От Пярта до Локшина. О молодежном фестивале современной музыки | «Время культуры»

От Пярта до Локшина. О молодежном фестивале современной музыки

0

Да, такой музыки – хорошей и разной – давно не слышали стены концертных площадок Воронежа. Дело в том, что в этом году фестиваль «Созвучие», который проводится Воронежской организацией «Союз композиторов России» в 21 раз, впервые посвящен молодежной современной музыке. Проходил он с 23 по 30 апреля под эгидой Департамента культуры и архивного дела, Союза композиторов России и при поддержке Гражданского собрания «Лидер». В фестивале приняли участие более 500 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Курска, Липецка.

Kollazh_kompozitory

Лариса Вахтель, председатель Воронежской региональной организации «Союз композиторов России», рассказала мне о том, как готовился фестиваль. В октябре прошлого года на встрече с губернатором Алексеем Гордеевым Владислав Казенин, возглавлявший Союз композиторов, предложил провести в Воронеже первый молодежный фестиваль современной музыки. Идея реализовалась, и «Созвучие» было посвящено памяти Владислава Игоревича, широко известного как автора музыки к кинофильму «Здравствуйте, я ваша тетя!»

 

Музыкальный десант

Фестиваль открылся концертом гитарной музыки в актовом зале Молодежного центра на проспекте Революции. Вечер посвятили столетию композитора, музыковеда, основателя гитарной школы в Воронеже Юрия Воронцова. Особенно стоит отметить оркестр гитаристов «Большое баррэ» под руководством профессора академии искусств Сергея Корденко. Замечу, что смешение стилей пронизывало концерт во всем. Вечерние платья ведущих Ларисы Вахтель и Ларисы Игрушкиной диссонировали с весьма демократичной одеждой музыкантов и их руководителя. Классические вариации «Соловья» Алябьева соседствовали с авангардным произведением кубинского композитора Лео Брауэра в исполнении лауреата международного конкурса Сергея Чеглова. Похоже, музыканты не до конца поняли задачу фестиваля: представить произведения современных композиторов или показать образцы исполнительского мастерства на классическом материале. Тем не менее, тот факт, что в Воронеже есть такой необычный ансамбль, заслуживает всяческого поощрения. Тем более что на следующий день «Большое баррэ» отправлялся на международный фестиваль в Гомель.

24 апреля в Каминном зале Дома композиторов на Карла Маркса состоялось, на мой взгляд, самое необычное представление творчества молодых композиторов. По словам Ларисы Вахтель, на воронежскую землю высадился московский музыкальный десант. И действительно, все было оригинально в этот день: переполненный Каминный зал, увешанный картинами-иллюстрациями к музыкальным произведениям, гости в смокингах и бабочках, юные композиторы за роялем и мастер-класс моск­вича Дениса Писаревского. Среди «звездочек» блеснула своим талантом и артистизмом 13-летняя Валерия Галинская из Курска. В своей пьесе «Слушай ритм» она использует рояль и как ударный инструмент. У нее есть даже специальный приз «За юмор в музыке». В Вологде на конкурсе после выступления к ней подошел председатель жюри Белобородов и спросил: «Ты сама сочинила?» Лере тогда было 8 лет.

Ирина Минакова, живущая сейчас в Петербурге, окончила колледж Ростроповичей, училась у Валерия Волкова и уже в 9 лет исполняла собственные сочинения. Окончила училище Гнесиных, стала лауреатом международного конкурса композиторов. В Воронеж она привезла вокальный цикл на стихи Анатолия Жигулина для баритона и фортепиано. Павел Быков, солист Москонцерта, удивительно тонко почувствовал музыку и стихи песен и показал прекрасное владение голосом.

В одной из своих публикаций я уже писала о «подготовленном фортепиано», и вот теперь сама смогла убедиться в его выразительных возможностях. Молодой музыкант при помощи магнитов и скрепок на глазах у публики «приготовил» инструмент к работе. Его цикл «Мейсенский фарфор» появился после посещения выставки в музее-усадьбе Кусково под Москвой. Необычные фигурки Арлекина, любопытного теленка и обезьянки, играющей на лютне, вызвали к жизни сюрреалистические миниатюры. Автор попытался изобразить мир персонажей в необычных тембрах, напоминающих звучание инструментов эпохи барокко. Эта же идея присутствует и в сочинении Писаревского «Музыка на замерзшей воде» (по мотивам «Музыки на воде» Генделя). Денис говорил, что ему близок «диалог разных эпох», который он поддерживает использованием цитат из Куперена, Рамо, Скарлатти и все того же Генделя. Ему нравятся поиски числовых последовательностей, новых сочетаний техник и форм. А нам, зрителям, понравилась необычность и оригинальность этих поисков.

 

От инструмента к голосу

Вечером этого же дня в большом зале музыкального колледжа на Никитинской состоялся еще один яркий концерт «В созвучии со временем», объединивший исполнителей хоровой и камерно-инструментальной музыки. Здесь опять проявила себя Ирина Минакова как автор произведения для детского хора: «Домовенок» был блистательно исполнен хором под управлением Лидии Калининой. Смешанный хор ВГПУ (дирижер – Борис Яркин) подготовил глубокие и серьезные номера Мозалевского, Яркина и других.

Ощущение настоящего праздника современного искусства создали гости из Москвы. Выступление инструментального ансамбля Mixtum Compositum было как глоток экзотического коктейля, когда лишь догадываешься об ингредиентах, а вкус – ошеломляет и очаровывает. Слушатели открывали для себя музыку современной Европы – Пярта, Фуррера, Ксенакиса и других композиторов. На этом фоне очень достойно были представлены и сочинения Судзиловского, Надеждина, Минаковой.

25 апреля в Каминном зале произведения композиторов Черноземья исполняли молодые музыканты. Невозможно перечислить всех участников, но поверьте, что исполнительский уровень воронежских пианистов, скрипачей, виолончелистов, тромбонистов очень высок. А композиторы Игорь Надеждин, Александр Украинский и Михаил Зайчиков хорошо известны в нашем городе. Есть у нас и свои «Виртуозы… Воронежа» – ансамбль «Воронежские солисты», и они показали, что им покоряются произведения любой сложности и любых стилей. В их исполнении прозвучали Шос­такович и Стравинский, Черников (фантазия на тему песни Мокроусова «Одинокая гармонь») и Гальяно.

Главная лирическая страница фестиваля была открыта 26 апреля в музее-усадьбе Веневитинова. Здесь, в отреставрированном салоне, собрались музыканты, чтобы сделать творческое приношение нашему знаменитому земляку, поэту Дмитрию Веневитинову. Были исполнены три произведения на его стихи: Чернышова «Песня Маргариты», Вершинина «Жизнь» и Наумова «Сонет». Думаю, эти романсы еще не раз украсят музыкальные вечера, посвященные поэту. Камерный хор академии искусств включил в свое выступление произведения Александра Мозалевского, Татьяны Шипулиной, Дмитрия Ушакова. Елизавета Ткачева представила свой новый вокально-инструментальный цикл «В поисках времени» на стихи европейских поэтов ХХ века. Пожалуй, автору удалось создать ощущение театрального спектак­ля, где картины связаны между собой. И это не случайно, ведь Ткачева отвечает за музыкальное оформление спектаклей в драмтеатре. Философские поиски художника – это поиски времени и себя в этом мире.

 

На пути к великим

Фестиваль приближался к апогею, к своей высшей ноте. 29 апреля в концертном зале филармонии состоялось сразу несколько премьер. Главная концепция концерта – воссоздание в музыке высокой духовной реальности. Миниатюра Ирины Минаковой «Космофония» посвящена зарождению Вселенной в душе художника. В сочинении «Астральные тени земли. Проекция Асмодея» Натальи Горобец звучит плач демона по утраченной райской жизни, а затем постепенно разворачивается грандиозное полотно мироздания. Так мы подходим к произведению Алемдара Караманова, концерту №3 для фортепиано с оркестром Ave Maria. Солист – Елена Клочкова, дирижер – Юрий Андросов.

Почему имя Караманова важно для слушателей? Его называли «Симферопольским отшельником». Он – крупнейший симфонист ХХ века, им были написаны 24 симфонии. Фактически, он создал целостную музыкальную Библию, отразив в ней главные сюжеты Ветхого и Нового завета. В его музыке я услышала следование лучшим традициям русского симфонизма: проникновенный мелодизм, сложное переплетение музыкальных партий, тембровое богатство и… узнаваемость мощной руки Мастера.

Во втором отделении концерта перед слушателями развернулось грандиозное полотно Александра Локшина – симфония №7 на стихи Блока для большого симфонического оркестра, смешанного хора и баритона. Это была мировая премьера, в которой участвовали Молодежный симфонический оркестр под управлением Юрия Андросова, хор Теат­ра оперы и балета и солист Игорь Горностаев, только что ставший лауреатом конкурса вокалистов имени Надежды Обуховой.

Судьбы Александра Локшина не пожелать и врагу. Он учился по классу композиции у знаменитого Мясковского. Дипломное сочинение на «Цветы зла» Бодлера не приняли к защите, но Мясковский выписал ему справку об окончании курса, и это помогало найти хоть какую-то работу. Еще в молодые годы он был оклеветан как осведомитель НКВД, и сын провел собственное расследование, чтобы реабилитировать отца. Композитором были написаны 11 симфоний, 10 из них – на стихи древнегреческих, японских поэтов. На следующий день после концерта Елена Клочкова и Лариса Вахтель отнесли 2 букета цветов в Воскресенскую церковь, отдав дань памяти великим музыкантам – Караманову и Локшину.

 

***
Удивительно, сколько новых имен открыла я для себя! Но главное – не открытие, а констатация факта! – «Созвучие» прозвучало громко, красиво и убедительно.

Людмила Сандлер
Иллюстрация Марина Демченко

Об авторе

Оставить комментарий