От Крокус Сити Холла до деревенского клуба

0

Он родился в разгар войны аномально холодной зимой 1943 года в рабочем поселке Анна. Родители – Константин Массалитинов и Галина Рогинская – возлагали на дитя огромные надежды, потому что верили в великую силу его искусства, способную вдохновить народ на победу. Под их чутким присмотром он сделал первые шаги по фронтовым дорогам. Он ночевал под открытым небом в разбитых домах военного Воронежа. Мчался на полуторках к стосковавшимся по домашнему теплу бойцам из частей генералов Руссиянова, Голикова, Белова, чтобы подарить им ощущение радости и легкости бытия. Позже, во времена «железного занавеса», он объездил полмира и донес славу своей земли до 45 стран планеты. Он и сейчас полон сил, а также планов на будущее. Он – это Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К.И. Массалитинова.

Воронежский русский народный хор представляет уникальные традиции южнорусской песенной и танцевальной культуры и по праву считается визитной карточкой нашего края. Низкие грудные женские голоса, насыщенные мягким бархатным тембром, снискали столице Черноземья мировую славу.

Много лет назад хор выступал перед японскими ценителями народной культуры. Натуральные блондинки с белой кожей настолько покорили сердца японцев, которые считали Россию страной гуляющих по улицам медведей, что жители страны Восходящего солнца буквально трогали красавиц руками и не верили, что они – живые и русские. В коллективе до сих пор ходит байка: «Может быть, это из-за нас был улажен вопрос с островами?»

В музее хора хранятся привезенные со всего света подарки – уже почти 70 лет после концертов зрители что-нибудь дарят артистам. Есть в музее коллекция минералов из шахты № 4 рудника имени Кирова, китовый ус, панно из кости северного зверя. Фарфор, куклы, богемское стекло, китайские картины, монгольские народные инструменты, скульптура многорукого Шивы, туесок для ягод, вышитый мальтийский крест. Фонари от благодарных шахтеров, куски асбеста и павловского гранита, чугун с литейного комбината и светильник-ракета. Ну где еще в Воронеже можно все это увидеть? Кстати, скоро музей модернизируют, и в нем, возможно, появится собственный культурный центр.

 

Звездопад событий

Музейная коллекция пополняется и поныне: хор постоянно гастролирует, концерты проходят и в соседних областях – Белгородской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Волгоградской, Саратовской.
Минувший 2010 год осветился целым звездопадом событий.

Воронежский хор отпраздновал 95-летие со дня рождения народной артистки СССР Марии Мордасовой – самой знаменитой солистки Воронежского хора. Частушки из ее репертуара до сих пор звучат в исполнении Екатерины Калмыковой в концертных программах хора. К юбилею исполнительницы хор провел в Воронеже фестиваль имени Марии Мордасовой. В честь еще одного юбилея – 105-летия Константина Массалитинова, народного артиста СССР, основателя коллектива – хор дал в июне большой отчетный концерт на сцене Театра оперы и балета. К этому событию артисты готовились с особым чувством, и в итоге получилось театрализованное зрелище из номеров «золотого фонда» хора.

Значимым событием стали гастроли в Самару – на родину Волжского русского народного хора, куда воронежские артисты ездили по линии творческого обмена. Работать перед такой подготовленной аудиторией было непросто, однако воронежцы покорили сердца всех пришедших в большой зал филармонии.

Дважды коллектив был в Москве. Первый раз по приглашению «Благотворительного фонда «Народной и певческой культуры» он участвовал в фестивале-марафоне «Песни России-2010». Художественного руководителя фонда Надежду Бабкину с воронежскими музыкантами связывают давние дружеские отношения, а с художественным руководителем хора Вячеславом Помельниковым знаменитая артистка училась в МГАИ им. Гнесиных. Есть связи и музыкальные – низкий грудной голос Надежды Бабкиной прекрасно сочетается со знаменитыми альтами Воронежского хора.

А в конце апреля артисты Воронежского хора принимали участие в концерте, посвященном 65-летию Победы. Вообще концертов во славу Победы было множество: и большие сборные концерты, и 25 благотворительных концертов в Воронежской области со специальной программой, в которой отдельным блоком звучали фронтовые песни.

Триумфальным и вполне логичным завершением года стало получение высокой награды – премии Правительства РФ «За цикл военно-патриотических произведений, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Лауреатами премии стали художественный руководитель хора народный артист РФ, профессор Вячеслав Помельников, заслуженный деятель искусств РФ главный балетмейстер Юрий Копытин, заслуженные артисты РФ Лидия Рыжкова и Григорий Горелов, а также концертмейстер Александр Павленко.

Репертуарная палитра коллектива в прошедшем году пополнилась новыми произведениями. Вокально-хореографическая композиция в постановке преподавателя ГИТИСа Дмитрия Томилина «Белый день» основана на традициях народных гуляний Черноземья, дизайнер из Екатеринбурга Ольга Некрасова сшила для композиции новые, отличные от традиционных костюмы для хора. А еще хор включил в программу большой фрагмент под названием «Казачьи песни и пляски».

– Петр первый когда-то переселил сюда тысячу казачьих семей для защиты южных рубежей государства. Украинские и русские казаки породнились, поэтому некоторые песни исполняются на смеси языков – суржике, – рассказывает Тамара Шипилова, фольклорист Воронежского хора.

Песни казаков ассимилируются, но сохраняются свойственные им напор и зубастость. Это не первое обращение хора к казачьему фольклору: у Массалитинова была композиция «От Воронежа до Дона». Современную постановку осуществил заслуженный деятель искусств РФ из Краснодарского края Владимир Капаев, который ранее работал в Воронежском хоре хормейстером, оркестровую обработку сделал главный хормейстер Федор Андреев, а балетные номера поставил настоящий казак – народный артист РФ Николай Кубарь.

– Работать с новым материалом, тем более таким ярким, броским, энергичным, как казачья песня, всегда благотворно, – делится впечатлениями Владимир Капаев. – Исполнители с жадностью поглощали, то, что им преподносилось, за короткое время был освоен нотный материал, а затем появилось свое, «хозяйское» отношение к песне, настроение и характер.

 

По кичке встречают

В творческом коллективе Воронежского хора более 90 человек. Чтобы разместить полный состав на одной сцене, нужна огромная площадка, далеко не каждый населенный пункт может себе это позволить. К счастью, хор может работать и сокращенным составом. Концертные формы, который использует Воронежский хор, разнообразны: многоголосный хор исполняет песни а капелла, балетная группа выступает с оркестром, в котором народные инструменты – жалейки, рожки, трещотки – соседствуют с академическими: баянами, домрами, балалайками.

Коллектив с одинаковым драйвом выступает везде – как на сцене «Крокус Сити Холла», так и в районных ДК, а зачастую – на ступенях деревенского клуба.

На одном из концертов – в селе Русская Буйловка Павловского района – местные жители организовали целый пир: сварили уху, приготовили плов, накрыли стол в клубе и принесли все лучшее из домов: моченые арбузы, пампушки, печенные в настоящей печке хлебы… Вот такая она – народная любовь к народному коллективу.
Костюмерный цех хора занимает целых три помещения. Главный костюм коллектива создала в 60-х годах художница Лина Короткова. Она собрала все лучшее из местных традиций и сделала ставший отличительным знаком Воронежского хора наряд: красно-черные клетчатые платья-сарафаны с украшенным подолом, рубахи с расшитыми рукавами. Художница создала и еще один элемент «фирменного стиля» хора на основе характерного для южных губерний женского головного убора – кички.

Сейчас некоторые артистки сами меняют потускневший декор, украшая свои похожие на райских птиц кички каменьями, бисером, пайетками. Раньше для этого использовались даже перья. На шее каждой певуньи красуется монисто из бисера, причем рисунок монисто и декор на кичках не повторяются.

 

Вечно молодой

Уникальность Воронежского народного хора в том, что он не исполняет песни – он их играет. Хор постоянно находится в движении, танцевальная группа скользит по сцене, переплетаясь с хором… Воронежский хор стал первым коллективом, в котором появилась свобода действия: певцы «спустились со скамеек» и начали передвигаться по сцене. Принципиальным отличием стало и сквозное развитие, которое единой идеей пронизывает, как нить разрозненные бусы, все элементы сценического действа. Такое вокально-хореографическое сплетение – результат каждодневных репетиций и, разумеется, таланта и профессионализма.

– Воронежский хор современен и свеж, потому что есть руководители, которые застали подлинный фольклор, впитали традиции с детства. А если добавить к этому академическое образование и потрясающее художественное чутье – получаются песенные и танцевальные образцы, которые будут актуальны во все времена, – поясняет Тамара Шипилова. Ее поддерживает и директор хора Николай Попов:

– Они – профессионалы, последние из могикан, живущие в 21 веке. А когда профессионализм сочетается с истинной любовью к делу – эффект потрясающий.

Руководители Воронежского хора – и первые, и современные – поставили себе очень высокую творческую планку, и артисты, интуитивно чувствуя это, не могут не соответствовать уровню – иначе получится диссонанс.

Современными обработками коллектив дает вторую жизнь традиционным народным произведениям искусства.

– Мы не аутентичный фольклор, когда артисты поют на диалекте, пытаясь в точности передать голос деревни, и у них это зачастую не получается, – поясняет Вячеслав Помельников. – Наш коллектив поет на русском литературном языке, ведь диалекты постепенно исчезают. Говор мы добавляем, к примеру, в святочные песни, но лишь для украшения. Так же в меру используем в произведениях текущего репертуара и современную джазовую гармонию: джазовые нотки сверкнули, оживили, придали динамики, драйва – и ушли.

 

И стар и млад

Нынешние артисты хора, в отличие от первых звезд, – люди с музыкальным образованием, при этом столь же одарены и болеют за свое дело душой.

Большинство артистов – люди среднего возраста, но работают в хоре и исполнители, которых знает и любит не одно поколение зрителей. Это заслуженный артист России Григорий Горелов, солист хора Виктор Муранов, заслуженные артисты РФ Раиса Помельникова и Юрий Шмаков, солистки балета Александра Воронина, Ольга Дубровина, баянист Александр Павленко. Рядом с мастерами на сцене выступает молодежь, совсем недавно покинувшая стены музыкальных и хореографических училищ. Как же они уживаются? Секрет в том, что в хоре нет деления на стареньких и маленьких. Существуют целые династии: отец и дочь Волобуевы, брат и сестра Пожидаевы, есть в хоре четыре семейные пары, которые объединила «кочевая» жизнь хора. Вячеслав Помельников уверен: когда рядом есть опытные талантливые люди – вокалисту намного проще освоить все тонкости работы с голосом.

Сами руководители также не отказываются от наследия предшественников, а делают их опыт фундаментом, к которому добавляют творческие надстройки. Но есть и такие произведения, где вмешательство не нужно – так, хореография первого балетмейстера Михаила Чернышова используется в постановках и поныне.
– Мы сохраняем традиционное региональное направление, – говорит главный балетмейстер хора Юрий Копытин. – Но ведь и современный танец взял от народного очень многое – например, ритмические структуры. А отличается все лишь авторским видением.

В Белгородском крае, входившем когда-то в состав Воронежской губернии, был интересный танцевальный фольклор, и Юрий Васильевич в свое время «подсмотрел» там танец с бубнами. Еще 20 лет назад танец произвел фурор, он зрелищен, технически сложен и требует высокого уровня актерского мастерства: «Бубны рвутся каждый раз», – образно говорят в хоре. До сих пор далеко не все танцоры из других коллективов способны повторить воронежский успех.

 

Простая магия

Номера «золотого фонда» хора, безусловно, нуждаются в достойной оправе – хороших видео– и аудиозаписях, но с этим, увы, непросто: нет ни качественной аппаратуры, ни своей студии, где можно было бы запечатлеть высокое народное искусство. Но, бесспорно, лучший способ ощутить красоту и многогранность творчества хора – это увидеть выступление вживую.

16 марта состоится большой концерт Воронежского русского народного хора им. К.И. Массалитинова в нашем городе. В нем будет сочетаться все лучшее, что было и есть в его репертуаре, и новые номера – «Казачьи песни и пляски» и «Белый день».

Говорят, концерт хора нужно посмотреть полностью – в репертуаре, состоящем из народных песен, обработок и авторских произведений, всегда найдется то, что заденет за душу любого зрителя, независимо от его пола, статуса и музыкальных пристрастий. «Не шуми ты, рожь», «Камень», «Степь да степь кругом», «На улице дождик», «Ой, мороз, мороз» – магия простых слов и мелодий завораживает. Одна из поклонниц хора поделилась историей о том, что ее внучка, вполне современный ребенок, воспитанный на«Шреке», обнаружила дома запись частушек в исполнении Мордасовой – и теперь это ее любимая музыка.

– Даже сейчас молодые люди на свадьбах пляшут «Матаню», поют старые народные песни. Как будто и не существует Билана! – шутит Тамара Шипилова. – Эта потребность живет внутри каждого из нас. Стоит лишь задеть душевные струны.

Алена Захарова
Фото из архива Воронежского русского народного хора 

Об авторе

Оставить комментарий