Люди и образы Чернозёма

0

Воронежский «Чернозем», похоже, смело можно вносить в шорт-лист визитных карточек города. Фестиваль современного искусства, стартовавший 21 августа, близится к финалу. И уже сейчас понятно: весь этот месяц – день за днем, проект за проектом–«Чернозем» не просто доказывает свою актуальность, жизнеспособность и состоятельность. Он широким театральным жестом демонстрирует щедрость и плодородность местной культурной нивы, ее готовность развиваться и давать новые плоды.

IMG_7785

Это событие знаковое для Воронежа даже не из-за количества и качества приглашенных гостей (а среди них – и видные художники из обеих столиц, и знаменитые поэты, и актеры, участвующие в постановках «Политеатра» Эдуарда Боякова, и Московский ансамбль современной музыки, и исполнители-авангардисты из Швейцарии). Ценен и интересен «Чернозем» в первую очередь своей самостоятельностью и самобытностью.

Придумал фестиваль известный воронежский художник Сергей Горшков. Идея своего, «черноземного» арт-проекта вынашивалась единомышленниками и друзьями много лет, и в 2010 году был запущен пробный шар. Дали емкое говорящее название, организовали несколько весьма удачных выставок, пригласили режиссера Валерию Гай-Германику коллекционера Марата Гельмана, поэтессу Елену Фанайлову. Окончательная стройная картина сложилась через три года. Известно же: чтобы семена дали ростки, нужны влага, тепло и свет. Время проращивания напрямую зависит от культуры, которую хотят вырастить, без надлежащего ухода тоже не обойтись. В этом году у «Чернозема» все срослось: увлеченная команда организаторов, поддержка спонсоров и властей, новые концертные и выставочные площадки, готовность столичного бомонда к участию в фестивале. И самое главное: созрел собственный творческий материал, способный не только заинтересовывать публику в Воронеже, но и работать на культурный имидж города.

Дмитрий Большаков, директор фестиваля (арт-группа «Квадрат»): «Миссия «Чернозема» в том, чтобы представить современных воронежских авторов музыки, литературы, различных видов визуальных искусств – как самому Воронежу, так и, если угодно, миру.Нам хотелось сделать акцент на искусстве Черноземного края. Но не в каком-то замкнутом, узком варианте, а, скорее, в контексте и в диалоге с искусством других городов и стран. Ведь в наше время, время Интернета, художник, как и любой человек, не оторван от международного контекста. Большинство авторов разбираются и следят за мировыми тенденциями. Многие вещи, которые у нас создаются, очень актуальны далеко за пределами Воронежа. Поэтому задача фестиваля – раскрыть воронежское искусство, продвинуть местное творчество. И мы видим в произведениях наших земляков внутреннее единство, если так можно выразиться, общее своеобразие – при разнообразии форм и жанров».

Последняя мысль вообще проходит лейтмотивом через весь фестиваль, от художественных экспозиций до театральных перфомансов: сплав непересекающегося, диффузность стилей, объединение в едином пространстве – будь то выставочный зал или сцена – произведений абсолютно непохожих представителей арт-сообществ.

IMG_7780

Открыла «Чернозем-2013» выставка «Украшение красивого». Элитарность и китч в современном искусстве» – совместный проект Третьяковки и Воронежского художественного музея им. Крамского. Подборка работ русских авангардистов начала ХХ века, современных художников и произведений народного примитивного искусства. Работы, привезенные из Москвы, соседствуют с картинами из коллекции нашего музея. Понять, где же здесь китч, ширпотреб, а где подлинный шедевр, практически невозможно – настолько жанры и стили переплетаются, мимикрируют. Зритель сам создает образы и наделяет их смыслами, меняя ракурсы.Или, скажем, выставка «Бестиарий», представленная молодыми художниками из Воронежского центра современного искусства. Она устроена наподобие книги или даже видеоигры-«бродилки», с главами и иллюстрациями, маршрутами и текстами.

Посетитель путешествует среди фантастических чудищ и монстров, созданных художниками из Воронежа, Краснодара, Москвы, Махачкалы, Лондона с помощью самых разных средств: видеоарта, инсталляций, скульптуры, живописи, графики. Эти вымышленные миры не имеют ничего общего между собой – кроме идеи: рефлексии о современном мироустройстве. А вот в прокуренном пабе читают стихи молодые воронежские поэты – ведущий поэтического слэма Андрей Родионов собирает в одном зале романтиков и циников, смешивая политику и любовь, приправляя их сленгом и ненормативными словечками. Чем не актуальная диффузия?

«Черноземная» тематика рождает еще одну связующую нить, которая сквозит во многих проектах фестиваля: связь художника со своей почвой – во всех смыслах этого слова. Самое очевидное – выставка «Народные мотивы в работах современных художников Черноземья». Эпос, сказки и древние легенды, лубочные картинки и даже уличное граффити способны вдохновить творца на создание нового, одновременно доказывая, что всем нам действительно есть чем гордиться.

Сергей Горшков, куратор выставочного направления: «Наивное искусство вечно и долго (если не всегда) будет оставаться современным. Народное искусство во всех своих проявлениях – от архаичных форм глиняной игрушки до живописи ныне живущих самодеятельных художников – всегда было питательной средой для творчества многих современных авторов. Но, несмотря на то, что оно признается основой культуры, профессиональное сообщество относится к народной культуре очень сдержанно, со снисхождением. В такой ситуации вдвойне приятно видеть, когда профессионалы не только показывают свою любовь к народной культуре, но и сами становятся подобными народным мастерам, создающим искусство, которое не укладывается в проложенные для него русла».

А еще – «уличная», хулиганская тематика в стихах современных поэтов. И этническое звучание в сочинениях современных композиторов в рамках проекта «Границы музыки». Все это – одна общая история.
Ярослав Борисов, куратор музыкальной программы, лидер групп Happy55 и «Другое дело»: «Наравне с приглашением именитых мастеров – Московского ансамбля современной музыки, например, – мы являем Воронежу и местных самородков. Это Иван Сухарев, в свои 20 с небольшим лет играющий на огромном количестве инструментов. На его концерт стоит обратить внимание не меньшее, чем на швейцарцев из Plaistow».

IMG_4219

Обширная программа «Чернозема-2013» состоит из четырех частей: визуальное искусство, литература, музыка и театр. Каждая ниша – настоящий кладезь экспериментов и открытий. Искусство синтетично, и чем теснее переплетаются ростки, тем любопытнее наблюдать за тем, как они растут, развиваются, взаимодействуют. Но почва нуждается и в питательных веществах извне, поэтому на «Черноземе» достаточно много участников из других городов и стран. Кульминация событий пришлась на середину сентября, когда в Воронежском концертном залес аншлагом прошли два спектакля московского «Политеатра» под руководством режиссера и продюсера, ректора воронежской Академии искусств Эдуарда Боякова. На поэтический перфоманс «Двенадцать» с участием московских и воронежских поэтови в особенности на спектакль «Вера Полозкова: Избранные» билеты были раскуплены больше чем за неделю до начала!

Эдуард Бояков: «Где граница между литературой и театром, спросите вы? Она очень условна. Современное искусство – это то, что создается здесь и сейчас, отвечает на проблемы сегодняшнего дня,выражаетдух и настроения нынешнего времени. А формы и стили могут использоваться любые, если они уместны и содержательны.Оно просто может находить какой-то отклик в тебе, резонировать с тобой – или нет».

Завершится «Чернозем», как обещают организаторы, большим открытым концертом в День города, 21 сентября. А по итогам фестиваля планируется провести круглый стол, на котором организаторы и участники проекта смогут подискутировать о том, какие проблемы волнуют современных художников, музыкантов, литераторов и театральных деятелей; чем отличается современное искусство от актуального.

Наталья  Виноградова
фото Ольга Табацкая

Об авторе

Оставить комментарий