Послесловие… к музыке

0

Вот и закончился 89-й предъюбилейный филармонический концертный сезон… Обратите внимание на эту, в общем-то, трафаретную фразу. Уже 89 лет в губернском городе существует симфонический оркестр — старейший на периферии Российской Федерации и один из старейших на территории бывшего СССР.

image-26

Он был создан в 1925 году как Государственный профессиональный коллектив, и главной его задачей было знакомить тысячи людей с лучшими произведениями мировой симфонической музыки, «помогая таким образом их эстетическому и нравственному воспитанию».

На мой взгляд, миссия коллектива была намного значительнее, чем та, которая обозначена идеологически выверенной формулировкой. Воронежцы все 89 лет могли приобщаться к мировой культуре, не подвластной ни политической конъюнктуре, ни экономическим катаклизмам. Наверное, в разное время были уступки властям — со всеми их «космополитами», «формалистами» и «попутчиками»— но история расставила всех по их законным местам: и гениальных Шостаковича со Шнитке, и забытого «Симферопольского отшельника» Караманова с Локшиным, и наших талантливых земляков Овчинникова, Носырева, Ставонина и многих других.

Выдающийся советский композитор Исаак Дунаевский ещё в 1950 году высоко оценил деятельность воронежских музыкантов:

«Ваш оркестр, несомненно, лучший периферийный оркестр, а его энтузиазм ставит его в пример для других оркестров, даже столичных. С точки зрения технической — оркестр готов и может выполнять любые творческие задачи».

Уже с середины 30-х с Воронежским оркестром начали выступать многие выдающиеся иностранные дирижёры и солисты, приезжавшие на гастроли в Советский Союз. В 1957 году Андреас Паридис, дирижёр Афинского симфонического оркестра, проведя с музыкантами несколько репетиций и концертов, сказал:
«Мне очень приятно было дирижировать оркестром, в котором столько людей, тонко чувствующих музыку».
В разные годы публика могла наслаждаться неповторимыми концертами Эмиля Гилельса, Натальи Гутман, Элисо Вирсаладзе, Лианы Исакадзе и других блестящих исполнителей.

Мастерство Воронежского симфонического оркестра отмечено дипломами и премиями на трёх престижных Всесоюзных и Всероссийских конкурсах. И закономерно, что за выдающиеся заслуги коллектива в развитии отечественной музыкальной культуры оркестру в 1995 году присвоено почетное звание «Академический».
Оркестр никогда не отгораживался от публики. Исторические фотографии запечатлели выступления коллектива перед тружениками села, в заводских цехах. Я сама вспоминаю прекрасные часы, проведённые на концертах оркестра, когда-то игравшего в Детском парке, куда был свободный вход. Да и сейчас музыканты ведут просветительскую деятельность среди самых разных категорий слушателей: выступают перед детьми с ограниченными возможностями, перед посетителями Центра галереи Чижова. Им приходилось играть и в Освенциме, где они исполнили 5-ю симфонию Бетховена в рамках мероприятий, посвященных 60-летию Победы над фашизмом.

Музыкальные критики и обозреватели не раз подчеркивали роль главного дирижёра оркестра Владимира Вербицкого — народного артиста России, лауреата многих международных конкурсов, в том числе «Фонда имени Герберта фон Караяна». У нас часто недооценивают «роль личности в истории», но здесь она очевидна. Более 40 лет он стоит за дирижёрским пультом и ставит перед музыкантами новые сложные задачи. Однажды, в приватной беседе, я услышала мнение:

«Воронежу крупно повезло, что музыкант такого уровня оказался здесь. Он, как экзотическая птица, украшает наш весьма однообразный пейзаж».

К чести провинциальной культуры Воронежа, можно отметить, что появились и другие яркие личности. Владимир Вербицкий как мудрый руководитель вырастил достойных учеников: в первую очередь своего сына Игоря Вербицкого и нынешнего руководителя Воронежского молодежного симфонического оркестра Юрия Андросова.

Чем же порадовал прошедший сезон с января по май? Одна из главных тенденций — соединение классики венского периода (Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен) с музыкой ХХ века (Прокофьев, Шостакович, Равель, Барток, Онеггер). Сочинения композиторов?ХIХ века Малера, Бруха, Франка, Эркеля, Брамса и Дворжака помогли создать достаточно полную картину различных стилей и направлений.

Но самые яркие концерты, конечно же, были посвящены 175-летию со дня рождения Чайковского. В заключительном концерте сезона, которым, по установившейся традиции, дирижировал Владимир Вербицкий, прозвучала 5 симфония великого русского композитора в великолепном исполнении оркестра.
Отметим самые значительные выступления гостей Воронежа. Среди дирижёров это, конечно, Александр Анисимов. Зрители уже не в первый раз встречаются с белорусским дирижёром, который показывает европейский класс. Это проявляется и в его манере дирижирования, и в эмоциональной напряженности исполнения, и в чувстве стиля барочной музыки Генделя (сюита «Музыка на воде»), и в мощном темпераменте Бетховена (симфония №4). В этом же концерте успешно выступала и его жена, оперная певица Ирина Крикунова. Постоянные зрители встречались с гостями в прошлом году в рамках клуба «Друзья филармонии».

Пожалуй, этими именами «иностранцев» можно и ограничиться. Вы и сами можете понять (но не принять!) причины, по которым некоторые дирижёры и солисты отказались выступить в Воронеже. Будем надеяться, что в следующем, юбилейном, сезоне ситуация изменится, и музыканты будут продолжать свою миссию объединения людей, а не подчиняться конъюнктурным соображениям разного рода. Вот прекрасный пример из недавней истории. В трудные для страны 90-е годы известный немецкий дирижёр, композитор и скрипач, профессор Вольфганг Маршнер посетил наш город 4 раза, проведя с Воронежским оркестром цикл концертов, в которых прозвучали и его сочинения. В 1994 году он посвятил Воронежскому оркестру свою новую программную симфонию «Дон».

«Нет худа без добра» — так говорят, философски осмысливая какую-то сложную ситуацию. И я так скажу, потому что в этом сезоне мы услышали наших соотечественников — скрипача Никиту Борисоглебского, пианиста Мирослава Култышева и концертмейстера воронежского оркестра скрипачку Яну Мирошникову.
Скрипач Никита Борисоглебский открыл зимний филармонический сезон, исполнив вальс-скерцо Чайковского и Концерт для скрипки с оркестром №2 Прокофьева. Несмотря на молодость, музыкант имеет множество побед на конкурсах в России и Европе, он получил награды различных фондов, звукозаписывающих фирм, в 2010 году газета «Музыкальное обозрение» объявила его «Персоной года»». Воронежцы смогли оценить мастерство скрипача, верность лучшим традициям скрипичной российской школы.

Мирослав Култышев — победитель VIII конкурса им. Чайковского, победитель престижнейшего конкурса «Monte Carlo piano masters» в Монако. Он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и аспирантуру в ней у профессора Александра Сандлера. С 2006 года Мирослав участвует в концертных программах Санкт-Петербургского Дома музыки и гастролирует с сольными концертами в России и за рубежом. В Воронеже музыкант исполнил концерт Грига. Молодой музыкант покорил публику своим темпераментом и свежестью интерпретации хорошо известного произведения.

Наблюдая же за игрой Яны Мирошниковой, я всегда обращаю внимание на её удивительную чуткость к любому движению дирижёрской палочки, к изменению звуковой палитры оркестра, к самой музыкальной ткани произведения. Эта чуткость исполнителя, на мой взгляд, свидетельствует о том, что Яна обладает пониманием замысла и композитора, и дирижёра, и собственной роли в общем действе — создании музыки. Во время сольного исполнения «Шотландской фантазии» Бруха она проявила и чувство стиля, и исполнительское мастерство, и красоту звука.

Прошедший год был сложным с точки зрения проблем с руководством оркестра и филармонии. В связи с изменением ценовой политики, многие места в зале филармонии пустовали, так как большинство публики составляет далеко не богатая интеллигенция. Что уж говорить о студентах музыкальных колледжей и академии! Их, по мнению многих заинтересованных людей, можно было бы приглашать на концерты и за минимальную цену или вообще бесплатно. Ведь нынешние студенты — будущие музыканты, педагоги и просто просвещённые, образованные слушатели — носители богатейшей музыкальной культуры.
Помимо названных проблем, можно назвать и другие. Я услышала много пожеланий от людей, заинтересованных в развитии культуры в нашем городе. Может, что-то окажется полезным для нового руководства филармонии.

Хотелось бы, чтобы оркестр исполнял «на бис» популярные номера, как во время выступления белорусского дирижера Евгения Бушков. Зрители ожидают и сюрпризов от дирижёров. Все помнят, например, концерт, во время которого музыканты-трубачи находились в зрительном зале.

Александр Дробышевский, преподаватель ВГУ, постоянный посетитель филармонии, внимательный слушатель и критик, считает: «Жаль, что в городе мало рекламы обо всех концертах оркестра! Иногда залы совсем пустые. Так, например, было на выступлении Алексея Любимова, профессора Московской консерватории, который презентовал приобретенный филармонией клавесин. Особо отмечу, что нет дисков с профессионально сделанными записями оркестра. Это, на мой взгляд, никак не способствует престижу оркестра на международной сцене».

Идея создания камерного оркестра витает в воздухе. Об этом упомянул в своём интервью журналу «Воронеж» Владимир Вербицкий. Нужна только воля руководителей области и творческих работников. Я помню, каким успехом пользовались выступления струнного квартета, созданного в конце 80-х. Может, опыт артистов Берлинской филармонии, которые выступали с ансамблем на одном из Платоновских фестивалей, вдохновит и наших музыкантов? В любом случае это послужит развитию музыкальной культуры в нашем городе.

Автор — Людмила Сандлер
Фотограф — Евгений Отцецкий
(на фото — дирижёр Александр Анисимов)

Об авторе

Оставить комментарий