, что при всем своем техническом совершенстве исполнители не хотят тревожить души слушателей. Американцы, австрийцы, шведы пели искренно и естественно. Но даже в величественных готических храмах они предпочитали исполнять легкие фольклорные аранжировки. В этом видится проявление современных европейских тенденций: «не страдать ни секунды!».
Олег Девуцкий, доцент ВГАИ, кандидат искусствоведения:

«Участие в конкурсе принесло нам ощущение своего места в музыкальном сообществе. Мы не отстаем, а где-то оказываемся и впереди. Нам повезло услышать и суровое аскетичное пение исландцев, и раскрепощенное исполнение спиричуэлс американцами. Мы почувствовали, как звучит хоровая музыка в огромных готических соборах и специально акустически рассчитанных современных залах.

Ходить по улицам Гайдна и Моцарта, Шуберта и Малера, лицезреть другие страны и города –счастье. И дело даже не в том, что это красивей родного Воронежа. Непременное условие жизни культурного человека – возможность соприкасаться с новым, неожиданным, эстетически значимым. Европейские города хранят все явные и неявные признаки мировой Истории. Люди искусства особенно чутки к судьбам других людей, а тем более к истории государств, традиций, верований, культур. В этом смысле наша поездка дала нам огромный заряд».

Выезд хора в Австрию был материально поддержан благотворительным фондом при содействии губернатора Алексея Гордеева. До этих пор педагоги и студенты субсидировали участие в международных конкурсах. в основном, из своих собственных средств.

Высокое искусство, безусловно, нуждается в финансовой помощи. Конечно, Бах, Моцарт, Модильяни жили скромно, но ведь мировая значимость и слава пришли к ним отнюдь не при жизни. Оперные постановки Антонио Сальери – соперника Моцарта – например, были значительно более пышными, разучивались более тщательно и, соответственно, имели шумный успех у публики. Георг Гендель – счастливый современник Баха – мог пользоваться лучшими оперными, оркестровыми, хоровыми силами Европы. Гениальные же «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха могли прозвучать лишь в скромном исполнении небольшого общинного хора города Лейпцига.

Хоровое искусство является неотъемлемым достоянием города. Концерты, которые уже несколько лет проводятся, по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, в Кафедральном Благовещенском соборе, недавнее исполнение там же «Всенощного бдения» Рахманинова, крупные филармонические премьеры ставят насущную для города задачу создания профессиональной хоровой капеллы. И тогда слова «Россия – Воронеж – Хор» будут иметь высокое значение на мировых сценах.

Натэлла Казарян

Об авторе

Оставить комментарий