Новый поворот «Зеленой улицы» | «Время культуры»

Новый поворот «Зеленой улицы»

0

Представьте комичный случай: чадо из одной состоятельной семьи отказалось от заграничного отдыха, желая провести каникулы в одном из воронежских оздоровительных лагерей. Дабы разобраться с парадоксом, мы встретились с Екатериной Рождественской – генеральным директором образовательного центра, студии иностранных языков «Зеленая улица». Педагогический отряд «Зеленой улицы» работает восемь лет, два года из которых готовит смены в том самом лагере, под названием «Кировец». Он рассчитан на детей 7-16 лет и находится в Сомово.

SUN_9660

– Как получилось, что дети предпочли Воронеж зарубежью?

– Они ехали на один поток, после чего должны были отправиться с семьей за границу. Но ребята настояли, чтобы родители сдали билеты и разрешили остаться на второй поток. Пришлось ввести для них дополнительные места. И таких случаев за прошлое лето было восемь. Хоть мы и разрушили планы родителей, зато получили непредвзятую оценку работы.

– Но как вам удалось их так заинтересовать?

За рубежом детям предлагают насыщенную экскурсионную программу, но без инклюзива – без включения. А у нас они погружаются в среду, где становятся главными действующими лицами. Помимо активного отдыха, дети получают пищу для ума. Мы создали уникальную для нашего региона программу «Школа делового развития». Это восемь спецпредметов, например, основы бесконфликтного общения, клиентоориентированность, ораторское искусство, грамотность речи, основы PR и рекламы и так далее. Способ подачи – семинары и мастер-классы, – для проведения которых мы приглашаем специалистов и так называемых self-made persons – людей, которые всего добились сами. В последнее время у нас даже образовался конкурс: по три, а то и по пять желающих на место.

– А международные проекты у вас есть?

– Уже шесть лет сотрудники «Зеленой улицы» сопровождают юных воронежцев в международные лагеря. Школы и лагеря наших партнеров находятся в Великобритании, США, Франции и Германии. Среди них английские «Пэнбурн» и «Фаррингтонс», американские «Малибу» (Калифорния) и «Мэримаунд колледж» (Лос-Анджелес), куда съезжаются дети из разных стран. В этом году мы нашли партнеров в Хорватии, ведь Англия и Штаты не всем по карману. Существует и замысел, как сделать «Кировец» международной площадкой. Для полного воплощения нам потребовалось бы 7-15 лет. А у иностранцев нет такого разнообразия культурной программы. Нет традиций «Артека», пришедших еще из пионерских лагерей. И нужно стремиться к тому, чтобы и у нас в регионе появилось поле для содружества народов, хотя о своих ребятах ни в коем случае нельзя забывать.

– Вы постоянно сотрудничаете с лагерем «Кировец»?

– На этой площадке мы уже два года. Лагерь принадлежит городу. Наш совместный проект – пример успешного сотрудничества госструктуры и некоммерческой образовательной организации. Мы рады, что руководство города и области понимает, как важно устроить детский отдых в Воронеже на высоком уровне. Мы, конечно, искренне им благодарны. «Кировец» подходит нам с точки зрения технической оснащенности. Бассейн, отапливаемые помещения, удобства на этаже – все это очень важно. Так же мы предоставляем собственное мультимедийное оборудование. Мы работали с другими лагерями города, сейчас же планируем на площадке «Кировца» развивать направления нашей программы.

– А какие направления уже есть?

– В этом году их было четыре: английский язык, школа делового развития, три «Э» (этика, эстетика, эрудированность) и школа выживания и самообороны. Изучение английского у нас проходит не в академическом, а в игровом плане. Ведь для ребенка это отдых, который нельзя превращать в типичный образовательный процесс. На каждом занятии по этике, эстетике и эрудированности мы рассказываем о разных жанрах и течениях в искусстве, культуре. Теоретическую часть представляют собой мультимедийные презентации, а на практике дети могут сами побывать в роли гениев минувших веков. Например, почувствовать себя древнегреческими скульпторами, пощупав своими руками рабочие материалы. Важна и культура общения. Так, на одном занятии мы рассказывали об искусстве сервировки стола. Эту программу мы написали совместно с преподавателями факультета философии и психологии ВГУ.

Направления меняются каждый год, каждую смену. Мы называем это наполнением или легендой. И даже если предметы повторяются, то наполнение всегда разное. Понимая, что каким бы интеллектуально развитым и образованным ни был человек, не факт, что это поможет ему в экстремальной ситуации. Поэтому мы создали школу выживания и самообороны. Рассказываем о чрезвычайных ситуациях, о поведении при захвате в заложники, об оказании первой медицинской помощи. Базовые приемы самообороны преподает полковник, участвовавший в военных действиях. Он долгое время преподавал в одном из военных вузов, а сейчас работает коммерческим директором в солидной организации. Кстати, большинство экспертов участвуют за небольшое вознаграждение – либо вовсе бесплатно, ведь для них это возможность поделиться своим опытом, поучаствовав в благом деле.

– Расскажите о том, что творится собственно в лагере? Как формируется распорядок дня?

– В любом виде отдыха должно быть разнообразие. Дети едут в лагерь, чтобы подышать свежим воздухом и вырваться из круга «школа – дом – школа». В первой половине дня ребенок наиболее активен, поэтому в это время мы занимаемся образовательными программами. После обеда – спортивные и творческие мастерские.

– А как подбирается педагогический отряд?

– В педотряде 50 человек. В течение года они проходят обучение и отбор. Потом сдают экзамен по ряду дисциплин – это и основы оказания первой медицинской помощи, и распорядок жизни лагеря, и внутренняя документация, и умение пользоваться основными игротехниками. Если экзамен сдан успешно, будущий вожатый получает сертификат, дающий ему право работать в лагере.

Причем вожатый в этом случае не обязательно должен быть студентом педагогического вуза. Студенты – это самая яркая, активная, пульсирующая часть нашего педотряда. Мы стараемся выбирать самых умных, творческих, респектабельных и активных. Те, кто работает в лагере не первый год и уже успел пройти «боевое крещение», могут стать вожатыми без экзамена. Мы таких вожатых ценим, они все понимают с полуслова. Но костяк отряда формируется из квалифицированных педагогов «Зеленой улицы». Они являются сотрудниками организации многие годы, у них богатый опыт работы с детьми и специализированное высшее образование, различные международные сертификаты. Эти люди всегда сумеют найти подход к ребенку, заинтересовать его. Ведь мы привыкли работать с ребятами, которые приходят по собственному желанию, а не по обязательной программе, как в школе. Тот, кто раз попробовал нас на вкус, не останется равнодушен, и непременно вернется. Если, конечно, навсегда не решит, что это не его. Кстати, это применимо и к детям, и к педагогам.

– А сколько же смен в году?

– Мы стараемся работать в любые каникулы. Лагерь рассчитан на детей школьного возраста, поэтому приходится придерживаться расписания общешкольной программы. Три-четыре смены летом и пятидневные сборы на осенних, весенних и зимних каникулах. Кстати, этой зимой в «Кировце» будет сбор под названием «Бизнес-олимпиада Кировец-2014». Мы не смогли оставить без внимания сочинскую олимпиаду, поэтому будем организовывать смену как олимпийское движение. Нужно показать, что олимпиада – это не только соревнование за возможность быть первым, лучшим, но и кропотливый ежедневный труд. Вопрос – как рассчитать шаги на пути к победе.

– И как рассчитать эти шаги, опираясь на изучение языка?

– Знание языка – это не профессия. Язык включает в себя культуру, историю, быт. Переводчик, в первую очередь, должен знать предмет разговора. General English дает общее понимание, но не тонкости, с которыми сталкиваешься в обычной жизни. Например, юридический договор или заказ экзотического блюда в иностранном ресторане – это как раз такие случаи. Нужно объяснить ребенку, зачем необходимо изучение языка. Процитировать Льва Толстого: «если человек не знает иностранного языка, он не сможет оценить красоту и достоинства языка родного». Нет фактора сравнения. В прошлом году в образовательный пакет мы включали три языка: английский, немецкий и французский. В этом – сосредоточились на английском.
Школа делового развития уже в раннем возрасте раскрывает ребенку азы различных наук, учит бесконфликтному общению, дает практические знания. Мы помогаем человеку со школьной скамьи определиться, что ему действительно нужно, чем он хотел бы заниматься в дальнейшем, и помогаем приобрести практические навыки и умения столь необходимые во взрослой жизни.

Михаил Супруненко

Об авторе

Оставить комментарий