Первый воронежский «неформал» Вильгельм Столль

0

«Надо вывести краеведение из архивов! Сдуть с истории пыль и выветрить нафталин!» – решила однажды краевед Ольга Рудева. Ее поддержали единомышленники из общественного движения «Архдозор». Собрались, придумали, сделали, и появился в Воронеже исторический фестиваль имени Вильгельма Столля – промышленника, спортсмена и благотворителя. С каждым годом участников Столльфеста становится больше: история родного города и лекции об удивительном русском немце преподносятся в самых неожиданных ракурсах – от экскурсий и краеведческих мероприятий до фантастической стимпанк-вечеринки, что позволяет увеличивать аудиторию и привлекать людей совершенно разных интересов и возрастов.

Illyustratsia_Stoll_2

[su_dropcap style=»light» size=»4″]Р[/su_dropcap]ост популярности фестиваля имени Столля очевиден. Больше участников, больше желающих стать частью программы, больше партнеров и выделяемых средств. Общий бюджет фестиваля в этом году составил 200 тысяч рублей. Наряду с постоянной поддержкой Гражданского собрания «Лидер» помощь в организации мероприятия начала оказывать Группа компаний «Агроэко» и другие компании-партнеры. И сами организаторы – волонтеры движения «Архдозор» – многое изменили в третьей программе праздника, подойдя к ее составлению с фантазией. Воронежцы побывали на двух пеших экскурсиях, экскурсии в библиотеке для слепых, посетили лютеранскую кирху, состязались с краеведами в игре «Что? Где? Когда?», разгадывали ребусы велоквеста, танцевали под индастриал на стимпанк-вечеринке в клубе «Сто ручьев», посмотрели спектакль «Театра равных», наслаждались поэтичными осенними пейзажами в Графской… Так из абсолютно разных элементов получилась гармоничная мозаика.

Первая встреча состоялась 1 октября около памятника Никитину. Место было выбрано не случайно: именно здесь стоят фонарные столбы, отлитые на заводе Вильгельма Столля. Это был первый мощный завод дореволюционного Воронежа, где трудились тысячи рабочих, хотя в самом начале пути было кустарное производство всего с пятью сотрудниками. Мастером был сам Вильгельм Германович, который самостоятельно собрал горн и занимался заводской техникой. Поэтому косвенный потомок Столля Владислав Безрядин называет своего знаменитого предка «необычным буржуем». Будучи богатым человеком, он был лишен снобизма и предрассудков насчет людей иных кругов, с удовольствием брался за любую работу и уверенно шел к своим мечтам.

[su_box title=»Кстати»]Именно Столль познакомил воронежцев с велосипедным спортом. Он приобрел себе велосипед, тогда еще деревянный, весом в шесть пудов. На таможне к заморскому чуду отнеслись более чем скептически, но Вильгельму Германовичу ничего не стоило выкатить таинственный агрегат и на глазах у пораженных таможенников исполнить несколько пируэтов. Вскоре велосипеды оказались на воронежской земле, но с существенной оговоркой: такое развлечение могли себе позволить только богатые люди, поэтому о массовом увлечении гонками на этом виде транспорта не шло речи. Столль, изначально не желая сохранять статус велосипеда как приобретения элитарного, оборудовал на территории завода большой зал, выписал из-за границы разные модели и пригласил к себе горожан. Стоит ли говорить, с каким восторгом была встречена идея Вильгельма Германовича?[/su_box] [su_highlight]Кажется, задумки Столля были неистощимы. Чем только он не мечтал заниматься, и самое главное – быстро переходил от теории к действиям. Однако начать самое важное дело своей жизни – открытие приюта для слепых девушек – Столль так и не мог, пока не встретил свою первую и единственную любовь Анну Григорьевну Айдарову. В Графской молодожены приобрели дом, и там же разместился приют для слепых девушек – самой незащищенной, по мнению Столля, социальной группы. Задача пары была поистине героической: удочерить всех воспитанниц, дать им образование и устроить их личную жизнь.[/su_highlight]

В рамках Столльфеста воронежцы посетили станцию «Графская». Экскурсию, как и большинство мероприятий фестиваля, вел Владислав Безрядин. Долгожданным моментом было посещение дачи супругов Столлей – ныне это Дом культуры микрорайона Краснолесный. Несмотря на то, что дом принадлежал фабриканту с миллионным состоянием, все в здании просто и функционально. Здесь ставились спектакли с участием слепых девушек. Постановки имели большой успех у жителей Графской: воспитанницы создавали истории из станционной жизни, играя так очаровательно и легко, что зрители забывали про врожденную слепоту актрис.

Первая встреча состоялась 1 октября около памятника Никитину. Место было выбрано не случайно: именно здесь стоят фонарные столбы, отлитые на заводе Вильгельма Столля. Это был первый мощный завод дореволюционного Воронежа, где трудились тысячи рабочих, хотя в самом начале пути было кустарное производство всего с пятью сотрудниками. Мастером был сам Вильгельм Германович, который самостоятельно собрал горн и занимался заводской техникой. Поэтому косвенный потомок Столля Владислав Безрядин называет своего знаменитого предка «необычным буржуем». Будучи богатым человеком, он был лишен снобизма и предрассудков насчет людей иных кругов, с удовольствием брался за любую работу и уверенно шел к своим мечтам.

[su_pullquote align=»right»]Владислав: «Богатый человек решил посвятить свою жизнь не просто спонсорству. Он стал подвижником. Здесь же, в одном из кабинетов дома, он стал обучать детей железнодорожников, приглашал для них учителей из Петербурга, оплачивал их занятия. Но, к сожалению, спустя год совместной жизни Анна Айдарова умерла – упала прямо в этом зале, где мы находимся. Столль понес свой крест в одиночку».[/su_pullquote]

Со временем Вильгельм Германович выделил большие средства на строительство училища для слепых и построил глазную лечебницу. И организаторы Столльфеста решили не только показать воронежцам эти памятные места, но и рассказать, как же в наши дни помогают слепым и слабовидящим людям адаптироваться в жизни, и пригласили гостей фестиваля в специализированную библиотеку имени Короленко.

С прошлого года в ней существует удобная система навигации. Читателю выдают специальный браслет с выпуклыми кнопками. При нажатии на них голос из динамика сообщает, в какой части помещения находится человек и что располагается вокруг него. Есть опознавательные знаки и на полу: направляющие полосы и рифы – рельефные участки, говорящие о ближайшем препятствии: лестнице, стене или кабинете. Здесь и новейшее оборудование: принтер для слепых, компьютеры с голосовым сопровождением, специальная клавиатура, устройство для чтения, увеличивающее изображение в 16 раз, – все для слабовидящих посетителей. После экскурсии выступили постоянные гости библиотеки, среди которых и актер «Театра равных» Алексей Попов – обладатель чарующего низкого голоса и сочинитель песен.

Прекрасным подарком для молодых гостей фестиваля стала стимпанк-вечеринка. Консервативно настроенный в начале действа, Владислав Безрядин обводил взглядом публику и удивлялся: вот он и очутился в кругу неформалов, да еще и собраны они для почтения памяти Столля. Некоторое время краевед был смущен, а потом заявил: «А я понял. Столль и был неформалом. Нетипичным богачом, совершенно не похожим на других».

Ольга Рудева считает мероприятие этого года наиболее успешным, поскольку удалось лаконично совместить краеведение с молодежной культурой. Стоит сказать, что в целом задуманная концепция была воплощена удачно. Во всеобщей эклектике – белых девичьих рюшах, соседствующих со сварочными очками и шестеренками, кружевных воротничках и темном макияже, юморе и мрачном пульсирующем индастриале – была определенная острота и оригинальность. Для участников вечеринки устраивались конкурсы, дефиле и выступление единственного в Воронеже стимпанк-коллектива «Гротеск».

Эта многовекторность сделала третий Столльфест самобытным и непредсказуемым.

Ольга Рудева: «Успех нынешнего фестиваля обеспечен большим охватом тем и аудитории. В библиотеке выступали исполнители, которым исполнилось 80 лет, со спокойными лирическими композициями, и буквально на следующий день вдруг возникла стимпанк-вечеринка. Мы сделали все своими руками, но не забываем благодарить спонсоров за финансовую поддержку. Огромное спасибо нашему постоянному партнеру – Гражданскому собранию «Лидер», а также Группе компаний «Агроэко». Зрители остались довольны! Мы смотрим отзывы в социальных сетях, и все понимают, что это вещь откровенная. Если человеку что-то не понравилось на миллиграмм, он напишет негодования на тонну. Приятно, что у нас такого не случилось!»

Екатерина Орлова
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий