Музыка без пиджака. 4 октября стартовали «Джазовые сезоны» | «Время культуры»

Музыка без пиджака. 4 октября стартовали «Джазовые сезоны»

0

Двухчасовая порция старого доброго классического джаза – не самое оригинальное, но вполне приятное intro ко второму витку воронежских «Джазовых сезонов».

IMG_8715

Открыла новый сезон вокалистка из США Шэрон Кларк. Обладательница престижных премий, победительница многочисленных музыкальных конкурсов, хедлайнер различных джазовых фестивалей выступила 4 октября в филармонии в сопровождении российского джаз-квартета. Судя по тому, что в зале свободных мест не было (даже пара рядов приставных стульев оказалась полностью занята), в Воронеже поклонников традиционного джазового вокала более чем достаточно. Редактор Jazz.ru Кирилл Мошков как-то очень точно подметил, что «русский человек вообще любит, чтобы ему пели. Если не на русском языке – еще можно потерпеть, когда поет красивая экзотическая женщина». Шэрон Кларк – как раз тот самый случай. Хрестоматийный.

Ближе к корням

Решение организаторов начать «Джазовые сезоны»-2013/14 с выступления заокеанской джаз-дивы не было спонтанным.

– В прошлом году, при всем разнообразии направлений, нам не хватило корневой музыки жанра. Вот почему в этом сезоне мы пригласили Шэрон Кларк. Думаю, она именно из тех музыкантов, которые несут эмоции настоящего корневого джаза, – рассказал Александр Лукинов, руководитель проекта «Джазовые сезоны», продюсер фестиваля «Джазовая провинция» в Воронеже.

И вот здесь, на слове «эмоции» – пауза, щелчок пальцами! – предпочтения аудитории, хоть неподготовленной, хоть продвинутой, разбегаются, как несведенные звуковые дорожки. Ибо какие они, эмоции корневого джаза? Умиротворение, блаженство, светлая печаль? Нежность, легкость, вдохновение? Эйфория, восторг? Или, может, возбуждение и дрожь в коленках?.. А если все сразу?.. Вопросы априори риторические, потому что кесарю кесарево. Одна и та же мелодия вызовет разные чувства у степенной дамы с лаковым клатчем и прихиппованного студента, обвязавшегося толстым шарфом. Впрочем, общий знаменатель все же обозначить можно – применительно к стилю и качеству «как-это-сделано». В этом смысле джаз в исполнении Шэрон Кларк и ее парт­неров по сцене – безусловный комплимент классическим традициям, мейнстриму в его самом что ни на есть аутентичном виде. А для пришедшего на концерт почитателя этой музыки – возможность услышать джаз таким (ну, или примерно таким), каким он был в 40-60 годы в Америке, соотнести свои представления о современном джазе с его «золотой» эпохой.

 

Шэрон Кларк: «Музыка – моя жизненная сила»

Серфинг по Сети подтвердил: гостья воронежских «Джазовых сезонов» абсолютно точно звезда. Критики всех мастей, не говоря уже о прессе, расхваливают певицу на все лады: «одна из лучших вокалисток современной джазовой сцены», «достойная преемница Эллы Фитцджеральд и Сары Воэн», «обладательница проникновенного контральто с абсолютной свободой в выражении эмоций»… И самое красочное – «ее голосовые связки могут поразить слушателей мощным звуком, но она использует свои силы как дамский пистолет, а не гаубицу». Музыканты счастливы ей аккомпанировать, записи с ее голосом переиздаются во всем мире. Именно этот голос влиятельное издание Washington Post охарактеризовало как «сильный, но все же гибкий и мягкий», «проникновенный, свингующий, чудесно живой». Дифирамбы в таком изобилии явно интригуют.

И вот действующая легенда американского джаза на сцене. Колоритная 52-летняя black lady, бесспорно, хороша. Сильный, сочный голос. Грудной бархатный тембр, впечатляющий диапазон. В «низах», где всякому контральто уютнее всего, трогает густыми вибрациями, в «верхах» – подвижностью и точностью. Весь вечер звучали в основном проверенные джазовые стандарты и элегические осенние баллады в духе Фрэнка Синатры и Билли Холидей – «Autumn Leaves», «Autumn in New York», «Goodbye Charlie», свинговые вариации «Битлов» и прочие узнаваемые хиты на все времена, с вкраплениями блюза, соула и босановы.

Свинг, скэт, ненавязчивые импровизации – Шэрон Кларк продемонстрировала класс исполнительского мастерства. Квартет соответствовал уровню: музыканты играли респектабельно и выдержанно, интеллигентно обмениваясь сольными репликами импровизаций. «Говорят, у них потрясающая «Summertime», интересно, сыграют?» – шептались в зале. До не­тленки так и не дошло, зато певица трижды выходила на бис. «That’s really good» – прочувствованным эпитетом, которым Шэрон Кларк одобряла особенно удавшийся инструментальный пассаж, можно, в принципе, описать и сам концерт. Действительно, хорошо. Качественно, мастерски, добротно, красиво. Но – признаться, скучно. Слишком уж спокойно, академично и предсказуемо. При всем уважении к великолепной технике и богатым импровизационным возможностям каждого отдельно взятого исполнителя и прекрасной сыгранности коллектива. Чего-то все время не хватало. Темпов хотелось погорячее, ритмов – чувственнее и ярче, модуляций – интереснее, эмоций и драйва – больше…

Могу, конечно, предположить, что в другой день, в другом настроении ощущения были бы иными. Да и вообще, гораздо проще слушать разную музыку, когда начинаешь воспринимать и оценивать ее внутри ее же ниши. В нише традиций «золотой классики» а-ля Элла Фитцджеральд первый джазовый концерт осени в Воронеже прошел весьма достойно.

 

Главное, чтобы костюмчик сидел

Джазовая жизнь в городе, к радости ценителей, начинает закипать. «Джазовая провинция» уже не единственное такого рода событие в Воронеже. И если курский передвижной фестиваль Леонида Винцкевича гостит у нас всего несколько дней в году, то «Джазовые сезоны» длятся с осени до начала лета и обещают стать полноценным долгоиграющим проектом. Успех первого опыта очевиден: в городе регулярно проходят не только концерты, но и творческие встречи, и мастер-классы, собравшие в минувшем году довольно серьезную аудиторию.

– Пиджак «Джазовой провинции» нам стал тесноват. А «Джазовые сезоны» – это пиджак на все времена года. Второй год, наверное, всегда самый сложный. Ведь не так трудно забраться на вершину горы, как удержаться на ней. Но, открывая новые «Джазовые сезоны», мы попытаемся это сделать! – образно заметил Александр Лукинов. – Надеюсь, что мы уже успели приучить людей в нашем городе ходить на живые концерты хорошей музыки, не звучащей из радиоприемников и с центральных телеканалов.

Одновременно со стартом проекта в 2012 году в Воронежском музыкальном колледже им. Ростроповичей было восстановлено джазовое отделение, которое возглавил «первый джазмен» города, пианист и педагог Игорь Файнбойм. А значит, «Джазовые сезоны» имеют все шансы стать прекрасной площадкой для развития местной джазовой сцены, поддерживая и продвигая молодых воронежских музыкантов.

Наталья Виноградова
Фото Мария Григорян

Об авторе

Оставить комментарий