Партитура «Созвучия»

0

В Воронеже состоялся ХХ Международный фестиваль современной музыки «Созвучие», признанный одним из крупнейших музыкальных форумов России.

 

Рождение замысла: Мираж в пустыне

В то время, когда известные композиторы Москвы и Санкт-Петербурга в открытом письме, обращенном к Министру культуры РФ, меценатам и культурной общественности, констатируют, что «современная музыка сегодня находится на обочине российского культурного пространства» и «в самой России композиторам фактически некуда податься» , в провинциальном Воронеже председатель региональной композиторской организации профессор Евгений Трембовельский неотступно продвигает идею проведения очередного юбилейного фестиваля современной музыки. В безнадежной реальности его императивный призыв мог бы показаться голосом вопиющего в пустыне, а сам замысел не иначе как миражом в той же местности. Но сам он как будто не замечает окружающей пустоты. С будоражащим упорством Трембовельский побуждает композиторов сочинять новые произведения для премьерных концертов фестиваля, которые, благодаря его же хлопотам, уже готовы исполнить известные российские музыканты. В предфестивальный круговорот вовлекаются Секретариат Союза композиторов России и Правительство воронежской области, Департамент культуры, концертные организации и музыкальные учебные заведения города. И чем больше сопротивления вызывают творческие идеи, а, главное, организационные и финансовые проблемы предстоящего события, тем масштабнее и сложнее выстраивается его концепция и программа.

 

История создания: Вода камень точит

К моменту признания ХХ Международного фестиваля современной музыки «Созвучие» одним из крупнейших музыкальных форумов России путь был долог. В течение почти двадцати лет руководства воронежским союзом композиторов заслуженный деятель искусств РФ Евгений Борисович Трембовельский (он же – заведующий кафедрой теории музыки академии искусств, обладатель золотой Пушкинской медали, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича) провел в Воронеже 4 выездных секретариата Союза композиторов России, 19 фестивалей, среди которых «Музыка и время», «Панорама музыки России: звуковые пути», «Воронежская тематика в контексте музыки России и мира». Он организовал композиторские конкурсы имени Пятницкого, имени Массалитинова, конкурсы на лучшее музыкальное произведение по мотивам воронежского фольклора, а также на стихи А. Платонова, А. Кольцова, И. Бунина. Наконец, – Первый Съезд юных композиторов «Постигая искусство классиков», ставший уникальной акцией, поддерживающей подрастающие таланты. По инициативе Трембовельского в союзе функционируют несколько клубов – «Молодежный клуб» Нателлы Казарян, «Исполнитель и композитор» Ларисы Вахтель, «Как слово наше отзовется» Риммы Лютой. Прославленные музыканты, в числе которых В. Казенин, А. Эшпай, А. Флярковский, В. Тарнопольский и многие другие – постоянные участники событий воронежского союза. Все это постепенно сформировало направления и стиль творческой жизни организации, выпестовав в традициях и поисках академического современного искусства самостоятельную платформу – воронежскую композиторскую школу. Как говорится, вода камень точит…

 

Уникальность концепции: Прими от мира, чтобы миру подарить

В своем приветствии фестивалю губернатор воронежской области Алексей Гордеев подчеркнул, что «этот актуальный проект Воронежской композиторской организации углубляет творческое взаимодействие наших профессиональных авторов с представителями различных регионов, знакомит публику с музыкальным наследием других стран, культурные связи с которыми всё более укрепляются». Уникальный смысл фестивальной акции отражает постулат «Прими от мира, чтобы миру подарить». Обогащенные впечатлениями от музыкального общения со знаменитыми классиками ХХ – ХХI веков, воронежские авторы представили собственные оригинальные сочинения в контексте мировых композиторских достижений. Свои премьеры нам подарили Елизавета Ткачёва, Наталья Горобец, Татьяна Шипулина, Владимир Наумов, Юрий Романов, Лев Чернышов, Виктор Горянин, Александр Украинский, Сергей Волков, Александр Мозалевский, Павел Рукавицын, Дмитрий Ушаков, а также иногородние члены организации Михаил Артёмов, Александр Бурцев, Алексей Вершинин, Игорь Надеждин, Леонид Юсупов, Михаил Зайчиков и Михаил Цайгер. В созвездии ярких талантов проявилось самобытное пространство академической музыки региона, позволившее вновь назвать Воронежский союз композиторов эпицентром современного музыкального искусства.

 

Поддержка проекта: Победившие в диалектической борьбе материи и духа

Юбилейная программа фестиваля была поддержана на уровне правительства области, Департамента культуры и его руководителя Ивана Образцова. Свой материальный вклад внесли также Депутат Государственной Думы Сергей Чижов и глава ТРЦ «Максимир» Борис Нестеров. Руководители музыкальных учебных заведений и концертных учреждений, в свою очередь, предоставили лучшие концертные залы и исполнительские коллективы. Вместе с тем, столь праздничное и высоко настроенное звучание фестиваля было бы невозможным без усилий и без преувеличения сказать духовного подвига артистов и его организаторов – скромного штата сотрудников воронежского союза композиторов. Никогда не забуду ожидание и приезд ростовского ансамбля «Каприччио» – известного в мире коллектива, руководимого заслуженной артисткой РФ, профессором Маргаритой Черных. Они вырвались на один день: выезд из Ростова в четыре утра, репетиция, концерт в Воронеже и обратно домой. До последней минуты телефонные переговоры: приедут или нет, нашли ли транспорт? А здесь – напряженное ожидание и готовность: слушатели на старте, обед пыхтит кастрюлями и набирает градус, а в зал колледжа на Никитинской, где будет проходить концерт, из академии искусств доставлен необходимый ростовчанам виброфон… И все же – едут! Не успев отойти от дороги, устремились на репетицию. Специально к фестивалю для этого состава воронежцы Елизавета Ткачева и Наталья Горобец написали свои развернутые по форме опусы. Как волнительно рождение на свет нового творения! Но чудо неизбежно. На сцене завораживающе звучит «Колыбельная холода» Н. Горобец, ставшей в канун фестиваля еще и мамой, а счастливый отец, нарезая с коляской круги вокруг колледжа, как будто в такт музыке баюкает сына. И вот уже кажется, что «Природа движения» (сочинение Е. Ткачевой) захватывает ритмами и интонационными импульсами земной красоты космическую вселенную, сдвигая время и возвращая первозданную божественную гармонию… Несколько минут зал аплодировал стоя. Лица ростовчан светились благодарной радостью. А мы, сидя в зале, подумали: «Не зря-таки это все затеяли». Как уже замечено в прессе, у гостей и участников события, композиторов и исполнителей, – всех этих людей-подвижников, получилось придать фестивалю атмосферу и масштаб истинного созвучия, в котором соединились талант и время.

 

Состав исполнителей: Мировые звезды на небосклоне Воронежа

Участниками фестиваля стали известные в России и за рубежом коллективы – Московский ансамбль современной музыки и Камерный ансамбль «Каприччио» из Ростова-на-Дону, московские музыканты – пианисты, композиторы и музыковеды Иван Соколов и Михаил Дубов, виолончелист Сергей Судзиловский, руководитель Молодежного объединения Союза композиторов РФ – Ярослав Судзиловский, председатель Пермской композиторской организации Игорь Машуков, финский композитор Олли Виртаперко и многие другие. Конечно же, палитру фестиваля достойно украсили выступления воронежских солистов и коллективов, среди которых Молодёжный симфонический оркестр филармонии, хор «Академия» и Оркестр русских народных инструментов ВГАИ, а также ансамбли юных скрипачей ДШИ № 11 и юных балалаечников Музыкального колледжа на Никитинской, фольклорный ансамбль «Воля» и рок-квартет «ENCORE».

 

Структура цикла: Классические пропорции авангарда

Представление авангардного искусства ХХ века имело довольно интенсивный график и проверенное временем классическое строение. Программа фестиваля включала 13 концертов, целую серию лекций, мастер-классов, творческих встреч и круглых столов. В двух концертах Московского ансамбля современной музыки «Вехи музыкального авангарда», «Столица и провинция» в обрамлении новейшей музыкальной классики убедительно и ярко прозвучали сочинения региональных композиторов – «Три поиска русского» Михаила Артемова, флейтовая сонатина Александра Украинского, «Триединство» Михаила Цайгера. Как всегда, полнометражно и разнопланово охарактеризовали музыку воронежцев выступления хора «Академия» под управлением профессора Ольги Николаенко и Оркестра русских народных инструментов под руководством профессора Елены Ширяевой. В рамках фестиваля прошел камерный концерт, состоящий исключительно из премьерных сочинений местных авторов, а также концерт, посвященный страницам истории и творческим достижениям воронежского союза. В цикле «Портреты композиторов» состоялись авторские концерты Владимира Наумова, Виктора Горянина, Дмитрия Ушакова, а в клубе Нателлы Казарян – вечер памяти Бориса Выросткова.

Самобытные интерпретации композиторов Черноземья представили исполнители из Губкина и Ельца, при этом уникальным событием этого концерта стало выступление Игоря Надеждина – композитора-импровизатора из Ельца, который свободно дарил сочиненные на глазах у публики новые прелюдии Шопена и Рахманинова, пьесы в духе Шумана и Лигети. Ансамбль «Каприччио» познакомил воронежцев с оригинальными сочинениями ростовских композиторов, белгородцы же запомнились вдохновенным исполнением музыки композиторов своего города и камерных произведений Е. Ткачевой и А. Украинского.

 

Финальная кульминация: В диалоге с оркестром

Концерт-закрытие стал кульминационным событием фестиваля, в котором принял участие Молодежный симфонический оркестр под руководством заслуженного артиста России Юрия Андросова. Музыкальную открытку «Новогодний карнавал» Л. Чернышова преподнесла слушателям солистка оперы Наталья Тютюнцева. Образно-фантастическая соната П. Рукавицына под названием «A Pauline» прозвучала в тончайшей нюансировке скрипачки Яны Мирошниковой. Грандиозный «Октоих» А. Мозалевского на стихи С. Есенина с солистом оперы Игорем Ходяковым выявил самобытную лексику автора, уходящую корнями в традиции духовной музыки. Философскую концепцию «Вариаций четырех тем» для виолончели с оркестром Михаила Зайчикова, посвященных Евгению Трембовельскому, глубоко и пронзительно современно раскрыл лауреат конкурса имени П.И. Чайковского, заслуженный артист России Сергей Судзиловский. Не могу не отметить, как солистка в фортепианном концерте Носырева, увлеченность и восхищение музыкантов оркестра музыкой Михаила Иосифовича. Композиторское мастерство и оригинальность воплощения жанра, глубокая проникновенность лирических тем, блистательная оркестровка феерической токкатной части, наконец, сокровенная диалоговость солирующего рояля и инструментов оркестра позволяют поставить это произведение в один ряд с лучшими мировыми образцами жанра концерта.

Фестивальные впечатления, вместе с его гостями разлетелись по всей России и миру, подарив воронежцам «средь сутолок серого бытия настоящий праздник жизни».

Лариса Вахтель

Об авторе

Оставить комментарий