Первая скрипка воронежской музыкальной элиты: Михаил Фрадин

0

Более сорока лет он преподаёт в Воронежском институте искусств и музыкальном колледже имени Ростроповичей. Своим учителем его называют многие музыканты нашего города. Его выпускники играют в ведущих оркестрах не только России, но и других стран. Среди них немало лауреатов престижных конкурсов. Ежегодные концерты Камерного оркестра под его руководством проходят с большим успехом.

IMG_1056
Суровую красоту далёкой Севильи, страстный испанский характер, трагедию сильных чувств — всё это молодые воронежские музыканты передают увлечённо и с полной отдачей своих быстро созревающих художественно-эстетических сил. Глубокий психологизм Дмитрия Шостаковича, утончённый и гармоничный мир музыки Петра Чайковского также в полной мере доступны Камерному оркестру. Но самостоятельно выйти на столь высокий уровень музыкального выражения студенты Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей, конечно же, не смогли бы. Ведёт их к вершинам мастерства Михаил Миронович Фрадин.

Фрадин Михаил Миронович.
Заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств Воронежской области, профессор.
Родился в г. Саратове, 1945 г. Окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова, 1971 г.
Заслуженный работник культуры РФ, лауреат (Бельгия, 1993 г., ОАЭ 2007 г.)
Более 15 учеников стали лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и региональных конкурсов. Выпускники работают в ВГАИ, в муз. колледжах, в симфонических и камерных оркекстрах
Москвы (оркестр гос. академ. Большого театра, гос. академ. симфонического оркестра им. Е.
Светланова, академ. симфонического оркестра под упр. П. Когана), оркестрах Воронежа, Курска,
а также в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Специальность (СКРИПКА), педагогическая практика, изучение оркестровых партий, камерный
оркестр.
Гастроли Франция (Концертмейстер и артист симфонического оркестра); Бельгия, ОАЭ
(дирижер).

Педагог, воспитатель, исполнитель, дирижёр молодёжного оркестра, ставшего лауреатом международного конкурса. В течение всех трёх знаменательных приездов в наш город Мстислава Ростроповича именно молодые музыканты класса Михаила Фрадина достойно держали марку воронежской музыкальной культуры перед знаменитым маэстро. Фрагменты их выступлений тогда облетели земной шар по многим телевизионным каналам.

Скрипичная школа Михаила Фрадина широко известна, основанный им Камерный оркестр ещё в 1993 году, через несколько лет после создания стал лауреатом Международного юношеского фестиваля в Бельгии, а в 2007 году — Международного фестиваля классической музыки в Абу-Даби (ОАЭ).

Традиционными стали ежегодные концерты Камерного оркестра колледжа имени Ростроповичей, солистами в которых выступают, наряду с талантливыми студентами и выпускниками, такие прославленные мастера, как профессор Московской консерватории Ирина Бочкова.

Юрий АндросовЮрий Андросов, главный дирижёр Молодёжного оркестра Воронежского концертного зала

—Мне часто приходится работать с выпускниками класса Михаила Мироновича в Воронеже и в гастрольных поездках за рубежом. Как правило, это надёжные оркестранты с высоким уровнем музыкальной культуры. Чувствуется, что они получили хорошую школу ансамблевой игры в Камерном оркестре колледжа имени Ростроповичей.

Михаил Фрадин внимательно следит за творческой судьбой своих воспитанников и их профессиональным становлением далеко за пределами учебных заведений.

 

Лозовская 2Юлия Лозовская, преподаватель Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей

—Я попала в класс Михаила Мироновича ещё в музыкальной школе. Признаюсь честно — было страшновато: педагог — мужчина, да ещё такой известный, солидный, судя по всему — строгий. Но первые уроки принесли облегчение и радость. Да, строгий! — в первую же минуту урока я получила задание: отныне настраивать инструмент самостоятельно! Да, требовательный! — если не выполнишь домашнее задание качественно, спрос будет, как со взрослой. Но при этом какая мягкость, деликатность в обращении, уважительный тон без повышения голоса, ясные, доходчивые объяснения, интересные произведения, расширение кругозора.

Михаил Фрадин далёк от профессорского тщеславия. Проблемы и трудности его учеников — это и его личные проблемы. Он решает их в любое время суток, с готовностью отдавая студентам колледжа и института искусств внеурочные часы.

Любит природу, свою дачу на Битюге, где не столько отдыхает, сколько продолжает активно заниматься любимым делом. Судьба подарила этому урождённому волжанину абсолютное признание коллег в Воронеже, красавицу жену, успешного в жизни сына и чудного внука, которого Михаил Миронович любит самозабвенно. Кажется, что для этого яркого человека нет никаких преград ни в жизни, ни в творчестве.

ВК: Что значила музыка в Вашей жизни?
Михаил Фрадин: В нашей семье любовь к музыке была обусловлена, что называется, генетически. Музыку любила мама, хотя и не была музыкантом, по классу скрипки учился в музыкальной школе мой старший брат. Музыка окружала меня с самого детства, и я никогда не мог представить своё существование вне неё.

ВК: Что оказало влияние на Ваше артистическое credo?
М. Ф.: В музыкальной школе города Саратова дирижёром симфонического оркестра был Григорий Кондратьевич Ершов. Иногда он предлагал мне — ученику школы — встать за пульт и продирижировать отрывок из произведения. Неизгладимое впечатление произвело на меня выступление в Саратове скрипача Михаила Ваймана, особенно исполнение им «Лесного царя» Шуберта в обработке Генриха Эрнста. Конечно же, потрясающим опытом были встречи с Мстиславом Ростроповичем, общение с ним и его мастер-классы, проведённые в нашем колледже.

ВК: Какими качествами должен обладать музыкант, обучающийся игре на струнных инструментах?
М. Ф.: Главное — наличие тонкого слуха. В отличие от пианистов и баянистов, пользующихся готовыми звуками, струнники сами, своими пальцами и своей внутренней убеждённостью создают музыкальные интонации, насыщенные мельчайшими движениями эмоций.

ВК: В чём специфика дирижёрской работы со студенческим коллективом?
М. Ф.: Студентов надо учить многочисленным приёмам звукоизвлечения и слаженной оркестровой игры. При этом каждый год состав оркестра обновляется: выпускники уходят, первокурсники приходят. Это постоянно действующий конвейер по формированию всё новых и новых молодых музыкантов. Но мы стараемся подбирать яркий и очень интересный в художественном отношении репертуар. Только так можно увлечь эти юные души, всколыхнуть в них искру Божественного откровения, без которого ни музыки, ни вообще искусства попросту нет.

БелявскаяНаталия Белявская, артистка симфонического оркестра, лауреат международных конкурсов

—Михаил Миронович дал мне путевку в жизнь. Годы учёбы в его классе открыли мне мир музыки и укрепили в мысли о правильности выбора профессии. Бесценные советы моего учителя не раз помогали мне как во время учебы в Московской консерватории, так и в работе в России и за рубежом.

Конфуций сказал: «Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни одного дня в твоей жизни». Михаил Миронович является для меня примером человека, нашедшего своё любимое дело, что и позволило ему добиться огромных успехов в творчестве и педагогике.

Призванный мастер скрипичного исполнительства — Михаил Фрадин продолжает учиться сам, оставаясь открытым к дискуссии и вдумчивому поиску.

Об авторе

Оставить комментарий