Обряд инициации. Или на пороге костяного дома

1

18 декабря ушедшего года в книжном клубе «Петровский» был презентован проект культурного кластера, который в теории должен появиться в Воронеже. Встрече предшествовала поездка заинтересованных бизнесменов, общественных деятелей и представителей власти в Москву, где на конкретных примерах можно было понять, что это вообще такое – культурный кластер. Сказано и написано на эту тему было уже немало, так что постараемся проанализировать, что нам уже известно, и то, что еще предстоит узнать. Благо, многие из участников встречи поделились своим мнением и видением ситуации.

klaster

Когда разговор заходит о культурных кластерах, в разных контекстах всплывают обычно центр современного искусства «Винзавод», лофт-проект «Этажи», центр дизайна ARTPLAY и всякие другие объекты, столь же часто поминаемые, сколь и мифологически далекие от Воронежской земли и местного сознания. Вышеупомянутая встреча, которая пока породила гидру о головах «власть-бизнес-творческая среда», назревала пару лет. Но прежде не было повода для предметного разговора и близкого знакомства этих голов друг с другом.

Из всей совокупности вопросов и ответов (вторых, впрочем, несравненно меньше), пожалуй, уместно выделить два основных тезиса. Во-первых, культурный кластер – это не бывшее промышленное помещение, переоборудованное в арт-студию, и не творческий квартал; в то же время это и не коллектив единомышленников от разных сфер культуры, искусства и бизнеса, не сегмент социума в чистом виде. Культурный кластер – это экосистема, среда, которая включает все вышеназванное и решает одну простую задачу: давать адекватный ответ культурным запросам общества своего времени. Параллель не совсем корректная, но не зря же в советское время создавались всевозможные клубы и ДК.

В Воронеже представлен широкий спектр самодостаточных творческих индустрий – начиная с художников и музыкантов и заканчивая архитекторами, дизайнерами, представителями различных аудио-видео– и анимационных студий. Кто-то видит перед собой исключительно художественное пространство, кто-то умеет на этом зарабатывать деньги, а кто-то ориентирован и на то, и другое.

Помещение, где под одной крышей соберутся эти самые резиденты, с одной стороны, не может не стоять во главе угла. От инфраструктуры будет зависеть очень многое – и потенциальные расходы, и географические нюансы (понятно, что в «центре» лучше), и условия для тех или иных резидентов. С другой же стороны, нам самом деле не так уж важно, будет это «Воронежсельмаш», экскаваторный или ликеро-водочный заводы. Появление культурного кластера в любом случае и в любом месте способно и должно вызывать творческий взрыв.

Собравшись, все эти институции смогут лучше отстаивать свои интересы, родится эдакий коллективный игрок, исповедующий принцип сверхаддитивности – сообщество работает эффективнее, чем разобщенные его представители. Когда у тебя под боком и выставочный зал, и концертная площадка, и всевозможные студии-мастерские, и серьезные офисы, а там – коллеги из разных смежных и не очень сфер – это всегда возможность взаимно усиливать друг друга. В особенности, если таковой кластер подразумевает и активное взаимодействие с внешней средой, с потребителем на уровне выставок, выступлений артистов и всякого рода художественных перфомансов. Не забываем и про оздоровительный эффект для среды обитания. Достаточно просто сказать, что это в любом случае будет заметно красивее и интереснее угнетающих индустриальных «коробок» любой промзоны.

Конечно, это все слишком обобщенно. «Прогнозы», «эскизы», «черновики», «итерации» – все эти слова будут звучать многократно, пока от мифа мы не перейдем к работе. Но проект, связанный с творчеством, не может быть загнан в жесткие рамки, он будет развиваться и меняться постепенно, сам. Однако сперва надо точнее сформулировать запрос Воронежа. Помянутая встреча никакой итоговой картины представить не может, она не для этого вообще проводилась. Из тех людей, кто проявит наибольший интерес, который выльется в полезную активность, сформируется ядро. Остальные потом присоединятся по факту и (или) по желанию. А пока нужен анализ ситуации и концепция, которая потом будет представлена осторожному бизнесу и по умолчанию строгой власти. Только на это, по предварительным прогнозам, уйдет полгода – плюс-минус. Всего же ждать около двух-трех лет, по истечении которых процесс не законсервируется, а продолжит эволюционировать, но уже встав на твердые рельсы. Ровно так же, как вместо одних бутиков в торговых центрах появляются другие, а на смену одним художникам в выставочных залах приходят следующие.

Вероятно, арендная плата для желающих поселиться в таком кластере будет устанавливаться индивидуальная. Понятно, что бизнес-организации, уверенно стоящие на ногах, способны платить больше. Условно голодные же художники, которые необходимы для создания творческой атмосферы, получат льготы. Без разговора о деньгах тут сложно. Но важно понять и принять, что государственная власть не будет, да и не должна помогать финансово, от нее требуется другое -административный ресурс и покровительство. Денежный вопрос решается бизнес-сообществом, которое может не диктовать условия творческим индустриям, а намекать и предлагать свои идеи. Поэтому позитивный эффект достижим только при постоянном диалоге всех трех сторон.

В общем, пожалуй можно твердо сказать, что Воронеж готов для смелого и сильного шага. Культурный кластер – это не то окончательное место, куда мы стремимся придти, как в рай. Нет, это только – возможно, неминуемая и необходимая, если опираться на мировой опыт, – ступень, благодаря которой наши мечты, фантазии и мифы обретают реальное воплощение.

Костяной дом – образ, использованный филологом-фольклористом Владимиром Проппом в его труде «Исторические корни волшебной сказки». Он отмечал, что мифотворческое сказочное сознание очень часто тяготело к особенному месту, в котором происходил обряд инициации. Тот самый Костяной дом, куда попадал условный мальчик, которому предстояло пережить ритуальное (и подчас болезненное) превращение в мужчину.

Данную тему несколько лет назад активно форсировал известный российский игродел Николай Дыбовский, у которого я позаимствовал название для этого текста. Дыбовский, впрочем, пророчески говорил уже тогда об отдельной индустрии – одновременно развлечения и искусства. У нас ситуация немного иная по масштабам и фактуре, потенциальный кластер, который прежде казался сказкой (да и сейчас во многом столь же мифологичен), может и должен стать для воронежской культуры своеобразным Костяным домом, испытанием, которое способно вывести на качественно новый уровень местное творческое сознание. Вывести или погубить его. И каким бы сказочным (без четкого и внятного артикулирования, без конкретики) не казался проект сейчас, но одно уже ясно однозначно – мы стоим на пороге Костяного дома, и нам остается только должным образом подготовиться к обряду инициации, прежде чем мы шагнем внутрь.

Александр Вихров
Иллюстрация Марина Демченко

Мнения

Евгений Хамин, глава группы компаний, депутат Воронежской областной Думы:
«Наша делегация провела в столице несколько насыщенных в информационном плане дней. В первую очередь хочется отметить Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» – по сути «лабораторию идей, смыслов, стратегий и решений». Нам удалось познакомиться со спецификой, управленческой деятельностью объекта и множеством новейших концептуальных идей. Кто-то из нас обозначил для себя интересные детали, а кто-то и целые направления развития, почерпнув что-то важное для своей профессиональной (специализированной или управленческой) деятельности. Хочется выразить особые слова признательности директору Института Варваре Мельниковой за радушный прием и познавательную беседу. Яркое впечатление произвели первый творческий кластер Москвы – Центр дизайна ARTPLAY, культурно-выставочные проекты которого, в том числе международные, делают его яркой точкой на карте Москвы; бизнес-центр «Фабрика Станиславского», который представляет собой гармоничное сочетание старины и современности в лице успешного бизнес-проекта с великолепной архитектурой XIX века. Запомнился своей неповторимой атмосферой и выдающейся коллекцией первый в России частный музей актуального искусства ART4.RU (искусство для России). Нельзя не отметить и приятное впечатление от общения с основателем этого музея Игорем Маркиным. Вопрос появления культурного кластера в Воронеже уже назрел. Кто-то из участников поездки увидел интересные концептуальные идеи, кого-то больше заинтересовал вопрос развития территорий под эти объекты, кто-то нашел недостающие акценты в своем видении облика и развития нашего города».

 

Илья Долгов, современный художник, лауреат премии «Инновация-2013»:
«Это интересная история. Но у меня есть некоторые опасения. Не хочется, чтобы в итоге мы получили «гетто» или очередной торговый центр. Чем активнее ведутся разговоры про деньги, тем более пустынными и безжизненными становятся такие места, превращаясь в дорогие куски земли. Чистый бизнес-проект в творческом поле всегда мрачен. В той же Европе достаточно подобных институций некоммерческого толка, которые не привязаны к пресловутой эффективности или пользе. А если говорить о конкретных вещах, то меня беспокоит судьба визуального искусства в этом проекте и арендная плата. Что касается первого, то тут мы сами виноваты. Нас здесь едва наберется десяток человек, а в Краснодарском крае, к примеру, на современное искусство ориентированы порядка сорока. В Воронеже лучше перспективы у аниматоров и видеостудий. Касательно арендной платы – большинство моих друзей-коллег из разных городов не состоят ни в каких кластерах как раз из-за некомфортных финансовых условий. А судьбу таких проектов всегда решают резиденты».

 

Марина Ракова, заместитель руководителя департамента архитектуры и строительной политики:
«Культурный кластер в Воронеже – пока это, безусловно, больше вопрос, нежели утвердительное восклицание. Но любые проекты всегда с чего-то начинаются. С идеи автора, с запроса общества или рынка. Уверена, что у Воронежа дорога к культурному кластеру будет своей и, скорее всего, непохожей на Москву, Санкт-Петербург или Хельсинки. По ряду многих причин – и субъективных, и объективных. Абсолютно верным на стартовом этапе было знакомство с московским опытом и погружение в среду полноценных (и весьма успешных с позиций бизнеса!) живых творческих пространств. За это отдельное спасибо Эдуарду Боякову, который за два дня сумел показать воронежской делегации МАРШ, Стрелку, Парк Горького, театр «Практика», Винзавод, Мультимедиа Арт Музей, Гоголь-центр. В нашем случае остро необходим человек с личным интересом к культуре и высоким уровнем энтузиазма в отношении проекта. Роль личности в этой истории, на мой взгляд, особо важна. Слишком многих надо «заразить» и убедить. А будет ли это территория экскаваторного завода, или Сельмаша, или ликеро-водочного завода – это уже второй вопрос. Осторожность, с которой бизнес сейчас смотрит на идею использовать принадлежащую им недвижимость для культурных проектов, понятна. Ведь в городе достойных аналогов, за исключением жизни в «Книжном клубе», практически нет. Торговые центры и жилые комплексы, с сопутствующей им «культурно-досуговой» начинкой понятны, а вот культурный кластер, увы, нет… Пока это еще не вписывается прочно в категорию «модно», но для этого нужно всего лишь время и люди, способные изменить либо просто скорректировать систему ценностей городского сообщества».

 

Геннадий Чернушкин, основатель и владелец мебельного холдинга «Ангстрем»:
«На мой взгляд, нужно говорить не об одной площадке, кластер – это много. И мы должны понять – много чего. С моей точки зрения, должно быть несколько площадок, организованных по разным принципам и конкурирующих друг с другом, потому что зонирование и встроенная конкуренция усиливают эффект. Главное, понять концепцию — что должно здесь быть. Также важно понимать, что необходимы не только усилия трех названных здесь сторон: власти, бизнеса и креативного сообщества. Необходимо, чтобы эти усилия были направлены к одному результату с равной и синхронной интенсивностью. Если каждая из сторон будет проявлять активность по очереди, а не в унисон, у нас ничего не выйдет. Это как цанговый патрон, который сжимает сверло, постепенно сужаясь. В результат таких действий я верю. А бизнес, который вы сегодня видите здесь, — за ним бегать не надо, он сам готов вместе с вами, креативным классом, убеждать кого надо в необходимости создания проектов, меняющих среду».

 

Александр Гусев, глава городского округа город Воронеж:
«Если говорить о формате нашей встречи, то могу отметить, что это было живо и конструктивно, а такое случается нечасто. Я готов поддерживать проект от лица власти. Современное искусство будет в любом случае отвоевывать пространство и нет причин ему мешать. У нас перед глазами положительный опыт Москвы и зарубежья: когда двое, то это конкуренция, а когда десять – и они вместе, то это уже развитие. Однако всем надо понимать, что это коммерческий проект. Мы поможем административными мерами, посодействуем в поиске помещения, которое должно быть не периферии города, а в центральной его части. Конечно, это творческий проект и, наверное, речь идет не просто об офисном пространстве и офисной идеологии. Но инвестор должен сам рассчитывать и экономически выверять все последствия».

 

Дмитрий Большаков, директор арт-группы «Квадрат», координатор проекта:
«На мой взгляд, это был первый конструктивный разговор по теме творческого кластера. Не о фантазиях и воздушных замках, а о реальной перспективе его создать. В этом году собралась критическая масса людей из разных сфер, у которых есть желание воплотить подобный проект в реальность. В Воронеже за последний год культурная жизнь, что называется, заметно оживилась. Конечно же, катализатором во многом стал Эдуард Бояков. Но важно понимать, что культурные процессы в Воронеже активизировались еще до него, в последние пять лет. И идея создать арт-кластер — это тоже внутренний воронежский процесс — не приносное явление, а местная инициатива. Другой важный момент: бизнес-сообщество и власть проявили интерес к проекту, и шаг сейчас за творческими индустриями и за командой, которая будет разрабатывать внятную предварительную концепцию арт-кластера».

 

Евгений Дрюков, директор полиграфического предприятия «Новый взгляд»:
«Просто зарабатывать деньги и радоваться на Мальдивах – это не то, что нас интересует. Речь идет об имидже города и области. Важно отметить, что реализация любого культпроекта всегда хромает как минимум на одну ногу без должного техобеспечения, даже если замыслы самые грандиозные. Наше предприятие способно стать ресурсным центром, своеобразной базой для реализации в том числе художественных идей. Не хочу делать из этого рекламу, но производство – тоже часть творческого процесса. Полиграфия – лишь одно из направлений, которые необходимы проектам, подобным культурному кластеру. Это уже больше, чем простой коммерческий интерес. Любому бизнесу важен эффект синергии. И сегодня позиционирование на рынке для крупных игроков не может упираться в тезисы «Мы самые дешевые и качественные – идити все к нам!» На высоком уровне необходимо совершенно иное позиционирование, необходимо вникать в идеи, даже если это некоммерческие проекты. Например, краеведческая или духовная литература не обладает достаточным пиаром и статусностью, чтоб качественно и регулярно издаваться. Став участниками творческого кластера, мы могли бы решить эту проблему благодаря мощному культурному ядру, которое там будет сформировано. Точно так же немало полезного способны сделать иные смежные предприятия, предоставляя огромный комплекс услуг друг другу и вообще всем культурным сферам».

Об авторе

1 комментарий

  1. Дмитрий Алмазов опубликовано

    Каждый заинтересован по своему в создании такого кластера ИСКУССТВА, но это и должно объединить творческих людей, в большей части молодежь. А если человек занят любимым делом он не может сделать, это плохо!

Оставить комментарий