«Православной Руси» – двадцать лет

0

Хор «Православная Русь» – не менее знаменитая яркая визитная карточка Воронежа, чем «Воронежские девчата». Противопоставление здесь не случайно, ведь оба хора построены по гендерному принципу: если в первом поют исключительно мужчины, то во втором – женщины. Однако создательница и бессменный художественный руководитель хора «Православная Русь» – женщина, Татьяна Ижогина.

 

Укрощение строптивых

Из-за закрытых дверей слышна родная и знакомая с детства «Ах, ты степь, широкая». Репетиция хора «Православная Русь» идет уже час, я опоздала, и теперь жду, что эти важные мужчины, затянутые в черные фраки, испепелят нерадивую журналистку гневными взглядами. Но опасения не оправдываются, вскоре я понимаю, что государственный мужской хор – не просто застывшие в монументальных позах басы и баритоны, а живые люди, не лишенные чувства юмора.

– Приглашаем вас с нами в Острогожск, в воскресенье. С вами – одни мужчины, двадцать человек! – шутливо рекламирует предстоящие гастроли один из «заводил» хора, когда я, воспользовавшись паузой, все-таки пробираюсь в зал.

Репетиция идет отнюдь не чинно, с шутками и прибаутками. Она даже напоминает занятия в музыкальной школе, только в роли преподавателя – Татьяна Ижогина, а ученики – взрослые мужчины, все до одного поющие в православных храмах Воронежа.

Сама Татьяна Михайловна работает за троих: не только дирижирует, но и помогает петь сопрано, и играет на рояле. Она, кажется, движима музыкой, экспрессивно жестикулирует, раскачивается в такт – словно танцует. Безусловно, своим обаянием и добротой эта женщина способна укротить любой, даже самый упрямый мужской характер.

Вот репетиция подошла к концу. Мужчины расходятся, чтобы встретиться в воскресенье перед поездкой в Острогожск, а на смену к ним к Татьяне Михайловне приходят ребятишки из школы юных дирижеров.
– Идея создать школу юных дирижеров у меня созрела давно. Я собирала хоры мальчиков и мужские хоры. В итоге получилось 120 мальчиков и 40 мужчин, – вспоминает Татьяна Ижогина. – С 2003 года мы начали репетировать, а потом на открытых площадках и в филармонии устраивали концерты. Хор назывался «Молодая Россия». А два года назад я поговорила с нашим начальником областного управления культуры Иваном Образцовым – рассказала, что нашему хору необходимо иметь собственную дирижерскую школу. Он поддержал. Вот я и создала в прошлом году. Назвала ее «Школа юных дирижеров». Наши ребята не только поют, но и учатся дирижировать. Сейчас идет дополнительный набор. У нас было 22 мальчика, сейчас осталось 20. Принимать новых ребят будем в мае-месяце.

 

Реанимация традиции

В России до 19 века петь в хоре право имели только мужчины. Женщинам, понятное дело, никто рот кляпом не затыкал, но по негласной традиции петь им рекомендовалось в светлицах да на завалинках. И желательно за какой-нибудь домашней работой – например, вышиванием крестиком. Но кто же, в существовавших тогда хорах, вытягивал высокие ноты? Правильно, мальчики – альты и дисканты. Традиции мужского хорового пения сохранились до сих пор в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской лаврах, в Валаамском и Соловецком монастырях, Оптиной пустыни.

– Знаменитый хор Федора Иванова в Москве на рубеже 19-20 веков имел в своем составе 200 мальчишек, – рассказывает Татьяна Ижогина. – Когда наш знаменитый синодальный хор выезжал на трехмесячные гастроли в Западную Европу в 1911 году, эти мальчики три месяца пели в главных соборах Москвы. Где еще остались такие хоры? В Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде. Хоры мальчиков в наше время – большая редкость. А мы, в свою очередь, традицию мужского хорового пения решили продолжить в Воронеже. Кстати, и у нас был знаменитый мужской хор, исполнявший духовные песни – это архиерейский хор священника Тимофея Кричевского, в составе которого было 22 баса, 18 теноров и 45 мальчиков. Он был настолько знаменит, что послушать его в Воронеж специально приезжали люди со всей страны.

Созданный Татьяной Ижогиной в 1990 году (официально – с 1992 года) хор «Православная Русь», изначально исполнявший лишь древнерусские духовные песни, исключительно мужской. Формальным поводом для создания хора послужила 1000-летняя дата крещения Руси, которую наша тогда еще социалистическая страна отметила в 1988 году. А поскольку праздник был не только церковный, но и государственный, то существовать хору с православным названием не только сам Бог велел, но и коммунистическая партия распорядилась. Вот такое ироническое совпадение.

– С того момента для нас открылась возможность петь древнюю музыку – то, о чем я мечтала всю жизнь, – признается Татьяна Михайловна. – Я собрала людей, предложила им петь такую музыку, все откликнулись. Для нас это было как живой родник. Вначале мы пели в основном только духовную музыку – древние распевы, а в последние лет десять в нашем репертуаре русская духовная и светская музыка представлены равноценно. Это и оригинальные сочинения, и народные песни. С 1990 года мы начали называться «Православная Русь». Таким образом, этой осенью нам исполняется 20 лет.

 

Наследница голубых кровей

Не было журналиста, который еще не спрашивал Татьяну Ижогину о ее благородном происхождении. Я не стала исключением. По отцовской линии она – наследница дворянских родов Зубовых и Закревских, из которых вышли правоведы, судьи, военачальники. Был среди них и генерал-губернатор Москвы Арсений Закревский.
Маленькая Таня родилась в семье священника, Михаила Яковлевича Луцкевича, образованнейшего человека, в свое время закончившего теологический факультет Варшавского университета. Долгое время он был настоятелем Ильинского Свято-Михайловского храма, что в Острогожске. Кроме Тани, в православной семье было три дочери и два сына.

– Я воспитывалась в церкви, хотя у меня было обычное советское детство. Мы жили по церковному календарю, но ходили в общеобразовательную школу – как и положено советским детям, – вспоминает Ижогина. – И даже были пионерскими и комсомольскими активистами.

С детства отцу стало понятно: дочка Таня – человек творческий. Ибо, в отличие от своих ровесниц и сестер, вышивать гладью да крестиком девочка не любила. И с полным сознанием своего будущего предназначения заявила родителям: «Мне нужно фортепиано. Хочу играть и петь».

– Купили пианино, стали обучать не только меня, но и других, – рассказывает дирижер. – И так прошло все детство: музыкальная школа, потом музыкальное училище, институт искусств, хоровая практика.
В институте искусств Татьяна Михайловна познакомилась с будущим мужем, выпускником Гнесинского училища Вадимом Борисовичем Ижогиным, доцентом кафедры хорового дирижирования, художественным руководителем Народной академической капеллы профсоюзов. Туда Татьяна пришла хормейстером на первую в своей жизни хоровую практику. А после смерти мужа, в 1993 году она стала художественным руководителем этого старейшего воронежского коллектива.

Кроме хора «Православная Русь» и «Школы юного дирижера», Татьяне Ижогиной принадлежит создание православного хора Воронежской духовной семинарии, женского ансамбля «Славянка», юношеского хора Покровского собора.

 

Как воронежский хор чуть не стал леонским

Воскресенье. Во дворе воронежской филармонии стоит старенький «пазик». Бережно неся в руках отутюженные и завернутые в чехлы концертные фраки, в автобус усаживаются мужчины – опытные певцы, звезды воронежского оперного небосклона и совсем юные студенты института искусств.

– Сложно ли быть единственной женщиной в мужском коллективе? Наше общение строится не по принципу «мужчина-женщина», а по принципу «певец-дирижер», «профессионал-непрофессионал», – поясняет особенности своей работы Татьяна Ижогина. – Все мужчины, поющие в нашем хоре, имеют профессиональное музыкальное образование – или дирижерско-хоровое, или вокальное. Часть наших певцов – артисты Театра оперы и балета, есть еще и студенты Академии искусств, а также работники филармонии, церковные певцы, преподаватели музыкальных школ.

Мужчин, поющих в хоре «Православная Русь» со времени его основания, не так много. Один из них – баритон Александр Кравченко. Как и большинству музыкантов и певцов, Александру Павловичу приходится «крутиться» сразу на нескольких работах: петь в храме Ксении Петербуржской, в хоре Татьяны Ижогиной, учить детишек игре на фортепиано в музыкальной школе. Еще один старожил «Православной Руси», поющий здесь со времен основания, – солист Воронежского Театра оперы и балета Александр Назаров.

– Хор изначально пел духовные песнопения, и я здесь ради них. Все остальное меня интересует меньше, – неожиданно признается Назаров. – Я бы хотел петь только духовные композиции, потому что они – высочайшие сочинения русского православного музыкального духа.

Поездки по Воронежской области у хора случаются довольно часто. С гастролями по Европе дело обстоит сложнее. В последний раз за границей «Православная Русь» была в 2007 году. Испания воронежский хор приняла восторженно, воспоминания об этом – как миф о золотом времени, постепенно стирающийся из памяти.

– Когда-то мы ездили в Европу 2-3 раза в год – бывали в Испании, Германии. Причем в Испании нас полюбили более всего, – говорит Татьяна Ижогина. – В городе Леоне (это наш побратим по Воронежскому университету) нас принимал мэр, сказавший в передаче местного телевидения так: «Мы рады приветствовать у себя наш леонский хор «Православная Русь».

В Испании хор «Православная Русь» выступал в католическом храме. Испанцы не страдают комплексами по этому поводу: толерантность, знаете ли. Поэтому не удивительно, что в европейских соборах часто выступают светские симфонические оркестры. В то же время трудно представить, что в православных церквях может запеть хор католиков…

Именно в Испании Татьяне Ижогиной поступило заманчивое предложение: поработать в двух испанских консерваториях, одна из которых – знаменитая Севильская. Но она не согласилась. И сейчас вспоминает об этом лестном предложении, как об искушении.

– За два года до этого умер муж. Тогда моему сыну Илье было 15 лет, он еще учился, я не могла его взять с собой. А бросить ребенка ради карьеры я не в состоянии. Поэтому ни о чем не жалею.

– Западный слушатель воспринимает нас очень хорошо, – говорит Александр Назаров. – Славянские голоса – это лучшие голоса в мире. Поэтому, когда наш хор, и другие русские артисты выезжают за рубеж – это всегда событие. То есть, у них «большие голоса» – редкость.

Сейчас найти спонсоров, которые помогли бы организовать для воронежского хора заграничные гастроли, практически невозможно. А самостоятельные гастрольные поездки артисты с копеечной зарплатой (в четыре тысячи рублей) позволить себе не могут.

– Конечно, наши люди просто вынуждены работать сразу в нескольких местах. Вчера открываю газету, читаю интервью с Цискаридзе, который рассказал, что получает пенсию – 9 тысяч в месяц. И это звезда с мировым именем! – возмущается Татьяна Михайловна.

– Как правило, труд музыкантов и певцов сейчас оплачивается плохо: согласитесь, зарплата профессионального музыканта в четыре тысячи рублей – это просто смешно, – говорит певец Олег Скляров. – Поэтому приходится крутиться сразу на нескольких работах – особенно, если ты глава семьи.

 

Особенности воронежской публики

Наконец, измученный воронежскими ухабами автобус добирается до Острогожска. Концерт «Православной Руси» анонсировался здесь заранее: на дверях местного историко-культурного музея имени Крамского висит объявление о предстоящем концерте. Петь «Православная Русь» будет в картинной галерее, среди полотен-подлинников Поленова, Айвазовского, Куинджи, Репина, Маковского. Но сначала святое – небольшая репетиция, благодаря которой певцы могут распеться и «попробовать аудиторию». Зал наполняется пасхальными песнопениями («Воскресение Христово», «Хвалите имя господне», «Заступнице усердная»), а также «Вечерним звоном», «Степью широкой» и народными песнями о войне. В нескольких произведениях солируют молодые певцы, среди которых –Илья Ижогин. «Сын полка» – так в шутку называет его мама, Татьяна Михайловна.

– Он фактически воспитывался в моем хоре, – поясняет она. – Будучи подростком, сын ездил с нами на гастроли. Сейчас Илья – главный регент Митрополичьего хора Благовещенского собора.

На часовой концерт воронежского хора жители Острогожска приходят, чуть ли не за полчаса, под завязку заполняя один из картинных залов. Ветераны и пенсионеры занимают первые ряды, а местный батюшка скромно присаживается вместе с матушкой на последнем. Перед началом каждой песни Татьяна Ижогина рассказывает о ее предыстории и смысле, так что слушатели вместе с эстетическим наслаждением получают полезную пилюлю знаний. Выступление не оставляет равнодушным никого, и после концерта Татьяну Михайловну заваливают цветами.

Артисты довольны, и неожиданно (как всегда, «не для печати») проговариваются, что выступать перед такой аудиторией куда как приятнее, чем перед некоторыми представителями воронежской «элиты». Поскольку нет ничего обиднее, чем исполнять духовные и народные песни на «корпоративах», перед жующей публикой. К слову сказать, эта странная традиция – слушать народные песни с котлетой во рту – до сих пор процветает почти во всех районах Воронежской области. Так принято.

– Сейчас, к сожалению, все заполонила попса, – с сожалением говорит Александр Назаров. – Классическая музыка, безусловно, сложней для понимания, до нее надо дорасти. Но некоторые люди даже бравируют тем, что не любят классическую музыку, хотя на самом деле этого стесняться надо. Если представить нашу жизнь в форме пирамиды, то в ее основании будет экономика, на вершине – искусство. У нас в народе говорили: «Будет хлеб – будут и песни». Нет! Вот сейчас хлеб появился, а песни? Песни исчезли! Почему? А потому что нет культуры. Задача нашего хора – нести эту миссию людям с мыслью о Боге, о красоте и величии человеческой души, прежде всего, души русской. Я считаю, что должна быть государственная политика, которая была бы направлена на то, чтобы подрастающее поколение само пришло к пониманию того, что слушать и знать классическую музыку должен каждый уважающий себя человек.

Анастасия Сарма
фото автора 

Об авторе

Оставить комментарий