От Круффи до Cirque du Soleil

0

Мы открываем еще одну новую рубрику, которая будет посвящена воронежскому цирку и его истории. Столько, оказывается, прекрасных артистов дал мировому цирку наш город, столько местных цирковых династий выросло тут. Даже в таких знаменитых цирках, как канадский Цирк дю Солей и американские трехманежные цирки Ринглинг, немало воронежских мастеров.

Самый демократичнейший из видов искусств, цирк с раннего детства проникает в наши сердца и остается там до глубокой старости. Ребенок и старец, дворник и академик, буддист и адвентист, Шариков и Борменталь – все совершенно в одинаковой степени наслаждаются этим древнейшим искусством. В одной детской передаче было хорошо сказано: «Есть слова грустные – например, «спать», а есть очень веселые – это, конечно, «цирк».

До беседы с представителем старейшей цирковой династии, народным артистом России, а ныне директором воронежского цирка Борисом Бирюковым я, как и многие, наивно полагал, что наш город, располагая не новым, но все еще достойно держащим трапеции зданием, лишь принимает у себя звезд цирка, взращенных где-нибудь в Москве и за рубежом.

Но на многое открыл мне глаза Борис Константинович, человек необыкновенно интересный, горячо преданный своему нелегкому делу. Так вот, оказывается, цирковой мир был бы гораздо беднее, если бы не Воронеж. Трудно сосчитать, сколько выдающихся мастеров мирового уровня подарила этому виду искусства наша земля.

Прежде всего, конечно, мы воздаем должное самой большой и знаменитой цирковой династии Дуровых. Воронежская ее ветвь началась с Анатолия Дурова, который выбрал для себя цирк, не вняв пожеланиям отца. В строгом смысле Анатолий Дуров не был клоуном — его скорее можно называть сатириком. Конечно, из-за куплетов вроде: «За границей школы строят, а у нас – могилы роют» Дуров имел много неприятностей с полицией. Впоследствии он все более и более увлекался дрессурой и делал сатирические номера, используя в качестве артистов разных животных. Например, выводил на арену поросенка в полицейском мундире и спрашивал: «Кто научил тебя брать взятки? Неужели большие свиньи?». Количество неприятностей у него, как понимаете, после таких выступлений лишь возрастало. Потомки Анатолия Дурова достойно продолжили его дело, и нынешний Театр клоунады Терезы Дуровой в Москве — тому подтверждение.

До революции в Воронеже был большой деревянный цирк, с огромной конюшней, которым владел итальянский импресарио. Здание, конечно же, не раз горело. А в 1929 году на месте, где сейчас расположен «Апекс», было построено замечательное стационарное здание на 2000 мест. То есть цирк у нас любили издавна. А еще в нашем городе была весьма развита художественная и цирковая самодеятельность. Ее сердцем была студия при Дворце культуры им. Карла Маркса. Десятки школьников, студентов, рабочих с увлечением там занимались, студия выпустила десятки выдающихся артистов: воздушная гимнастка Раиса Немчинская, дрессировщица хищников Тамара Эдер, гимнаст на кольцах Леонид Шапошников, канатоходец Фихин, акробаты братья Маренковы, братья Макевы, оригинальные акробаты Зуев и Тертичный… Да не перечислить всех.

Кстати, ни в одном виде искусства нет такого количества династий — при всем том, что труд артиста цирка — один из самых тяжелых. Почему так? Видимо, оттого, что жизнь циркового ребенка с самых пеленок протекает исключительно на колесах. Как в калейдоскопе, меняются города, школы, приятели-сверстники, и только одно остается неизменным – манеж, клетки, гримерки, нагромождение реквизита за кулисами. Этот мир впитывается с молоком матери, он становится единственным понятным и привычным. С малых лет родители вводят своих детей в цирковые номера, те получают первые «дозы» аплодисментов… и уже не могут без этого жить. Цирк вообще обладает необыкновенной магией. Известны тысячи примеров, когда люди приходили работать туда случайно, а оставались навсегда. Немало людей трудится в воронежском цирке по 30-40 лет при очень скромной зарплате, а вот не променяют они эту работу ни на какую другую.

Но вернемся к истории. Выдающийся вклад в цирковое искусство внесло трио гимнастов на турникетах «Круффи» – Алексей Козявин, Павел Дрыгин и Константин Бирюков. Последний работал на заводе им.Тельмана. Так вот, именно с помощью Кости ребята сняли со старых вагонов пружины, выпрямили их и сделали турник из трех перекладин. Пружинная сталь оказалась идеальным для этого материалом, а номер получился ошеломляющим. До «Круффи» действие гимнастических номеров развивалось контиленно — то есть очень медленно. Гимнасты под мелодичную музыку подходили к турнику, делали трюк, соскакивали, их сменял следующий гимнаст. «Круффи» предложили каскад трюков, сменяющих друг друга в невероятном темпе, один находился еще в полете после соскока, а два других – уже крутили сальто.

Впоследствии гимнастов стало пятеро, и зрелищность их выступления выросла многократно. Этот номер самодеятельных артистов стал пользоваться такой фантастической популярностью, что его тут же включили в систему госцирков, три воронежских рабочих паренька отправились на гастроли по необъятным советским просторам. И сейчас, когда мы видим на арене летающих с перекладины на перекладину гимнастов, создающих быстро сменяемые конфигурации тел, то читателям нашим, думаю, будет интересно узнать, что начало этому цирковому направлению было положено в воронежском крае.

Во время гастролей в Тбилиси Константин Бирюков познакомился с музыкальной клоунессой Ириной, которая работала со своими братьями, буффонадными клоунами Танти. Танти были представителями уже пятого поколения старейшей династии Танти-Феррони. Константин влюбился сразу. И родились в этом счастливом браке в Воронеже два сына — Стуар и Борис, которые, едва успев подрасти, стали вводиться в различные номера. Тем более что Константин Павлович к тому времени стал уже руководителем большого циркового коллектива.

Все знают, в какие руины превратили наш город захватчики. В развалины превратилось и здание цирка. И хоть сейчас в это трудно поверить, но среди куч битых кирпичей в «Первомайском саду» очень скоро был натянут брезентовый шапито, из бывших спортсменов и артистов самодеятельных студий была сформирована воронежская труппа. Городские руководители тогда, видимо, хорошо знали, что известное высказывание товарища Сталина в оригинальной версии звучало так: «Для нас важнейшими из искусств являются кино и цирк». Дом Константина Павловича был тоже разрушен, и семья Бирюковых вместе с другими артистами стала рыть вокруг цирка землянки. Жить было негде, еще фашисты не были изгнаны с западных рубежей страны, а цирк в Воронеже уже работал. Не чудо ли?

Семья Бирюковых успешно работала на аренах страны в качестве музыкальных эксцентриков. А в 1954 году они попали в труппу знаменитой дрессировщицы львов, народной артистки СССР Ирины Бугримовой. Однажды она увидела великолепно выдрессированную собаку Бориса и предложила ему попробовать силы в этом жанре.

Номер музыкальных эксцентриков братьев Бирюковых, в котором медведи «играли» на музыкальных инструментах, танцевали и «пели» в микрофон, потрясали публику 70-х. Этот номер никто до сих пор не может повторить. Борис Бирюков выступал на арене в качестве дрессировщика львов до 1996 года.

Сейчас десятки выдающихся артистов цирка, воспитанников Бориса Константиновича, работают по всему миру: украинец Вадим Гончаров, болгарин Станемир Стоянов, пятеро китайских дрессировщиков были самыми прилежными его стажерами. Случались и неблагодарные ученики, что тут поделаешь. Но подавляющее большинство все-таки постоянно звонят и благодарят своего учителя, наставника.

Воронеж – воистину кузница блистательных цирковых кадров.

Мы ведь с вами помним, что в нашем городе – выдающиеся школы гимнастики, акробатики, прыжков воду. Их воспитанники иногда даже в самом разгаре спортивной карьеры пробуют применить свои навыки в цирке — и заболевают им навсегда. Выпускники хореографического училища, артисты балета тоже нередко попадают в цирк. Кстати, многие артисты цирка женятся именно на балеринах. Борис Константинович говорит, что такие красивые, с безупречной осанкой женщины, умеющие правильно сделать «комплимент», очень нужны цирку.
Да, действительно приятно знать, что на самых знаменитых аренах мира работает немало выдающихся артистов, которые с гордостью могут сказать: «Я из России. Я из города Воронежа».

Олег Ласуков
Фото из личного архива Бориса Бирюкова

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий