«Куда мне деться в этом январе?..»

0

Пир во время войны

Сирена. Пролетарский двухнедельник. Воронеж. 1918-1919. / Приложения: статьи Т.А. Дьяковой, А.С. Крюкова, О.Г. Ласунского. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. – 360 с.

sirena

Для нескольких поколений любителей изящной литературы журнал «Сирена» – это уже почти полумифическая история о том, как в разгар Гражданской войны, посреди разрухи и голода поэт-акмеист Владимир Нарбут издавал в Воронеже лучший литературный журнал того времени. Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Андрей Белый, Валерий Брюсов и другие громкие имена украшали его страницы, которые были оформлены знаменитыми художниками из младшего поколения «мирискусников»… Вышло всего три книжки (пять номеров), которые давно стали библиографической редкостью. В советские годы о «Сирене» говорили разве что намеками: был, мол, такой журнал, но интересы его авторов оказались страшно далеки от «принципов партийности и народности в искусстве», что привело к «беспринципной идейной позиции» журнала. Были среди авторов «Сирены» и такие, чьи имена находились под негласным запретом вплоть до перестроечного времени (тот же Нарбут).

В Воронеже даже в областной библиотеке не было ни одного экземпляра этого издания. Единственный на всю область изрядно потрепанный комплект с вырванными страницами хранился в библиотеке ВГУ. На руки его не выдавали, но бывали случаи, когда получалось разжалобить библиотекаршу, и та разрешала переписать в тетрадку какие-нибудь стихи из «Сирены». Например, вот эти нарбутовские: «Щедроты сердца не разменяны, / И хлеб – все те же пять хлебов, / Россия Разина и Ленина, / Россия огненных столбов!..»
И вот теперь, 95 лет спустя, «Сирена» переиздана. Полная подшивка журнала составила 2-й томик серии «Историко-литературные памятники воронежского края», который вышел в Центре духовного возрождения Черноземного края. (Первый выпуск из этой серии, включавший легендарное «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» Евфимия Болховитинова вышел в свет в 2011 году). Книга состоит из трех разделов: сначала репринтное воспроизведение страниц легендарного журнала, затем – перепечатка всех текстов в современной удобочитаемой транскрипции и, наконец, приложение, содержащее научные исследования этого литературного феномена. Издание выполнено на высочайшем полиграфическом уровне: достаточно сказать, что репринтное воспроизведение книги сделано по едва ли не лучшему в стране по сохранности экземпляру журнала из личного собрания руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского. Научный раздел включает самые последние изыскания воронежских ученых, связанные с «Сиреной». «В условиях всеобщего экономического кризиса, развала межтерриториальных отношений Нарбут сумел создать литературно-художественный журнал, который, несмотря на свою кратковременность, заслужил сегодня несомненное право считаться одним из самых значительных памятников провинциальной российской периодики ранней послереволюционной эпохи», – эти слова историка русской провинциальной культуры Олега Ласунского отражают общий пафос всех публикаций раздела.

 

Чтобы помнили

Федоров М.И. Солдат правды: Проза, жизнеописания, киносценарий, критика. – Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2013. – 554 с.

soldat

Эти книгу ждали с опаской. Ее автор несколько последних лет работает в жанре литературного компромата, издавая каждый год книгу новых разоблачений местных литературных генералов. Несколько лет назад он записал на диктофон многочасовые рассказы о жизни и судьбе одного из самых значительных воронежских писателей второй половины ХХ века Юрия Гончарова. Некоторые откровения прозаика, без его ведома, попали на страницы столичной «Литературной России». Разразился грандиозный скандал, и Юрий Данилович запретил публиковать записи беседы и прекратил всяческие отношения с автором книги.

После этого Михаил Федоров уже под своим именем выпустил два издания эпатажного бестселлера «Громкие» дела писателей» – книгу о воронежских писателях-злодеях, в которой легко угадывались истории, рассказанные Гончаровым. В феврале прошлого года Юрия Даниловича не стало. Федоров пообещал обнародовать все неопубликованные еще записи их бесед, чем вызвал в литературных кругах города неприятное предвкушение очередного скандала. И вот книга вышла. Записи бесед с воронежским классиком занимают в ней шестую часть и, без сомнения, представляют главную ценность. И хотя есть в них крепкие словечки, которые отпускает Юрий Данилович по адресу некоторых литературных собратьев, в целом эта публикация скандальной не выглядит.

Отчасти, потому что все эпатажное из рассказанного Гончаровым Федоров уже выковырнул, как изюм из булки. Но дело не только в этом. Автор книги практически не стал править устную речь собеседника, благодаря чему сохранилась неповторимая интонация Юрия Даниловича, его построение фразы, развитие мысли. Сегодня, после ухода писателя, все это обретает совершенно другой смысл. Это не сведение счетов, а грустный рассказ о том, как власти города многие годы всеми способами пытались избавиться от одного из лучших писателей. («Я собирался покинуть Воронеж, потому что отношение ко мне было очень скверное, – рассказывает Гончаров Федорову. – Ну, буквально выжимами меня из города»). И о том, что ему помогло выстоять в той полной безнадеге. Рассказ Юрия Гончарова об этом воспринимается сейчас, как завещание: «Прожив писательскую жизнь, я бы никому не посоветовал идти по писательской дороге.

Лучше заниматься каким-нибудь другим делом, где нет такого давления, запретов, цензуры. Где не уродуют душу, не заставляют о том, что является правдой, молчать, а вместо правды говорить ложь… Но если ты ступил на путь писателя, то наряду с тяжелыми переживаниями, потрясениями тебя ждут секунды, минуты, часы, дни великого счастья, ни с чем не сравнимой радости от ощущения, что ты обладаешь полнотой жизни».

Вот и все. Кто знаком с творчеством Юрия Гончарова, быть может, после этой книги откроет для себя что-то новое. А тот, кто его не читал, надеюсь, обратится к его книгам. Спасибо Михаилу Федорову за эту возможность. И еще вот за эти его слова: «Юрий Данилович!.. Мне есть в чем перед Вами покаяться. Простите, если что не так…»

 

Звездный билет

Кургузов Ю.М. И у нас был Высоцкий: Воспоминания. – Воронеж: ООО «Центр.-Чернозем. кн. изд-во», 2013. – 60 с.

vis

«Нет, вы только представьте: молодой, не шибко опытный еще сотрудник низового, так сказать, звена издательской табели о рангах становится неожиданно редактором книги самого Владимира Высоцкого! И она – вообще первая его книга как редактора», – так начинает Юрий Кургузов свои записки о выпуске в Воронеже в 1988 году первой в СССР «толстой» (560 стр.) книги стихов и прозы Владимира Высоцкого.

Эта книга о «звездном билете», который в нашей стране иногда выпадает пытливым и дерзким парням. Правда, случается это лишь в периоды политической «оттепели», потому как в морозные годы звезды от нашей страны почему-то отворачиваются. Юрий Кургузов свой «звездный билет» вытянул. Начинающий редактор был поставлен во главе проекта, который (это было ясно с самого начала) должен был закончиться изданием бестселлера в масштабах всей огромной страны, жаждущей обновления. Думаю, это было гениальное административное решение. Чтобы издать самого раскрепощенного поэта сбрасывающей с себя идеологические колодки страны, надо было уметь слышать шум улицы, подставлять лицо ветру перемен. А это лучше всего получается в молодости, когда рассудок еще не подсел на наркотик «осознанной необходимости»…

Кургузов рассказывает о людях, с которыми готовил к печати сборник «Не вышел из боя». Знаменитый Всеволод Абдулов, самый искренний друг Высоцкого, после смерти которого он просто пропадал от тоски. Фонтанирующий идеями, неистовый поклонник творчества Высоцкого Александр Сергеевич Чаплыгин, умевший потрясающе угадывать фонетику стиха любимого поэта…

И, конечно же, эта книга о «перестройке», об особом ритме этого времени. Он был естественным, и в нем было огромное обаяние. Тогда он казался динамикой нового времени. Ну, посудите сами: «В самый разгар антиалкогольной компании: «Юр, поедешь к нам, купи хоть бутылку водки, в Москве вообще не достать». Купил две, которые моментально высветились на экране монитора в аэропорту. В ответ на вопросительно-задумчивые взгляды милиционеров сказал: «Мужики, лечу в Москву к друзьям Высоцкого. Будем у нас в Воронеже его книгу издавать». «Мужики» в серой форме молча переглянулись и… отвернулись…»

Дмитрий Дьяков
иллюстрации Мария Каплиева

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий