О сопричастности. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий про сущность всего чудесного | «Время культуры»

О сопричастности. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий про сущность всего чудесного

0

– Владыка, давайте поговорим о чудесах. Христианские источники рассказывают нам о самых разных чудесах, с которыми сталкивался человек в ветхозаветные и евангельские времена.Существуют ли они сегодня?

– Самое известное и значимое сегодня чудо в жизни христианина – это Евхаристия, то есть причащение.Однако и чудо Благодатного Огня – это очень большое событие. Оно показывает,что не прерывается связь с Богом, что господь видимым образом проявляет свою заботу о человеке, Земле и всем, что наполняетЗемлю. И это дает нам великий стимул осмысления жизни.

DSC_5272

Что касается нас, то это радость духовная, когда мы частицу этого огня привозим в Воронеж, потом приносим в свои дома, и это дает чувство сопричастности чему-то большему, чем ты сам. Ведь человек не всегда живет святой жизнью. Наступают моменты охлаждения, привычки, усталости. Человек привыкает ко всему. Но можно и нужно в себе развивать огонь веры и любви к Богу. И если у нас есть вот такой чудесный огонек, привезенный из Иерусалима, то мы должны естественным образом настраиваться на добрые стороны нашей жизни.

– Вроде такая «напоминалка»?

– Напоминалка, да, самая настоящая напоминалка, которая должна все время заставлять нас подтягивать самих себя к идеалу. Конечно, если у вас есть такая святыня в доме, вам легче иметь направленность ума на что-то доброе, хорошее и созидательное.

– Есть такой опыт: школьников одних оставляют в классе и они начинают шуметь и хулиганить, и в этот момент голосом директора дается объявление по школе. И дети успокаиваются…

– Все так. Классик очень хорошо отразил это в «Мертвых душах», что вот если фуражка полицмейстера поедет с крестьянами, то одно присутствие фуражки способствует тому, что люди станут вести себя послушно, нравственно и не будут позволять себе излишеств…

– Благодатность – как неоставленность кем-то, неодинокость… Может ли чудо Благодатного Огня и неверующего человека подвести к переживанию того, что он не одинок в мире?

– Чувство одиночества, когда мы остаемся один на один с собой, – это же, в общем-то, страшное чувство. И оно делает нас слабыми. Какой бы человек ни был сильный в своих проявлениях к другим людям (когда у него жизнь напоказ идет), оставшись один, может быть самым беззащитным и слабым. Потому что часто недостаточно собственных сил – духовных сил – чтобы справиться с наплывом информационного потока, с трудностями жизни… В такой ситуации очень важно иметь какую-то поддержку, опору. Есть люди, которые вспоминают что-то важное для себя: светлую любовь или какие хорошие у них были родители…Они погружаются в образ матери, в образ отца и черпают оттуда источник силы и поддержки.

– Ресурс какой-то?

– Да, ресурс для духовной опоры. А если человек верующий – он вспоминает о Боге. Он чувствует, что не одинок, потому что Бог-то промышляет, и Бог-то огонек послал как видимый знак своего присутствия, что ты человек не забытый перед Богом. А Бог – это очень мощная энергетика для человека…

– Можно ли сказать, что неверующий человек, не имеющий такой опоры, пытается искать какую-то замену? Требует, например, поддержки от государства, от окружающих?

– Вопрос отношения к государству – очень важный. Но тут нужно понимать, что именно от нравственного состояния человека и зависят его требования к государству. Если человек безнравственный и бездуховный, с низкой самооценкой, у него потребительская психология, ему все должны. Он не делает ничего позитивного для государства, но все время от него чего-то требует. Или от своих соседей: все ему должны, а он не должен никому. Это отношение потребительское, оно недопустимо в принципе в жизни человека. А если человек верующий, духовно стойкий и имеющий нравственные основы в своем сердце – он находит в трудной ситуации собственный ресурс, чтобы выйти из этой ситуации. Ему стыдно требовать от государства и от людей. Он, наоборот, будет искать – кому помочь, с кем поделиться…

Если говорить в целом, то можно привести такой пример. Есть люди энергетически сильные. Пообщаешься с таким – и получишь такую подпитку, что уходишь, став сильнее. Дело не в физической силе – он может быть немощным. И не в уме, не в интеллекте. Часто бывает, что этот человек и не разбирается в тех«умных» вопросах, в которых живут те, кто к нему пришел. Он является источником такой духовной силы, что сразу найдутся ответы на все твои вопросы. И Бог как главный источник любви и духовной силы в этом отношении тем более незаменим. Не Богу нужно общение с нами, а нам нужна постоянная подпитка от Бога. Энергетическая связь, чувство сопричастности, которые дают нам внутреннюю силу.

 

О сущности чудесного

– Так почему в таком случае чудеса так редки? Почему Бог не дает постоянно и каждому свидетельства своего присутствия в его жизни?

– Чудо должно быть и есть в жизни православного христианина, но только нужно понимать, что такое чудо. В послании святых апостолов сказано: «В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху». То есть, если в душе ад, то наши злые художества приводят к тому, что там нет места свету. И вот тогда благодать божия туда не входит, и никакого чуда не будет.

000012

В Евангелии условия для чуда абсолютно ясно прописаны. КогдаХристос спускался с горы Фаворской, отец привел к нему своего бесноватого сына. Он с ним измучился – тот и в огонь бросался, и в воду бросался, чтобы покончить с собой. Сначала апостолы пытались помочь ему, но ничего не вышло. Отец привел его ко Христу, и Христос, обращаясь к отцу, спрашивает: «А ты веруешь, что я могу это сделать?» И тот отвечает: «Верую, помоги моему неверию!» То есть, общение с апостолами вызвало у него сомнение, а для чуда нужно условия создать: безотносительно человека чуда не бывает. И первое условие – это вера, готовность принять чудо и измениться. Здесь очень важен духовный настрой человека: если он внутренне готов принять исцеляющую благодать божию – то тогда чудо будет.

– Но это мы говорим о чуде исцеления. А бывают еще какие-то чудеса?

– Одно из главных чудес для каждого из нас – это чудо изменения жизни. Здесь тоже нужно поработать над собой, чтобы понять, что часто мы сами становимся причиной того бедственного положения, в которое мы попадаем.И тогда, поработав над собой, очистив свои помыслы, мы обращаемся к Богу, и тот посылает людей или делает что-то еще, чтобы нам помочь. Как правило, чудо совершается именно через людей, которых посылает Бог. Я несколько раз испытывал, что незнакомый тебе человек приходит и протягивает руку помощи. И он выполнил эту миссию и ушел – ему от тебя абсолютно ничего не нужно.

– В наше время мы больше слышим о чудесах с «другой стороны» – колдовстве, магии, спиритизме и так далее…

– Если речь идет о «темных» чудесах, то тут тоже многое зависит от человека. Человеку нужно быть расслабленным, чтобы злая сила могла в него войти. Вот пришла девушка к какой-то бабушке-колдунье. Говорит – хочу, чтобы муж не гулял, или чтобы молодой человек был со мной – и та начинает свои наговоры. Случится что-то или нет, зависит от отношения человека. Для положительного чуда нужна душевная работа. Для отрицательного – нет. И если вы духовно сконцентрированный человек и живете в Боге – наговор на вас не подействует. А если вы живете хаотично, и ничего святого у вас в помышлениях нет, помимо вашей воли в вас входит Дьявол, порабощает человека. Сопротивлений никаких нет, жизнь ломается, человек начинает мучиться, как освободиться. Умом-то он понимает, что это ненормально, а сделать с собой ничего не может.

Или ситуация с болезнями. Как правило, если даже колдун или экстрасенс поначалу облегчают состояние человека, то потом последнему становится еще хуже. Потому что большинство колдунов и экстрасенсов не обладают какой-то реальной силой, а просто открывают путь к душе человека ангелу зла.

– Все, что мы говорим, касается понимания чуда как маловероятного события. Больной человек может исцелиться, ушедший муж может вернуться. Все это возможно,хотя и маловероятно. Но в случае с Благодатным Огнем мы имеем дело спринципиально иным чудом. С чудом как нарушением физических законов. Огонь, нисходящий с неба, пламя, которое не обжигает… Библия приводит нам массу примеров именно таких чудес. Моисей заставляет морские воды расступиться, Христос воскрешает Лазаря… Возможно ли такое в наши дни?

– Христос нам говорит, что все возможно верующему. Скажешь горе – перейди отсюда туда – она перейдет. И это реальность. Но какова наша духовная сила, какова наша вера, и какова целесообразность того чудесного действия, которое делается? Если брать Моисея, то за ним был народ-богоносец,носитель закона и истины. И поэтому ему создавались специальные условия, чтобы он мог выжить и сохранить веру. Поэтому ему постоянно напоминалось,что Бог истинный и его нужно слушать. Все эти чудеса, которые там творились – и перепела, и манна, и вода из скалы – это все для того, чтобы истина была донесена путем таких вот чудес.
Времена после воскресения Христа тоже были «обильные чудесами». Это было нужно, чтобы и проповедь была успешной, и люди как-то обратили на это внимание.

Но сейчас мы живем в такие времена, когда самые очевидные вещи отвергаются. Мы живем во времена апостасии – бездуховности…

– Но именно поэтому, может, стоило бы народу увидеть что-то совершенно невозможное, чтобы утвердиться в вере? Сейчас ведь времена Фомы неверующего, который, пока не вложит персты в раны Его, не уверует. Может, зримый ангел с огненным мечом на площади Ленина был бы сейчас как раз вовремя?

– А чем вам Благодатный огонь не чудо? И, тем не менее, это не решает проблемы неверия и бездуховности. Мы так привыкли к практике греховного мировосприятия, что говорим: а вот пускай Он чудо сотворит, тогда я изменю свою жизнь, а так не буду менять… Но мы все равно не изменим ее, ибо не готовы, не верим, не чувствуем благодатного присутствия. Вот смотрите: человек тяжело болен. Любое светило медицинское говорит ему – вы должны изменить свою жизнь. Вы находитесь в таком состоянии, что продолжение той практики жизни, которую вы ведете, приведет вас к смерти. Вы должны перестать курить, выпивать, начать питаться правильно, спортом заниматься… Действуют ли на него слова врача? Нет. Наоборот, начинает рассказывать и хвалиться перед соседями – а я, оказывается, такой больной! И даже перед самым концом говорит – ну дай мне хоть умереть нормально, поесть, погулять…

 

О чуде и духовности

– То есть само по себе присутствие чуда не делает человека более духовным?

– Ни в коем случае. Мы не должны забывать классический пример из жизни Христа. Двенадцать апостолов, и среди них – Иуда Искариот, который и предал Его. Но ведь Иуда не только является свидетелем тех чудес, что совершилХристос, его проповеди живой, но и наряду с другими апостолами сам был посылаем на проповедь.

Возвращаясь, с радостью они говорили, как сами исцеляли людей, и что «даже бесы повинуются». Они почувствовали такую силу, что просили у Христа разрешения, подобно Илии огонь низвести на грешников и истребить их селение. Но Христос им сказал: «Я пришел не губить, а исцелять человека». И этот же Иуда, который был не только свидетелем сотворения чудес, но и сам творил их – как он мог в конце концов предать Его?! Ведь он был до конца со Христом. Тайную вечерюХристос совершил в присутствии Иуды. И причастил его, Иуду. И сказано, что вместе с этим поданным куском хлеба, который сказал Христос, что «это тело мое», вошел в него Сатана. Это страшная вещь: с телом Христовым вошел в него Сатана! А почему? Потому что он уже не принимал Христа внутренне. Тело Христово не освятило его жизни, но, наоборот, уверило его, что это все обман. Это все не то, это все ложь, это все не так должно было быть.

Но посмотрите, что дальше происходит? Еще до распятия Христа он раскаялся, и пришел к старцам иудейским, и сказал, что предал кровь невинного человека. Они ему сказали – а нам что до этого? Он сказал – вот, возьмите деньги. Они сказали – нет, не возьмем. Вот вам деньги – бросил. То есть чувство раскаяния у него было, но не было покаяния преображающего. Вот о чем мы с вами говорили, вот этот пример отчаяния, пример одиночества, который его смутил. Ведь грех предательства Петра апостола был ничуть не меньше, чем Иуды (когда Петр отрекся от Христа). Но Петр – он искренне раскаялся, к покаянию пришел, слезы полились. А Иуда – он «юридически» осознал, а душу это осознание не тронуло. И от этой безысходности он пошел и удавился. Потому что вот это чувство богооставленности – он не смог сам справиться с этим, а измениться не хотел. Потому что если бы он захотел бы измениться – все было бы нормально, и не было бы с ним такого вот горя, абсолютно. И я думаю, что он был бы восстановлен в числе апостолов. Это пример,который нам очень и очень поучителен. Можно быть вместе с Богом, оказывается, но быть далеко от него.

Если мы живем без Бога – не вини в этом Его, вини себя. А если мы не чувствуем Его присутствия, не чувствуем помощь, если мы отгоняем Бога от себя, то мы находим Его не в себе. То есть духовность она – не от ума,а от сердца, от чувства сопричастности.

– Может быть, сейчас просто время такое? Может быть, духовность – просто устаревшее понятие?

– Вопрос духовности – это вопрос выживания человека. Духовность нужна, потому что иначе мы обращаемся даже не к языческим временам, а просто к скотоподобию самому настоящему. Кроме физиологии, в нас уже ничего не остается. Все это начинается с взаимоотношений молодых людей, когда нет уже такого вот ореола невинности, непорочности, нежности – у девушки, или образа мужественного защитника, борца за правду – у юноши. Им предлагается просто образ самца и самки. И все, и больше ничего нет. Больше за этим ничего не стоит. Какие чувства? Все просто…

– А может бытьнегативная духовность? Например, человек все очень глубоко осмыслил, все читал, но при этом эгоист и циник?

– Это не духовность. Это абсолютно не духовность. Можно ходить по райскому саду и искать какие-то ядовитые кусты. И наслаждаться этим ядом. Еще Иоанн Златоуст говорил, что христианин должен уподобиться пчеле, которая летает по различным цветам, и по хорошим, и по ядовитым – а собирает только нектар. Асейчас есть люди, которые летают по цветкам, а собирают лишь яд. Они не видят доброго и хорошего, а видят только плохое. Это уже отравленное чувство.

Нужно помнить, что человек – не только физическое существо. Он еще и духовное существо. И вот эта духовность в человеке, если она светлая и хорошая, это одно. Если она негативная – она уже идет на службу дьяволу. И здесь стоит вспомнить про Антихриста, который будет и творить чудеса такие же, но которому нужны будут люди с абсолютно перевернутым сознанием.

Игорь Романов
Фото Алексей Астрединов

Об авторе

Оставить комментарий