Здравствуй, солнце! Я приветствую тебя! – этими словами начинается каждое занятие в студии Городского дворца детей и юношества, где учат редкому ремеслу – кукловождению. Упражнение «Здравствуй, солнце!», пришедшее из древнекитайской гимнастики, помогает юным воспитанникам студии «Кукломания» сконцентрироваться, настроить дыхание для дальнейшей работы. Ведь главная задача истинного кукловода – «умереть», чтобы кукла в его руках смогла «ожить».
Основатели и руководители студии – заслуженный артист России, лауреат государственной премии СССР Владислав Чернявский и его жена Татьяна. Когда-то они приехали в Воронеж из «уральской зоны», которая в советское время была настоящей кукольной Меккой, здесь работали такие мастера, как Вольховский, Шрайман, Виндерман… А первым педагогом Чернявских был легендарный Михаил Королев, который в 1959 году создал в Ленинградском театральном институте кафедру театра кукол, которую и возглавлял более тридцати лет, воспитав целую плеяду талантливых и высокопрофессиональных режиссеров и актеров.
Несколько десятков лет Чернявские отдали воронежскому театру «Шут». Владислав ныне полностью посвятил себя педагогике, а Татьяна, оставив кукольное искусство, играет в спектаклях Камерного театра, однако…
– Театр кукол – это моя первая и большая любовь. Там я училась, работала, с ним были связаны прекрасные моменты моей жизни, – признается Татьяна Чернявская. – Поэтому сейчас, когда у нас с Владом есть свои воспитанники, я с репетиции Камерного бегу сюда, а потом – снова на спектакль в Камерный – и по-настоящему счастлива!
«Кукломании» всего четыре месяца – в сентябре 2010 года прошел первый набор юных кукловодов, которым предстоит пройти серьезную профессиональную школу кукловождения за 3 года. Возраст студийцев – от 12 до 22 лет.
Каждое двухчасовое занятие начинается с 30-40-минутного тренинга, куда входят и ритмика, и сценическое движение, и работа с голосом.
От «я» до «мы»
Если у драматического актера на первом плане собственное «я» – его голос, тело, движения, то у кукольников «я» переходит в «мы с куклой». Эту истину начинающие «кукломаны» знают наизусть.
Фантазия актеров-кукольников должна быть безбрежной: разве человек без развитого воображения сможет представить, например, что его голова – воздушный шар?
– Мы сейчас знакомимся со всеми типами кукол, но на самом деле куклой на наших занятиях может быть любой предмет – кружка, лист бумаги, ботинок – и мы учимся его оживлять, – говорят участники студии. – Мы уже немного пробовали и сами изготавливать куклы, а скоро начнем по слепкам с человеческого лица создавать маски.
В отдельном «доме»-комнате «Кукломании» живут самые сложные из кукол – тростевые, которые считаются основными в кукольном деле. Внутри тростевых кукол находится хитрое устройство, помогающее движению головы куклы, – «гапит», а руки управляются тростями – отсюда и название. Сумеешь водить тростевую куклу – сможешь работать и с любой другой.
– К сожалению, на последнем фестивале в Питере уже не было ни одной тростевой куклы! – с горечью рассказывают Чернявские. – Актеры разучились работать с ними. Из кукловодов они превращаются в куклоносов, а кукла становится просто неким дополнением к актеру.
Проблема практически всех нынешних театров кукол в том, что кукла перестала быть главной. Сейчас во многих кукольных спектаклях активно используется так называемый «живой план», когда актер находится на сцене открыто, а рядом якобы что-то делает и кукла. В «Кукломании» принципиально много работают за ширмой с тростевыми куклами. Чернявские уверены, что оживление куклы – отдельная сложная профессия.
Чтобы получить еще более широкие и глубокие знания, «кукломаны» вместе ходят вместе в музеи и театры. Татьяна и Владислав считают своих воспитанников вполне взрослыми людьми, способными понять сложные произведения. Например, одна из студиек увлекается творчеством Мариенгофа, поэтому не смогла пропустить в Камерном театре премьеру «Циников».
Нешуточное дело
– Нас неоднократно приглашали работать и в другие учреждения дополнительного образования, – рассказывают Чернявские. – Но там был неверный подход, потому как руководители рассуждали так: коли есть у них маленькая сценка, где занимаются по очереди все коллективы, значит, и кукольному театру ее хватит. Не понимали, что театр кукол – это дом, где куклы живут.
Во Дворце же детей и юношества Чернявским сразу предоставили всю необходимую материальную базу. Дали репетиционный зал, где разместилась собственная сцена с ширмой, и большой зрительный зал, где часто проходят занятия. Одно из помещений стало новым домом, где поселились куклы, изготовленные Чернявскими совместно с известными воронежскими художниками. Во всем этом супруги видят огромную заслугу руководства – директора Дворца Александра Сухарева и заведующей отделом Натальи Утицких, которые искренне болеют за кукольное дело душой.
– Мы счастливые люди – начальство нам ничего не навязывает и полностью доверяет – это дает творческую свободу, – говорят Чернявские.
Курс подготовки юных артистов-кукловодов фактически основан на программе театрального института, адаптированной таким образом, чтобы она была понятной даже самым юным студийцам.
Помимо практических, Чернявские проводят и своеобразные теоретические занятия: демонстрируют ученикам видеозаписи лучших выступлений кукольных театров, а потом обсуждают со студийцами увиденное.
апример, собственные записи с фестиваля во Франции в Шарлевиль-Мезьер 1988 года, где участвовали разные кукольные школы мира. В студии есть и своя библиотека, ребята много читают.
Цель, ради которой создавалась студия, на первый взгляд, проста: помочь ученикам стать свободными и открытыми миру.
– Мы стараемся не сделать из них рабов куклы, а воспитать самостоятельные личности, следуя золотому правилу о том, что научить нельзя – можно научиться, – считает Владислав Иванович.
У Чернявских, безусловно, есть и сверхзадача – получить возможность набирать профессиональные курсы для актеров-кукловодов – с выдачей дипломов о среднем специальном образовании. «Кукломания», как ни крути, – это пока самодеятельный коллектив, но профессиональных знаний и опыта Татьяны и Владислава, накопленных за три десятилетия работы на сцене, вполне достаточно для того, чтобы суметь подготовить молодых специалистов для профессионального театра. К тому же есть репетиционная база и друзья – прекрасные воронежские театральные педагоги, которые всегда с радостью помогут. Остается всего ничего – получить разрешение на этот вид деятельности из Москвы и заручиться поддержкой местных властей.
Если учесть, что вузов, в которых готовят артистов театра кукол, в нашей стране совсем немного – эту специальность можно получить в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Ярославском театральном институте, Екатеринбургском театральном институте, Новосибирском и Иркутском театральных училищах, — то подобный курс стал бы прекрасной кузницей кадров – в первую очередь, для воронежского театра кукол. Ведь сейчас все молодое поколение артистов воронежского театра «Шут» – приезжие актеры.
– Даже если не добьемся организации собственного курса – все равно мы уверены, что хотя бы два-три человека из наших сегодняшних учеников станут профессиональными актерами. В них будет заложено правильное отношение к профессии – и они от нее не откажутся, – считают Татьяна и Владислав.
К концу этого года в репертуаре «Кукломании» будет более восьми различных кукольных сценических номеров, а в следующем году планируется уже полноценный спектакль.
Так что же такое кукломания? На этот вопрос у будущих кукловодов есть твердый ответ: «Это значит – кукла манит!»
Алена Захарова
Фото Игоря Филонова